karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Прошлое уже действительно прошло?

Прошло ли прошлое безвозвратно, или его еще можно использовать, переработать как бумагу, натянуть на новую реальность? Только бы не лопнуло, как старая обветшавшая перчатка, пусть и бывшая когда-то новой, модной и кружевной.
Переработке и переосмыслению прошлого – времени, материалов, традиций - и вещиц из былого – посвящена выставка "New Olds" ("Новое старое" или еще проще "Обновленное старье") в Холонском музее дизайна, открытом полтора года назад, и сразу, еще до того как перерезали бело-голубую ленточку, признанного чудом света – музейным и архитектурным, о чем сказали многие и не по одному разу. Еще большим чудом в нашем настоящем можно посчитать то, что музей продолжает четко работать, каждый квартал в нем открываются новые выставки, на которых выставляют работы самых-самых – молодых, горячих, творческих, самых дерзких и не замшелых придумщиков, на сей раз решивших, к примеру, сделать стулья из мочалок, чтобы удобнее было бросаться ими во время семейных сцен или собрать вазу как пирамидку из чайных чашечек без дна, но с изящными витыми ручками – розы в ней к месту.

Для увеличения нажми на меня!

 

"Новое старое", старые чудеса в новой обертке – это значит, судя по выставке, сделать стол из дерева, но под пластмассу или соорудить пластиковое кресло – но из натурального дерева, раздергать по ниточкам персидский ковер и соткать его заново, но уже геометрическими квадратами, а тонкий фарфор расписать индустриальными пейзажами. Текущее прошлое становится застывшим настоящим, динамичное преобразовывается в статику, движение замирает, часы с кукушкой начинают летать, а простой удобный деревянный стол становится источником размышлений о времени, материалах, традициях и дизайне.

Выставка "Новое старое" хорошо вписывается в популярный стиль Vintage, рожденный переосмыслением и подражанием старой моде, когда в ход идут бабушкины платья, но перешитые, тонкие колечки с кабошонами, но подправленные, выцветшие картины, но подмалеванные.
Сделано это обновление и осовременивание со вкусом и со смыслом. В старые вещи вдохнули новую жизнь, новые идеи и цели – как в то самый стул, бывший венский, ныне губчатый, на котором раньше только сидели, а теперь им можно играть в волейбол, не опасаясь синяков. Кстати, личная безопасность – одна из тем на выставке, поэтому китайские вазы наклоняются, но не разбиваются; фаянсовые подсвечники не опрокидываются, а оплывают вместе со свечами; а этажерка из книг не рушит на головы тома, потому что книги не на ней, а в ней. Этажерка сделана из книг и журналов, скрепленных защипами-"крокодилами".

Для увеличения нажми на меня!

c5b9fca86bd65bf0102e6827391ffde5_209.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Выставка "Обновленное старье" в Холоне проводится под эгидой института Гете в Израиле, что означает то, что куратор выставки – знаменитый теоретик дизайна Волькер Альбус был приглашен из Германии, и то, что эта выставка – передвижная. Стартовав в Израиле, в сентябре она начнет путешествовать по миру, демонстрируя 70 экспонатов, каждый из которых можно считать символом Vintage. Волькер Альбус охотно присоединился к хору и поддержал своим сольным выступлением на открытие выставки мнение, что музей дизайна в Холоне - чудо, и сказал, что для него еще большее чудо - профессионализм музея и его сотрудников. Он – Волькер – открывает в год по 50 выставок, но такую глубину знаний и такую слаженную работу увидел впервые. Поверим ему и отправимся осматривать символьные экспонаты. С символами в "Новом старом " все в порядке – с историческими, с буржуазными, с анти-мещанскими, с символами традиций и уважения к корням. Все зависит от воображения и восприятия: как вы отнесетесь к оленьим рогам в конструктивистском стиле, или к мохнатому мягкому креслу, составленному из тысяч сдутых воздушных шариков. Или к скамейке, по поверхности которой вьется оранжевый шнур, вдавленный в канавку-углубление. Это неспроста – шнур скрепляет части скамейки, сделанной без клея или гвоздей.

Пляжное кресло оказывается высеченным из ствола дерева, книжные полки собранными из выброшенных журналов, вязаные коврики сплетенными из ковровой бахромы, а металлическое кресло сбитым из ваты. Подмена понятий времени, материалов, процессов сборки и старого новым – вот ради чего организована выставка, где в равной мере представлены изделия дизайнеров европейских и израильских. Vintage не может быть подлинным, изделия этого стиля всегда поддельны, сделаны под что-то, в псевдо-бывшую оболочку вещей втиснуты новая функциональность с притаченной к ней идейностью. Может ли персидский ковер, будучи сплетенным из полиуретановых нитей, стать провокацией, или то обдуманный вызов буржуазным условностям? Старые ковры, модные в позапрошлом веке, купленные на блошиных рынках и преобразованные рукой мастера в арте-факт, становятся критикой общества. По крайней мере, таков посыл.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

А еще "Обновленное старье" развивает чувство осязания: пока не потрогаешь, не догадаешься из чего все это изготовленного – каких сочетаний подлинного и выдуманного. А вот еще одно сочетание – на сей раз пространственное: офис –мастерская. На вычурной полированной столешнице письменного стола примостились грубые доски верстака столярной мастерской. Этот экспонат – явное следствие того задания, которое Волькер Альбус давал своим студентам в Германии: придумать некую конструкцию, которая позволяла бы превращать офисный "кубик" в спальное место – ведь многие проводят на работе слишком много времени и им надо изредка подремать. Сочетание функций, непредставимых раньше и отрыв от корней и заставили Альбуса придумать эту выставку: "Я много езжу в Азию и на Дальний Восток и почувствовал, что люди теряют связь с традициями, с материалом, с прошлым. В Китае забывают искусство поделок из бумаги – я решил напомнить о корнях". А свое решение начать путешествие этой передвижной выставки именно с Израиля Альбус объясняет тем, что он больший поклонник израильского дизайнера и архитектора Рона Арада, как раз и спроектировавшего Музей дизайна в Холоне. Альбус даже написал о Роне Араде книгу "Ron Arad Associates: One Off" и мечтал открыть выставку именно в этом музее.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Альбус демонстрирует на выставке различные аспекты традиций, и в некой степени эта выставка заставила приглашенных к участию в ней дизайнеров вспомнить о традициях своих стран и о традициях утилитарности. "Двигаясь вперед, вперед не забывайте оглядываться назад, не забывайте о прошлом, обновляя его" – так говорит Волькер Альбус, замахиваясь на несогласных венским стулом из мочалок. Меняется мир, технологии, дизайн, а сами дизайнеры продолжают изобретать стулья, хотя уже давным-давно придумано на чем сидеть.
Всех экскурсоводов в Музее дизайна снабдили ручными мини-проекторами, так что, рассказывая о новейшей истории изобретения надувного кресла, они продемонстрируют на ближайшем участке белой стены слайд-шоу давнюю историю надувных лодок, начав с древних шумеров и козьих шкур, на которых те переплавлялись через реки.

Часы работы: понедельник, среда – с 10.00 до 16.00; вторник, четверг – с 10.00 до 22.00, пятница – с10.00 до 14.00; суббота – с 10.00 до 16.00 (в июле и августе по субботам открыто до 20.00), воскресенье - закрыто.
На выставке по субботам проводятся экскурсии для детей (без дополнительной оплаты) – проверено и рекомендовано. Часы детских экскурсий по субботам – 11.00, 13.00, 15.00.
Сайт музея дизайна в Холоне: http://www.dmh.org.il

Маша Хинич

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments