karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

В ателье Йехиэля Шеми

Йехиэль Шеми – один из известнейших и уважаемых израильских художников, лауреат премии Израиля за 1986 год, один из наиболее заметных современных скульпторов страны - жил в кибуце Кабри. Где, к слову сказать, родилась певица Ярдена Арази и джазмен Авишай Коэн, где жил и Ори Рейзман – еще один из знаменитых израильских художников, где расположен Семинар печати – семинар израильской гравюры (за годы работы Семинар печати провел более 40 выставок и постоянно экспонирует новую графику в Тель-Авиве) - и галерея современного искусства. А еще в Кабри сохранилось мастерская – ателье Йехиэля Шеми, где он проработал полвека и где 22 января открывается выставка его рисунков "Мое ателье", организованная куратором Смадар Шиндлер.

Для увеличения нажми на меня!

 

При въезде в киббуц на склоне холма стоят железные ржавеющие эффектные работы Шеми, привлекающие любопытных туристов. Ателтье Шеми расположено в глубине Кабри – кибуца. центральной фигурой которого он был на протяжении десятков лет, как и центральной фигурой в области израильской скульптуры.

Мастерская Шеми поделена – как оно и было при нем – на две части – "скульптурную" и "живописную". Выставка рисунков откроется на "живописной" половине, где со временем планируется проводить сменные экспозиции и учебные семинары. А пока что можно посмотреть рисунки и эскизы Шеми на фоне галилейских пейзажей и сада скульптур, вид на которые открывается из окон его мастерской. Говорят, что все в этом ателье осталось так, как было при жизни скульптора, в немалой степени определившего пути развития израильской модернистской скульптуры считавшего, что "Общество не может существовать без искусства, которое рождается в нем, существует в нем и зависит от него".

3b7db7b40e084081721069036e2ab3bc_shemi1.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

На выставке рисунков Йехиэля Шеми представлены работы различных периодов его творчества, сделанные в различных техниках. Общее в них – линия. Линия, как основная составляющая бумажного пространства, линия, в которой есть, как говорил Шеми "все чувства, рождающиеся в художнике во время процесса рисования, процесса творчества". Среди его рисунков – ранние работы, эскизы будущих скульптур, рисунки чернилами, совокупность которых ведет к дискуссия о скульптуре вообще и о скульптурах Йехиэля Шеми в частности, которого многие знают по тяжеловесным монументальным работам из камня и бетона, а не по тонким летящим рисункам. Хотя Шеми увлекался и литографией, коллажами, мелкой пластикой, сделал ряд деревянных скульптур с фрагментами остовов старых кораблей, любимым его материалом оставался металл.

Для справки:
Йехиэль Шеми (Штицберг) родился в 1922 году в Хайфе, умер в 2003-м году в Кабри. Рос в семье, соблюдавшей еврейские традиции и потому не получил профессионального художественного образования. Он был одним из основателей кибуца Бейт-Арава, где в 1939 году сделал свои первые живописные работы. В 1941 году Шеми познакомился с израильским живописцем Д. Хендлером и скульптором Исааком Данцигером. Во второй половине 1940-х годов Шеми много путешествовал по США, Египту, Франции, Италии, где познакомился с искусством древнего мира, Возрождения и с модернистскими течениями. В 1949 году Шеми стал членом киббуца Кабри и там же занялся скульптурой. В 1955 году Шеми показывал свои произведения на выставке группы «Новые горизонты», и с этого времени его творчество было тесно связано с работой этой группы. Шеми участвовал во многих монументальных проектах – к примеру оформлял аэропорт Бен-Гурион и "Театрон-Иерушалаим". Выставки Шеми проходили в музеях и галереях Иерусалима, Тель-Авива и Нью-Йорка и Парижа.

Кибуц Кабри возник в Западной Галилее практически одновременно с Государством Израиль – в 1948 году, сразу после войны за Независимость. Ядром его стали переселенцы из киббуца Бейт ха-Арава у северной оконечности Мертвого моря. Из Бейт ха-Арава киббуцники были насильно эвакуированы по приказу правительства, опасавшегося, что силы арабского легиона захватят этот район после объявления Независимости Израиля. Сам же киббуц Бейт ха-Арава был основан еще в 1939 году беженцами из Европы и членами молодежного движения "Алият ха-Ноар" на просоленных землях на севере Мертвого моря и был полностью на самоокупаемости благодаря производству поташа – едкого калия. А на киббуцных землях устроили рыбные бассейны – для сельского хозяйства почва была слишком засолена. После нескольких лет эксплуатации бассейны были осушены, заполнены землей, и там стали выращивать фрукты и овощи, проведя ирригационную систему от Иордана. Плоды эти высоко ценились на рынках Тель-Авива и Иерусалима, поскольку поступали туда в межсезонье. Можете не сомневаться, что после того, как в 1948 г. киббуцников эвакуировали, все ими построенное было немедленно разрушено их арабскими соседями.
На момент переселения в Западную Галилею в киббуце насчитывалось 160 взрослых и 48 детей, там были бассейны, овощные и банановые плантации, питомник роз, курятник, молочное хозяйство и т. д. Неудивительно, что его жители отказывались куда-либо переезжать. Около года они жили в киббуце Шфаим, и только после окончания войны за Независимость основали два новых киббуца в Галилее – Кабри и Гешер-Азив.

Выставка продлится до 23 марта – вход свободный. Открыто по субботам с 10.30 до 14.30 или по предварительной договоренности по телефону 052-8840215 – Смадар (http://cabri.org.il).

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Tags: Маршруты прогульщика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments