karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Кто сказал, что «Умирающий лебедь» - это она, а не он?

Интервью к гастролям в Израиле американской балетной  труппы "Трокадеро"

Балетоманов в Израиле просто-таки загнали. Загнали продюсеры, подзабывшие, что даже самым ярым любителям балета не одолеть всё. Даже самым ненасытным до зрелищ зрителям не объять гастрольных устремлений импресарио, если только не взять длительный отпуск и не получить одновременно значительную ренту.
С начала сентября зрителям уже показали выступления ирландского знаменитого ирландского "Риверданса", затем вечного аргентинского "Forever Tango" из США, потом нас посетил Балет Бориса Эйфмана с "Евгением Онегиным" и "Дон Кихотом", потом, не дав передохнуть, на сцену тель-авивской Оперы взошел бродвейский мюзикл "Кордебалет". С начала ноября начинаются гастроли труппы Марты Грэхэм, и далее: Балет Цюриха, нью-йоркская компания "Les Ballets Trockadero De Monte Carlo", а с конца ноября начнутся гастроли американской группы "Пилоболус", и не забывайте, что в Тель-Авиве еще идет балетный фестиваль "Занавес подымается".



 
Четыре гастрольных труппы за ноябрь - такого не выдержит даже самый преданный поклонник музы танца Терпсихоры, а тем более его кошелек. В возможной попытке разобраться на что и на кого идти помогает в кратком интервью Людмила Райнова – педагог-репетитор "Les Ballets Trockadero De Monte Carlo", учившаяся по системе Вагановой, танцевавшая в Большом театре и бывшая ведущей солисткой Государственного Русского балета.
 


- В чем изюминка "Трокадеро"? Чем эта труппа отличается на фоне остальных гастролеров? О том, что это мужской балет, знают уже почти все…
 - "Трокадеро", прежде всего, это очень высокий профессиональный уровень классического балета и особый стиль. Мужчины, танцующие "на пальцах", на пуантах - это редчайший вариант. Так что их стиль – это исполнение мужчинами классических женских партий на пуантах.  "Троки" танцуют очень красиво, с большим вкусом и интересно подобранную программу. Они много работают над тем, чтобы поддерживать свой стиль. Напомню, что  столицу княжества Монако включили в название совсем неслучайно. В 30-е годы XX-го столетия из осколков дягилевской антрепризы там образовалась труппа «Русский балет Монте-Карло», которая по мере сил хранила балетное наследие, собранное знаменитым Сергеем Дягилевым. The Trocks был задуман во славу классического балета. 
 
- Их стиль - именно балетный, а не пародийный или развлекательный?
 - Именно балетный. "Трокадеро" - чисто балетная труппа. Каждый танцовщик вживается в образ кого-то из великих балерин и потому их сценические имена – это переделанные с обдуманными "опечатками" фамилии Кшесинской, Лопаткиной – великих русских балерин прошлого и настоящего. Именно русских, а не итальянских или французских прим. Это говорит об их профессиональном интересе к русской классической школе и чисто американском здоровом чувстве юмора – легком и неутомительном. Потому на спектаклях "Трокадеро" жители не устают, не пресыщаются академизмом. И все, повторю, исполняется на очень высоком уровне: танцовщики "Трокадеро" занимаются минимум по 8 часов в день. В труппе всего 18 человек, гастроли часты, так что нагрузка у них огромная, но на чувстве юмора и качестве исполнения это никак не сказывается.
 
- Их юмор и пародийный элемент спектаклей в состоянии оценить жители разных стран?
– Думаю, что да. Так, к примеру, в этом году они уже в 27-й раз едут в тур по Японии, где выступали сразу после землетрясения, когда многие гастролеры отказались от своих планов. Они побывали везде, уже не волнуются перед предстоящими гастролями, их приезд - это всегда престижно для принимающей стороны. Но в Израиле они никогда прежде не бывали и тщательно готовятся к спектаклям  в Тель-Авиве. Они досконально знают свой предмет и никакой танцевальной приблизительности не допускают.
 
- В спектаклях "Трокадеро" американское чувство юмора сочетается со школой русского классического балета. Вы передаете им вагановские традиции?
 - Я работаю с "Трокадеро" больше других педагогов именно потому, что директор компании ценит русские традиции балета и стремится достигнуть стандартов русской школы, столь выраженные в "Раймонде" или "Жизели". Я танцевала сама и чувствую все движения, которые должна передать им, чувствую даже их усталость. Кстати, не все женщины-балерины могут так долго простоять на пуантах. Нам немало пришлось поработать с "троками" – они ведь не привыкли стоять на пальцах с детства, как девочки из балетных школ. К русским традициям я добавила европейскую систему, французскую школу. Все канонические тексты вариаций мы сохраняем неадаптированными. А что касается юмора – люди смеются везде, во всех странах. Танцоры "Трокадеро" тонко чувствуют зал и никогда не перебарщивают, зная границу дозволенного, понимая, когда остановиться, не стремясь всерьез перевоплотиться в женщин-балерин.



- Иначе спектакль перерос бы в эпатажное, пародийное драг-шоу?
 - "Троки" абсолютно далеки от этого и тщательно следят за дистанцией между классическим профессионализмом и амбициями и пародийно-развлекательными элементами. Достаточно сказать, что знаменитого "Умирающего лебедя" в хореографии Михаила Фокина (созданного им в 1907 году на музыку Сен-Санса для Анны Павловой – М.Х.) они танцевали перед английской королевой, а в лондонских покоях не допустили бы и намека на пошлость или вульгарность. Все их номера продуманны и поставлены с тонким вкусом. Для каждого танцовщика написали биографию: у каждой "знаменитости" - свое амплуа, свой темперамент, свои любимые штампы, трюки, привычки и замашки. Это понимают все  на любом уровне восприятия. А техническая виртуозность "Трокадеро"  -  еще один уровень представления, оценить который могут балетные завсегдатаи.
 
- Можно ли сказать, что "Трокадеро" - месть за подневольное положение, которое мужчина долгое время занимал в классическом балете?
 - К женщине, которая стремится присвоить мужские привилегии, общество давно привыкло. Женщины всегда хотели походить на мужчин - боролись за мужские права, одевались в мужской костюм.  Но в театре Шекспира и в японском театре играли только мужчины. А теперь женщины должны за это мстить? В классическом балете роль мужчин не менее значима. Поддерживать балерину - большая честь. Все лучшее в XIX веке было создано для балерин. Но их царствование заканчивается с расцветом эмансипации. Если менее серьезно,  кто сказал, что "Умирающий лебедь" – это она, а не он? Споры об этом ведутся  уже век. Знаменитый английский хореограф Мэтью Боурн поставил "Лебединое озеро", где танцуют только мужчины – и это прекрасный балет.


 
 - "Трокадеро" – это несерьезный взгляд на серьезный балет?
 -  У танцовщиков "Трокадеро" свое отношение к классике: они ее глубоко почитают и они умеют относиться здраво к незыблемым прежде канонам. Так что приходите на наши спектакли в Тель-Авиве и вы увидите все уровни восприятия и отношения к столь красивым традициям классического  балета.

Тель-Авив, центр сценических искусств - «Бейт ха-Опера», 8 ноября, 21. 00; вторник, 9 ноября, 21.00; среда. 10 ноября, четверг, 21.00, пятница, 11 ноября, 21.30
Информация и билеты в кассах "Бимот" - *6226, "Адран" - 052-2-557893 (русский язык), "Хайфские сезоны" – 04-8629959, в Интернет-кассах, а также в Центре сценических искусств 03-6927777.

Официальный сайт Les Ballets Trockadero de Monte Carlo - http://www.trockadero.org/

Маша Хинич. Фото: Sascha Vaughan


 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments