karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Прогулка вдоль реки Янцзы

Прогулка вдоль Пятой Авеню в Нью-Йорке ничем речной береговой поход не напоминает, разве что тусклым освещением и количеством влаги, извергаемой секущим дождем на редких прохожих, бредущих вдоль пустых роскошных бутиков с громкими именами, которые закрываются, закрываются, закрываются… Что, конечно, наводит на мысли о вечном, каменном, бронзовом. Особенно если вовремя свернуть на 65-ю улицу, найти на ней здание с красной лаковой дверью, нырнуть в манящий цвет и оказаться в чинно-прохладном помещении «Китайского института» - China Institute, основанного еще в 1926 году старейшего «бикультурного» заведения Нью-Йорка с благородными целями просвещать и образовать. Достижений у «Китайского института» - множество, одно из них – галерея, где проходит выставка бронзовых ритуальных предметов, найденных в раскопках в районах южной части реки Янцзы.

Для увеличения нажми на меня!

 

Самый главный экспонат – гипнотизирующий ритуальный ящик-сосуд «дин». Прямоугольный с четырьмя шаманскими пугающими лицами-масками на гранях. Уши этих масок окружены стилизованными змеей и драконом, что указывает на власть человека над животными. Такой необычный «дин» с интригующими человеческими лицами (женскими или мужскими - не понятно) без улыбок пока найден в единственном экземпляре – причем не в ходе раскопок, а в груде металлолома в одной из скобяных лавок в провинции Хунань, где его углядел сотрудник China Institute, проводящий азиатскую экспансию в Америку – взамен промышленности, уходящей со Среднего Запада в Китай. Говорят, что в металлом эту редчайшую вещь сдал еще в 1959 году некий крестьянин, оперативно отреагировавший на призыв Мао Цзэдуна «что в производстве стали Китай должен догнать Англию и превзойти Америку".

fece3270ab7f9fd7ecd002072391ca2a_1 - Bronze Ding Face Mast Silhouette.jpg

Ньй-Йорк отдает дань возрождающейся империи: в Метрополитен-Музее демонстрируются сокровища Поднебесной, в галерее «Китайского института» - бронзовые шедевры, древние как сама история 70 предметов культуры бронзовой эпохи 16-го-3-го веков до нашей эры (династии Шан и Чжоу), извлеченные из гробниц и захоронений.

Огромные колокольцы – не колокола, а именно колокольцы «нао», звонившие в двух тонах (с молотком внутри и извне – по 120-200 килограмм весом, «захороненные» на вершинах холмов), форма и узоры которых свойственны югу Китая. Фигуры животных. Кувшины и сосуды в виде слонов, тигров, сов, драконов, птиц (во времена бронзового века массивные слоны были обучены сражаться и пахать поля). Мечи, ножи, оружие и топора. Ритуальные треножники. Чаши для вина и огромные емкости, вместившие формы космоса. Сосуды в виде тыквы – в память о страшном наводнении, спасаясь от которого брат и сестра спрятались внутри тыквы, а потом породили все человеческие существа. "Ноев ковчег" и "Адам и Ева" оказались внутри китайского кувшина «ху» с ручкой в форме дракона.

Для увеличения нажми на меня!

0d4337533d25b28834bc635e3c3f62c4_karlins2-28-11-8.jpg

Все испещрено сложной вязью линий, пляской выпуклых точек, спиралями. У всего – свой тайный смысл. Утварь и ритуальные предметы отлиты из бронзы, с веками покрывшейся не то что патиной, а мудростью, приобретшей магическую силу – оставаться одной в залах галереи неуютно. Четыре лица сосуда «дина» (возможно, как полагают некоторые исследователи, эти лица - образ вождя племени, который проводил религиозные обряды, или образ бога гор) смотрят на все стороны света, охраняют покой предков, их силу, ощутимую сквозь толстое стекло витрин, как и концентрацию истории и искусства бронзового литья, которым древние мастера владели с таким совершенством, что нынешним ремесленникам может присниться только в кошмарном от зависти сне. Такое уже не повторить – нет того ощущения времени, оно ушло в бронзу. Не только зрители оглядываются на эту бронзу – предметы, которым по 3500 лет, наблюдают за нами. Изысканность и вычурность, простота и точность, гул бронзы и тишина галереи – все вместе раскрывает таинственные истории реки Янцзы - самой большой в Китае, третьей в мире по протяженности, одной из колыбелей китайской цивилизации и китайской культуры бронзового периода.

59b88c4533c40cf3ff8379427492d3f1_karlins2-28-11-3.jpg

b572da230b154728bbb47fa541356ab0_karlins2-28-11-5.jpg

Раскопки в провинции Хунань проводились на протяжении последних десятилетий и были собраны в археологическом музее этой провинции, а в Нью-Йорке выставлены благодаря «Китайскому институту», сотрудники которого принимали участие в археологических экспедициях. Благодаря артефактам бронзового века – чуду металлургического дизайна и технологий - можно получить более полную и сложную картину периода становления китайской цивилизации, узнать малоизвестные аспекты той культуры. Декоративные мотивы не только поражают воображение, но и дают представление о культуре и эстетике раннего Китая, а надписи на многих бронзовых сосудах иллюстрируют эволюцию китайской письменности и стали свидетелями важных исторических фактах. К примеру, такого, что общество 16 века до нашей эры в Китае было высокоразвито – иначе бы не производило бронзу в таких количествах и столь технически сложную. Драгоценную бронзу использовала тогдашняя элита. Для поиска меди и других металлов, выплавке, изготовления сложных форм была выстроена сложная иерархия, о чем есть записи в летописях. Так император мог использовать девять "динов", его наместники - семь, министры – по пять, чиновники и ученые - от одного до трех.

Эксцентричный бронзовый период китайской культуры, наполненный фантастическими фигурами, ритуалами, представлениями о том, что понадобится в загробной жизни и привычками знати и живая с тех пор бронза ждали своих зрителей с Пятой Авеню три с половиной тысячи лет. Будете в Нью-Йорке – не забудьте адрес галереи: 125 East 65th Street, New York
Сайт China Institute - http://www.chinainstitute.org

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments