karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Кинематическая графика Уильяма Кентриджа

Персональная выставка популярнейшего еврейского художника-космополита Уильяма Кентриджа, разъезжающего по миру, на сей раз проходит в Музее Израиля в Иерусалиме, где на днях открылась его выставка «Пять тем», посвященная основным мотивам в творчестве этого южноафриканского художника – то есть политическим рефлексиям и его личности.

b149e3962052528c7ef8932dfd833bae_kentridge02_GeorgeMelie.jpg

 

Трагическая и уродливая процессия теней в актуальных "Пяти темах" - это не только графика – основная медия Кентриджа, но и видео, инсталляции, анимационные работы, сделанные Кентриджем вручную как раз на основе его нарочито неряшливой графики и коллажей. Неряшливой – потому как Кентридж рисует и стирает, рисует на ставшим сером фоне вновь и вновь, рисует на обрывках газет и на старых коллажах – но у него это выглядит именно что не неряшливым, а нарочитым. Его творчество – это еще и доказательство того, что политическое искусство может быть зрелищным. И, недаром его работы, центральная тема которых - конфликт между эмоциями и моральной ответственностью - часто появляются на крупных аукционах современного искусства. Он считается классиком современного искусства. Его работы показывали на Венецианской биеннале и кассельской «Документе», «за творчество в целом» он получил престижнейшую премию Киото (около 450.000 евро) и создал официальный плакат чемпионата мира по футболу - апофеоз признания художника массами.

77d447e0d0c0e86635ba793e0ea5af16_kentridge07_Flutedrawing2.jpg

75c38ba37cb800d29b86b2eff6d2a3e9_Afbeelding 11.png

Кентридж — один из самых последовательных политических художников современности: еще в 1980-е годы он был автором театральных постановок, направленных против апартеида в ЮАР и сопротивление режиму (с годами повелось - любому режиму) стало одной из главных тем его творчества. Он переходит от жанра к жанру: от оперы к анимации и политическому плакату, придумывает персонажей, кочующих из одного проекта в другой, из комиксов в фильмы и переиначивает классику - несколько его спектаклей и графических серий обращены к сюжету пьесы Альфреда Жарри «Король Убю».

Уильям Кентридж в последнее время путешествует со своей передвижной выставкой "Пять тем", только в прошлом году экспонировавшейся в "Метрополитен-Музее" в Нью-Йорке, в музее современного искусства Сан-Франциско, в национальной выставочной галерее в Париже Жё-де-Пом и в венской "Альбертине". Куратором этой выставки стал руководитель калифорнийского "Музея Нортона Cаймона" Марк Розенталь.

2429d3467e3206aef86bafd223a59637_2000.117_ph_web.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Международную известность Кентридж получил в начале 1990-годов, создав серию "Рисунки для экрана» - короткометражные анимационные фильмы о режиме апартеида. Но внутренняя политика – дело проходящее, посему Кентридж расширил сферу художественных интересов до собственной личности и универсальных тем – коллективная память, революции и перевороты, наследие тиранов, борьба за власть и капитал, наблюдатели и жертвы, динамика и противоречия, контроль и обнищание. Государственные и общественные конфликты никогда не кончаются, и потому источник вдохновения для Кентриджа неисчерпаем. Кентридж подмечает все – да так метко, что его работами, в которых фантазия сочетается с критикой системы, заинтересовался весь мир. Но политика, как было сказано - это далеко не все, так что в прошлом году Уильям Кентридж, давно сотрудничающий с театрами, поставил оперу "Нос" Шостаковича в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке (одновременно с этой оперой проходила выставка его графики).

Большая часть работ, представленных в Иерусалиме, сделаны после 2000 года –рисунки, коллажи, анимация, гравюры, гротескные инсталляции, бронзовые скульптурные фигуры, театральные модели и декорации. Сотрудничать с театральными труппами Кентридж начал еще в 1970-е годы в Йоханнесбурге, где был одним из основателей театральной группы Junction Avenue, а позже - начиная с 1992 года - много работал с кукольным театром Handspring Puppet Company. Драматизм его рисунков вписывался в оформление сложных мультимедийных спектаклей, объединяющих кукол, анимацию, проекции и живую игру актеров. Во время спектаклей Handspring демонстрировались документальные кадры и анимация Кентриджа.

Для увеличения нажми на меня!

928e7d0a580292440a95572bf6b9ffb7_7777.jpg

d46f84db15b3be77900a7164db4caee4_ggg---Kentridge.jpg

Его искусство сочетает театр, кино, анимацию, живопись. Он не мешает эти медии, а плавно-спокойно переходит от одного жанра к другому, не забывая о черно-белой Южной Африке и о культурной Европе с ее литературой и оперой. Кино и театр, добро и зло идут вместе. А еще публике надо подкидывать реплики о собственном отношении к миру – потому сам Кентридж со временем начал появляться в своих работах в виде некого постоянного персонажа. Как и во всех "Пяти темах" и прежде всего в теме первой "Художник в своей студии", серии автопортретов, которые и не автопортреты вовсе, а иллюстрации процесса работы над автопортретами.

Тема вторая – "Убю и парады". Многочисленные рисунки по мотивам гротескно-комического фарса одного из основоположников абсурдизма Альфреда Джери (написанной в конце 19 века) - утопии о жестком и кровавом диктаторе. Кентридж превратил папашу Убю в символ продажного и трусливого губернатора. Основа рисунков – фотографии актеров, игравших папашу Убю в театре. Кентридж ставил спектакли про Убю еще в середине 1990-х годов с театром Handspring.

Тема третья – "Волшебная флейта" – работы, сделанные Кентриджем по следам его постановки "Волшебной флейты" Моцарта в 2005 году в театре "La Monnais" в Брюсселе: небольшая модель театрального зала со сценой, на задник которой проецируются фильмы об этой опере (эта постановка была показана также во Франции, Италии, Израиле, США и Южной Африке).

Тема четвертая – "Учиться у абсурдного: Нос". Рисунки и инсталляции к опере "Нос" Шостаковича по повести Гоголя, поставленной Кентриджем в Нью-Йорке в 2010-м году (Кентридж вообще не чужд русской культуры – потому в визуальном ряде спектакля много русского авангарда). Дирижировал оперой сам Валерий Гергиев, не усомнившейся в том, что современных художников можно привлекать к постановке опер. Помимо чистой "живой" графики для анимационных роликов к "Носу", Кентридж использовал старую фото- и кинохронику, вживляя ее в видеоряд кустарными способами беглый нос, врисовывая его в кадр вручную.

8e678ebd6125ff23d419c9700d2a37fa_pic2.jpg

dcab406ca428309ca59ddd18bd144c55_pic3.jpg

Тема пятая – "Сохо и Феликс". Ряд короткометражных анимационных фильмов про приключения в южно-африканском апартеиде вечной парочки – двух вымышленных белых персонажей. Нехорошего капиталиста, агрессивного промышленника Сохо Экштейна и его антипода – хорошего чувствительного интеллектуального мечтателя Феликса Тейтельбаума (alter ego самого Кентриджа). Эту серию мультипликационных фильмов Кентридж начал создавать в 1989 году. Фильмы состоят из рисунков углем и пастелью, которые Уильям Кентридж переделывал, оставляя следы стирания и перерисовок. Свой метод создания фильмов - художник фотографирует свои рисунки углем и пастелью - он называет «анимацией бедного человека», именно кинематической графикой. Сначала художник делает рисунок углем и снимает его на камеру. Так получается первый кадр. Затем он меняет рисунок, стирая некоторые участки и заполняя образовавшиеся пустоты новыми изображениями - следующий кадр готов. И так далее. В большинстве случаев следы стертых элементов хорошо видно на бумаге - Кентридж делает процесс создания своих фильмов видимым для зрителя.

1ead8663df0cdda191093dde9be85d8f_pic1.jpg

Родился Уильям Кентридж в Южной Африке 56 лет назад в еврейской семье с литовско-немецкими корнями. Его дед со стороны матери бежал от восточноевропейских еврейских погромов из Литвы в Южную Африку, мать и отец защищали как адвокаты противников апартеида в Йоханнесбурге. В конце 1950-х его отец, Сидни Кентридж, один из главных юристов движения против апартеида, защищал в суде Нельсона Манделу. Сам же художник учился поначалу в Йоханнесбурге политическим наукам, затем – в Париже, где изучал живопись и рисунок, а позже – пантомиму и театр у знаменитого Жаке Лекока в L’École Internationale. Когда он вернулся в Южную Африку, то работал ассистентом по реквизиту в телесериалах, а в 1985 году сделал первый анимационный фильм, «Vetkoek/Fête Galante». Он сочинял собственные пьесы, либретто опер и сам себя называл "кинорежиссером из каменного века", который из собственной фантазии извлекает "нечто, находящееся между искусством и жизнью, поэзией и политикой с их постоянными метаморфозами". В конце концов, он окончательно пришел к театру, графике и рисованному фильму.

Выставка "Пять тем" Уильяма Кентриджа продлится до 18 июня.
Сайт музея Израиля - imjnet.org.il

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments