karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Рисунки времени в эстетике дзен: Дрор Бен-Ами и Рут Норман в Музее Вилфрида

Дзен-рисунки Дрора Бен-Ами и Рут Норман подчеркивает красоту и покой природы, так как и положено в живописи стиля суми-е и дзен-каллиграфии. Совместная их выставка "Рисунки времени" в Музее Вилфрида - это осмысление живописи в духе дзен, постулатом которого считается выражение, что "самое ценное в жизни – эти неопределенность".

Для увеличения нажми на меня!

 

Бен-Ами и Рут Норман вглядываются в незначительные предметы, в эфемерные явления, которые могут показаться лишенными особого смысла – тонкая нить паутины под потолком, сломанная ветка, сухая шелуха от чеснока. Они обращают внимание на объекты, красота и визуальная ценность которых проявляются в процессе рисунка: тонкие линии упорядочивают хаос, натюрморт выявляет баланс между динамикой жизнью и застылостью смерти, между материалом и душей.

Рут Норман и Дрор Бен-Ами увлекаются философией дзена, дзен-буддизма, именно поэтому их выставка проходит в Музее Вилфрида, постоянная коллекция которого посвящена искусству Востока. И именно поэтому они пытаются запечатлеть грань между настоящим и уходящим, между распадающимся предметом, утекающей формой и пространством, очерченным тенями. Именно поэтому в их рисунках так легко угадывается эстетика дзена. Рисунки обоих скромны как монахи-буддисты, воздерживающиеся от прикосновения к цвету – лаконичные, черно-серые, даже белого в них почти нет, а есть свет и исчезающее в нем пространство-время.

Искусство рисунка тушью, суми-ё или суйбоку-га, начало развиваться в Китае во времена династии Сун (960-1274) и близко связано с каллиграфией. В Японии эту технику живописи узнали благодаря дзен-буддистским монахам в середине 14 века. Техника исполнения суми-ё основана на четырех мазках, которые называют" Четыре благородных". Суми-ё – это малое количество линий, открытая композиция и использование чернил одного цвета. Чернила в большей или меньшей степени разбавляются водой, что позволяет варьировать цвет от полупрозрачного к насыщенному и густому. Для суми-ё характерна спонтанность исполнения. Как только кистью сделан мазок, его невозможно изменить или замаскировать. То, что создано моментальным побуждением мастера, застывает во времени. Рут Норман в своих работах руководствовалась именно этим принципом, а предтечей для представленной на выставке серии ее работ стал гербарий.

cd61476af1bdbc5ca7a0ba064aa3a0db_ruth_norman2.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Рут Норман рассказывает: "Эта серия рисунков началась с гербария, с того, что я собирала сухие растения по обочинам дорог, когда гуляла между рыбными прудами в нашем кибуце и каждый раз поражалась красоте высушиваемых израильским летом цветов. Природа создает бесчисленное количество форм для растений - семян, стручков, цветов, листьев. Когда поле возле моего дома засеяли хлопчатником, я изо дня в день следила за тем, как из семян появляются ростки, как развиваются растения – сезон за сезоном собирала гербарий, из которого и выросла серия моих рисунков. В студии я ставила сухие растения на возвышение, освещала их и зарисовывала белой жидкой краской, иногда разбавленным типексом на черной бумаге, рисовала без теней – только ярко освещенные детали. У меня получались лаконичные рисунки на нейтральном фоне, но со временем мне удалось придать ему глубину, мягкость, дыхание. Композиции стали свободны, а между фоном и объектами возникло расстояние. Но главное то, что мои рисунки доказывают, что жизнь растения не заканчивается тогда, когда оно увядает и высыхает, когда опадает листва – все это лишь этапы, процессы существования и потому я стремлюсь к простым, почти абстрактным формам, разделяя растения на элементы, из которых они созданы".

Для увеличения нажми на меня!

Дрор Бен-Ами еще более радикален в своем подходе: "Рисунок – это пространство, на котором постепенно проявляются те или иные признаки жизни". Бен-Ами рисует на предварительно обработанной им бумаге – смятой, иногда протертой до дыр, покрытой слоем угля, и потому его рисунки на такой бумаге напоминают гравюры. В Музее Вилфрида он представил несколько серий рисунков, над которыми работал одновременно. "Колючки" - шипы и терн, покрытые пылью, иногда висящие на ниточке паутины, что, по мнению художника, означает то, что реальность существования спорна. "Окна" - покрытые плющом, побегами винограда, лепестками – вполне конкретные реально существующие окна Музея современного искусства в кибуце Эйн-Харод в Эмек-Исраэль. Работы Дрор Бен-Ами - дань его уважения и восхищения японской живописью, каллиграфией и эстетикой дзена, в которых он видит высшее проявление искусства "когда формы почти растворяются в небытии и пустоте и ведут к новым переходам".

Сайт Музея Вилфрида: http://www.wilfrid.org.il
Часы посещений: с воскресенья по пятницу с 9.00 до 14.00, в субботу и праздники – с 10.00 до 16.00
.

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments