karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Работы Бориса Лекаря

24 сентября в иерусалимской галерее "Агрипас 12" открылась выставка работ художника Бориса Лекаря, приуроченная к годовщине его смерти. Предлагаем вашему вниманию статью, написанную куратором выставки Йонатаном Амиром.

Для увеличения нажми на меня!

О смерти Бориса Лекаря я узнал 30 октября 2010 года в субботу вечером. Борис Лекарь скончался в возрасте 78 лет. Мы познакомились в 2004 году, когда я готовил статью для газеты "Коль ха-Ир" о художниках из России, и с тех пор подружились.

Борис Лекарь приехал в Израиль из Киева в 1990 году. В течение всей своей жизни в Израиле он устраивал выставки художников в гостиной своего дома в Гило, в Иерусалиме. Борис Лекарь принимал участие в многочисленных персональных и групповых выставках. Он обладал уникальной способностью выстраивать вокруг себя активную художественную среду, а в последние годы жизни присоединился к художественной группе "Агрипас 12".

Знакомство с художниками, окружавшими Бориса Лекаря, оказалось для меня неожиданным и интригующим открытием. Но главная неожиданность заключалась не только в знакомстве с его общественной деятельностью, а в его картинах. В особенности в серии акварельных работ большого формата, сделанных им около десятилетия назад. Тут мне сразу стало понятно что я столкнулся с мастерством высокого класса. Помню, насколько я был ошеломлен, когда большие полотна извлекались одно за другим из шкафа в маленькой комнате. Не думаю, что мне приходилось когда-либо еще сталкиваться с подобным явлением: чтобы искусство включало в себя все тяготы эмиграции в столь живописной и поэтичной форме. Работы были насыщены мягким сиянием, иллюзорностью, наивностью и пессимизмом. В равной степени, как и сам Борис Лекарь. Казалось, что взгляд Бориса Лекаря движется из двух противоположных точек. Движется между восторженностью и опьянением художника, который приземлился в новом удивительном месте - к позиции чужака, эмигранта, словно прикасающегося ко всему не напрямую, сквозь материю перчаток.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Борису Лекарю удалось достичь захватывающе интересного эффекта в живописи, так как очевидно, что картины созданы на основе наблюдения и в то же время скрывают увиденное художником. Таким образом, картина зависает где-то в промежутке между реалистическим изображением и душевными реалиями. Работы Бориса Лекаря отражают внутренний процесс созерцания, состояния сознания, память и особое глубинное знание. Его работы несут в себе некий конфликт. Эта живопись является производной от схватки между романтиком, верящим в способность рисунка отражать реальность, и трезвым рационалистом, знающим, что речь идет о живописи, фиксирующей дух, а не свет.

Борис Лекарь был очень пристальным наблюдателем. Он фокусировал взгляд, призму своего наблюдения - и отчаянно пытался ухватиться за развернувшееся перед ним. Он настойчиво продолжал свое наблюдение, заранее догадываясь об обреченности повторных попыток. Выражаясь словами философа Мориса Мерло-Понтия, Борис Лекарь знал наверняка, что никогда не сможет проникнуть "...в ту метафизическую глубину, обитающую в скрытых складках зримого глазом".

Его картины были нанесены акварелью на полотна большого формата (2-3 метра). В условиях жаркого израильского климата продолжительная работа с акварелью на пленере практически невозможна. Художник был вынужден готовить небольшие этюды с натуры, а потом продолжать их дома по памяти, и это техническое ограничение подчеркивает значительность отстраненности в его работах. Материальная удаленность создает туманные, монохромные образы в то время, как отстраненность духа, смешанная с близкими и отдаленными воспоминаниями, пребывает между непосредственно зримым и тем, что уже было познано.

Картины Бориса Лекаря превращают пляж Ашкелона в диковинное побережье, в ледниковые сибирские просторы с некой нереальной линией горизонта, а кладбище, на котором похоронен Борис Лекарь, уже давно было превращено в его картинах в потустороннее иллюзорное пространство.

Йонатан Амир

Выставка продлится до 25 октября.
3 октября в 20.00 в галерее пройдет встреча с куратором Йонатаном Амиром и художниками Леной и Одедом Зайделями.
Галерея расположена в Иерусалиме на улице Агрипас, 12 (вход через переулок Альбухар).
Телефон 02-6233257.
Часы работы – с понедельника по четверг с 16.30 до 19.30, по пятницам и субботам – с 11.00 до 14.00.
Сайт галереи - agripas12/
Фото с сайта art-in-process


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments