karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Интарсия в Вади-Ара

Интарсия – это вам не политика, интарсия – это искусство, высокое и сложное искусство наборной мебели, деревянных панно. Можно даже так: интарсия – это вам маркетри, то есть инкрустация деревом по дереву. И проходит интарсия в преддверии Рамадана в Вади-Ара.

Для увеличения нажми на меня!


Пока по всей стране идет суровый хэппенинг по поводу социальной справедливости, в веселом районе страны - в Вади-Ара - также ратуют за равенство и дружбу. Голосуют за нее под руководством амуты "Зеленый ковер". Для тех, кто случайно не знает значения этого слова на иврите, поясняю: амута – это не коммерческое товарищество, действующее не с целью получения прибыли, а с целями иными – благородными и альтруистическими. Для того, чтобы придумать что-то свое, интересное ну, и все таки, немножечко заработать.

Товарищество по развитию туризма в Вади-Ара пытается привлечь туристов в не часто посещаемый израильтянами район страны, хотя сквозь Вади-Ари проносятся сотни тысяч машин, если и заезжающие в анклав деревень то по делу, а не развлечений ради, хотя одно время было принято строго ориентированными группами посещать художественную галерею в Ум-эль-Фахм, куда приезжала даже Йоко Оно. Остальные же приезжают ради вкусной халвы и дешевой мануфактуры. Такое положение вещей решила исправить амута "Зеленый ковер", организующая для менее деловых людей экскурсии в преддверии Рамадана, чтобы объяснить и показать, что же это такое – Рамадан!?. Полностью амута называется (www.wadiara.org.il)
מרבד ירוק ואדי עארה – מארג של אנשים, תרבוית ונופים, что в очень вольном переводе означает "Зеленеющий ковер Вади-Ара – переплетение людей, культур и пейзажей". В центре переплетения напротив друг друга – еврейский ишув Кацир и арабская деревня Кафр-Кара. И то и другое название часто упоминаются в заголовках. Кацир, основанный как светское поселение в 1982 году, - потому что его насильно пытаются соединить с поселком Хариш, где строят четыре с лишним тысячи квартир для ультраортодоксального населения. Кафр-Кара – потому, как там то стреляют, то размахивают лозунгами. Попытки примирения идут через искусство.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В Кацире (katzirharish.co.il) днем затишье, все на работе, дети - в кайтане. Жителям пока не до художеств, как и местному совету, который было решился на чудное начинание: поставил на площадке на вершине горе с видами на все заповедники вокруг вагончики, в которых в свое время жили основатели этого ишува, и дал возможность местным художникам, фотографам и керамистам обосноваться в этих вагончиках и открыть в них художественные студии. Дело пошло, появились паб и кафе, площадку благоустроили, сделав нечто вроде променада в деревне художников – Кирьят ха-Оманим в Кацрине. Но затем в местном совете спохватились и решили, что хорошо долго не бывает, и с художников начали взимать налоги, после чего вагончики обезлюдели. Осталась керамическая мастерская средней руки (www.gorenarts.co.il), вагончик с деревянными африканскими фигурками, сделанными, как утверждают продавцы не в рабских условиях, а за нормальную плату и на месте кафе – кейтеринг с патриотичным названиям "Сиона" (www.siona.co.il), где кормят студентов сохнутовских проектов "Масы" и "Таглит" и группы велосипедистов. Так что в Кацире – временное затишье, несмотря на вкусные салаты, мозаики и виды. Кстати, один из видов – на заповедник восточнее Кацира, который до сих по некому бюрократическому недосмотру принадлежит Иорданской королевской семье, посему смотрители заповедника получают зарплату из Иордании и по легенде даже носят королевскую форму..…

Все это мило, но в Кацире не хватает бурления жизни, которого через край, как в тесной кастрюле, где зреет немалый вулкан, напротив, через шоссе номер 65 – в арабской деревне Кафр-Кара. В населенных пунктах Вади-Ара уже пятый год подряд проводят экскурсии – и в связи с Рамаданом, и устраивая фестиваль по сбору оливок, музыкальные вечера, фестиваль сладостей в октябре и другие празднества, в которых участвует даже амута Артура Рубинштейна. Вся эта информация настолько перемешана в головах самих организаторов, что изложить ее внятным образом не предоставляется возможным. Но, постепенно выясняется, что такие экскурсии все-таки бывают не только на бумаге и что в Кафр-Кара есть, что посмотреть и есть с кем поговорить. Например, с Аманой Кнаана – энергичной и обаятельной женщиной, поднявшей в Кафр-Кара женское восстание, рассказ которой о самой себе – от истории замужества до соглашений в Осло и о том, как женщины в Кафр-Кара научились разбираться в моторах автомобилей – достоен отдельного описания и отдельной встречи, так же, как и достойная описания встреча с Мухаммадом Саидом Каллашом – едва ли не единственного в Израиле мастера искусства маркетри – инкрустаций по дереву в технике арабесок.

Для увеличения нажми на меня!

Дом его расположен где-то в дальних закоулках, топография деревни логике не поддается, но мастерскую Каллаша можно распознать по вычурной деревянной вывеске. Деревянные наборные панно и мебель его изготовления так хороши, что спешите видеть, но пока послушайте.
Каллаш напоминает вышедшего на пенсию строгого учителя – и выясняется, что так оно и есть. Еще в конце 1960-х годов он закончил государственные технологические курсы в Тель-Авиве и много лет преподавал столярное дело, технологию и искусство – все сразу – в католической школе в Назарете. Тогда же, будучи еще молодым человеком, он заинтересовался искусством интарсии и начал брать уроки у йеким – евреев из Германии, у тех, кто слыл умелыми столярами-художниками. Закончив преподавать, он поехал в Англию в университет в Лидсе, где получил академическую степень по маркетри, причем его педагогами были специалисты из Иордании.

Сейчас Каллаш пытается передать свое мастерство дальше, но сетует на то, что ученик долго не задерживаются: инкрустация по дереву требует массы времени и огромного труда. Сам он делает столешницы, наборные полы и потолки, подбирает узоры из ценных пород дерева, занимается витражами и панно в технике арабесок – арабская вязь деревом по дереву, что уже напоминает китайскую каллиграфию, о связи которой с восточной вязью арабесок Каллаш готов, не сходя с места, прочитать двухчасовую лекцию. Основная тема его "арабской каллиграфии" – изречения из Корана, основная цель – связь текста и эстетики, поиск баланса между философией и высоким ремеслом. У арабской каллиграфии – древние традиции. Для мусульман есть свой смысл и своя символика в растительных декоративных орнаментах и узорах, к которым Каллаш добавляет геометрические средневековые мотивы и сложные формы. Арабская каллиграфия считается одним из проявлений высшей духовности – сочетанием языка, религии, символов, неких формальных значений и возможностью выразить свою духовность и взгляд на эстетику. Мухаммад Саид Каллаш подчеркивает, что пытается отразить в деревянных орнаментах арабесок мораль, красивую и запутанную - под кофе на мягких диванах в гостеприимстве традиционного арабского "дивана" в доме хозяина легко воспринимающуюся и забывающуюся.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Его выставки в Израиле проходят регулярно – от Российского Культурного центра до музея Эрец-Исраэль в Тель-Авиве, от галереи Ум-эль-Фахм до Хайфского биеннале искусств. Он устраивает лекции и мастер-классы по всему Израилю – для тех, конечно, кому интересна интарсия, а в прошлом году его выставка прошла в Санкт-Петербурге в Этнографическом музее, а мастер-классы он давал в Эрмитаже, по достоинству оценив мастерство русских ремесленников. Таинственным образом, через непонятные реинкарнации, Каллаш унаследовал мастерство тех, кто украшал Эрмитаж и Зимний дворец, технику наборной работы русского прикладного искусства 18-го века. Хотя российские ремесленники учились у англичан, а интарсия, как и инкрустация, зародилась на Древнем Востоке, в Египте и достигла высочайшего уровня в Древней Греции и Риме где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева и кизила.
Свою технику работы с фурнитурой и деревянного плетения Каллаш называет "арабески" или "арабской каллиграфией", геометрические витиеватые узоры которых он сплетает из многих сортов дерева, сочетая при помощи резца новые технологии работы с деревом и восточные традиции, подбирая разную по цвету древесину, которую нарезает на тончайшие ленты, предварительно удалив все дефекты. Получившиеся ленты-полоски Каллаш склеивает до листов необходимого размера, из которых вырезает детали для мозаики. Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в столешницу или панно нужной формы. Затем внешняя сторона панно тщательно полируется. Дерево Мухаммад Саид закупает в Египте, привозя из каждой своей поездки резные трости для собственной коллекции: тяжелые посохи из эбенового дерева с вычурными ручками, инкрустированные полудрагоценными камнями, перламутром и слоновой костью, черные с бело-сине-голубыми узорами. Трости-посохи он не продает, а вот деревянные панно и расписное стекло - пожалуйста, приезжайте и выбирайте. Принимает он гостей по предварительной договоренности в своем доме – так что прочувствуете, что такое арабский "диван" и хороший кофе.

Ближайшие вечерне-ночные экскурсии, приуроченные к Рамадану, пройдут в Ум-эль-Фахаме 4 и 21 августа, в Кафр-Кара – 7 августа, в Бартаа - 13 и 27 августа. Дополнительная информация – на сайте амуты "Марвад Ярок" www.wadiara.org.il

Маша Хинич

Tags: Маршруты прогульщика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments