karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Сиреневый чертополох из детства

Сиреневые цветы друзского художника Салаха Кара украсили стены одного из залов рамат-ганского Музея современного израильского искусства. Расцветили цветами всех цветов и всех красок, но больше всего на этих картинах цветов сиреневых - сиреневых чертополохов, анемонов, лютиков и даже сиреневых маков. Работы Салаха Кара можно отнести к искусству наивному или к "детскому", тем более что он восстанавливает на полотнах пейзажи своего детства – пейзажи Кармеля.

b300c49481f9d95a54a687dae29fec8a_purple flowers11.jpg

 

Сиреневые, розовые, синие, желтые пятна на фоне нарисованных светлых стен, серых заборов, черно-зеленых холмов - будто случайны и по-детски наивны. Так, проникая в суть вещей, рисует художник Салах Кара, живущий в друзской деревни Длият эль-Кармель, описанной когда-то лордом Элифантом как эталон пасторальности, а ныне – во времена пожаров и потрясений, стряхнувшей с себя пыль былой тихой замшелости.

Длият эль-Кармель, расположенная в 10 минутах езды от Хайфского университета, окружена некогда зелеными холмами, леса которых погибли в недавнем пожаре на Кармеле. Еще ближе к Длият эль-Кармель - деревня художников Эйн-Ход, где Салах и его родители и домочадцы работали в художественных мастерских, на учебных семинарах печати, текстиля, ткачества, помогали другим художникам. Неудивительно, что Салах стал рисовать сам с юных лет, а после многих лет работы в Эйн-Ходе и занятий коммерческой стороной искусства, сам обратился к чистому творчеству едва ли не против воли большинства, против укоренившихся традиций. Интересно, что учился он на ходу, в студиях художников. Глядя, как работают другие, освоил технику живописи, понял, как отразить на белом листе то, что подсказывает фантазия, как ассимилировать в краске и линии методы и техники. Но еще интереснее то летучее, почти неуловимое, что превращает его работы в настоящее искусство, превращает холсты в листы книги, а каждую картину – в универсальный рассказ. Рассказ о домах, ветрах, деревьях, полях и лесах, о холмах и пейзажах за окном, о цветочных горшках, сделанных старыми женщинами его деревни из консервных банок и о простой спокойной жизни – уже ушедшей, как ушло и то, что было сожжено пожаром.

eeb401496c48c98f82726771d7eb95a2_purple flowers3.jpg

Для увеличения нажми на меня!

d3b058612b66cf021409820931814fcd_purple flowers10.jpg

6962848cb62c6e50e6f00c680c25e802_purple flowers9.jpg

Для увеличения нажми на меня!

ffbe5772bcb6efca20c26f572723feec_purple flowers6.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Ушло, превратившись в тонкий поэтический, пахнущий дымом и пряностями, ароматный рассказ о сказках и сиреневых цветах, о Кармеле – родине анемонов, марвы, заатара, дубов и сиреневых чертополохов, о растениях, ставших источником вдохновения для Салаха Кары. Возможно, что именно сиреневые чертополохи и анемоны водили его кистью, нашептывали какую краску зачерпнуть, напоминали о том, что сохранилось в памяти длинной и короткой, и о том, что изменилось за десятки лет, прошедших со времен детства – детства, пейзажи которого Кара воссоздает, иллюстрируя встречи сознания с подсознанием (недаром Фрейд так ценил сиреневый цвет), встречи эмоций прошлого с реальностью настоящего. Он возвращается к пейзажам детства, но путешествие это не ностальгично. Скорее, это сожаление о том, что человек делает с окружающим его миром, делает своими руками. Салах Кара своими руками создает сиреневые картины – отголоски прошлого, скорбящие и протестующие. Серые и черные небеса становятся фоном для темных красных цветов, а распахнутые в никуда окна и темные деревья в попытке выжить едва ли не вопиют об одиночестве. Но любовь к жизни, как чертополох, пробивается сквозь резкий ветер, и потому картины Салаха Кара столь разные по настроению и звучанию. Его пейзажи учат тому, что красоту все еще можно увидеть и даже обнаружить спокойствие, если через окна на его полотнах не выглядывать наружу, а заглядывать внутрь.

*******
Израильский музей современного искусства (в Рамат-Гане на улице Аба-Хилель, 146) существует уже 24 года и это, пожалуй, единственный в стране музей, посвященный исключительно именно израильскому искусству, творчеству художников, живущих в нашей стране. Ежегодно в музее проходит более двух десятков выставок, посвященных творчеству израильских художников, скульпторов, фотографов, дизайнеров.

Сайт Рамат-Ганского музея современного израильского искусства: http://www.m-i-a.co.il
Часы работы музея: воскресенье – закрыто; понедельник и среда – с 10.00 до 16.00; вторник и четверг – с10.00 до 20.00; пятница - с 9.00 до 13.00; суббота – с 9.00 до 15.00, телефон -03-7521876.
Выставка "Сиреневые цветы" Салаха Кара продлится до 15 мая.
Сайт Салаха Кара - http://www.karasalah.com/

Маша Хинич, tarbut.ru

 

 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments