karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Священное, художественное и эстетичное

В Хайфском музее Мане-Каца на исходе субботы, 1 октября, открылась новая выставка, посвященная искусству еврейского авангарда в России начала 20 столетия. В ту эпоху еврейские художники в России, такие, как Марк Шагал, Эл Лисицкий, Иссахар-Бер Рыбак, Соломон Юдовин и др., обнаружили потребность в национальной творческой программе. Они обращаются к поискам своего национального художественного пути, используя в своих композициях художественные принципы произведений еврейского народного ремесла.

Для увеличения нажми на меня!

Открытие еврейского традиционного искусства и художественного ремесла началось уже во второй половине XIX века “ассимилированными” евреями в Западной Европе. В России популяризатором традиционного еврейского искусства выступил Владимир Стасов (1824–1906), издавший в 1905 году совместно с бароном Давидом Гунцбургом альбом “Еврейский орнамент”.

С другой стороны, идеологи еврейского национального движения начинают придавать большое значение искусству. Так, Мартин Бубер (1878–1965) в реферате “Еврейское искусство”, с которым он выступил на Пятом сионистском конгрессе в 1901 году в Базеле, провозгласил искусство неотъемлемым атрибутом “современного” народа, важной сферой национального самовыражения и средством национального и эстетического воспитания “народных масс”.

На пересечении этих идей возникала проблема национального своеобразия творчества современных еврейских художников. Для многих художников той эпохи, обращение к памятникам традиционной еврейской культуры было продиктовано сознанием жизненности еврейского народа и актуальности его творчества. В нем они стремились обрести почву, аутентичную художественную традицию, которая должна была придать национальное своеобразие их искусству. В предметах еврейской материальной культуры они находили не музейные или антикварные экспонаты, но живые импульсы для их собственного творчества. Их “пассеизм”, обращение к “еврейской художественной старине”, был устремлен в будущее и связан с их новой национальной идентичностью, требовавшей выражения в адекватном ей художественном языке.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

d338cfdc895596f701744cb9163007ea_Q15zXmNee158s15zXoNeZ158s16jXmdep15XXnteZ150sINek_= טרוגרד,1921 ,ספר הדפסי אבן.jpg

Для увеличения нажми на меня!

В народном искусстве евреев Восточной Европы, как и в их разговорном языке, идише, нашла свое выражение “органическая стихия творчества народа”. Она воплотилась во всем спектре произведений художественного ремесла – от бытовых и культовых предметов, одежды, до росписей синагог и резных надгробий, а также иллюстрированных рукописных и старопечатных еврейских книг. Все они свидетельствовали о существовании самобытной еврейской художественной традиции, о том, “что в евреях всегда было живо органическое живописное чувство”. Кроме того, еврейские художники-модернисты, знакомые с идеями европейского авангарда, находили в произведениях еврейского народного искусства еще и дополнительные, принципиальные для себя эстетические качества. Они видели в них художественные “примитивы”, феномены ценимого ими архаичного, самобытного искусства, свободного, по их мнению, от наслоений культурных стереотипов и академической техники, свойственной цивилизованному творчеству. Практически в еврейском народном искусстве обнаружился богатый резервуар мотивов, символов и художественных приемов, которые художники перенесли в свои произведения и в оформление книг.

На выставке представлена уникальная коллекция графики Шагала, Лисицкого, Рыбака, Юдовина, Натана Альтмана и др., наряду с предметами народного еврейского творчества из собрания музея, мотивы и сюжеты которого служили им неисчерпаемым источником вдохновения.

Выставка открыта с 1 октября 2011 г. В пятницу 14 октября в 11.30 утра на выставке пройдет экскурсия на русском языке.

Сайт Хайфских музеев – www.hms.org.il Сайт Музея Мане- Каца - http://www.mkm.org.il/

Текст и фото предоставлены Светланой Рейнгольд – куратором музея Мане-Каца

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments