karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Израильские тела, британские лица и черный юмор одномерного человека

«One Dimensional Man» – «Одномерный человек» – так называется спектакль англо-израильской группы «Опла Компания», премьера которого пройдет в Тель-Авиве 6, 12 и 13 сентября в зале «Инбаль» Центра Сузан Далаль. «Опла Компания», состоящая из полудюжины молодых израильтян, экспериментаторов от искусства, учивших кто джаз, кто композицию, а кто балет и кино, родила свое первое детище – плоского одномерного человека. Родила в муках творчества, продолжавшихся несколько лет, пока не обрели плоть и кровь семена первой идеи – показать как мир наш лишается чувств и эмоций, одного из своих измерений, помимо трех пространственных, временного и десятка прочих и посему становится плоским.

Для увеличения нажми на меня!

 


«Эрос и цивилизация. Одномерный человек» - так называется один из трудов известного немецкого философа Герберта Маркузе, книги которого основательно изучил Даниэль Ландау – режиссер спектакля, идейный вдохновитель этого зрелища, позаимствовав у Маркузе название его «исследования идеологии развитого индустриального общества», примешав к названию легкую щепотку марксизма-фрейдизма, с толикой описания бытия, фантазии и утопии, труда и игры, эстетики и концепции зрелища – соткать нечто из множества разных аспектов искусства визуального и пластического. Соткал и получился спектакль – предупреждение об опасности потери чувств и эмоционального восприятия, сделанный в виде шаржированного гротеска с использованием элементов кино, видео, балета, карикатуры.
Идейный «Одномерный человек» – зрелище почти невозможное - содружество наций намешанное, надуманное и хорошо придуманное, насыщенное сценическими аксесуарами, приперченное английским юмором, выдумкой, стало возможным благодаря особой технологии, разработанной Даниэлем Ландау и «Опла Компанией». Если простыми словами и по порядку (хотя на первый взгляд на сцене царит анархия), то выглядит это так: танцоры двигаются в строго продуманном танце-пантомиме-спектакле. За каждым из них, четко повторяя движения и изгибы, гибкие и скрытные как кошки, затянутыми в черное тенями мелькают танцоры-рабочие сцены, удерживающие особые конструкции-рогатины, на ручке которых закреплен проектор, а на рогатке - гипербилизированная, полупрозрачная, раз в пять больше человеческого лица объемная выпуклая маска, на которую проецируются лица английских актеров, сыгравших определенные роли в этом спектакле на специальной сессии в Лондоне прошлой зимой.

Израильтянин Даниэль Ландау, наполовину англичанин, учившейся Голландии и Израиле музыке и визуальным искусствам (у него вторая академическая степень по композиции, режиссуре и New Media от Нидерландской Королевской консерватории), подолгу живший в Лондоне, решил, что лучше британских актеров в мире нет, а вот лучшие танцоры - израильские. Чтобы соединить национальные таланты в международный проект, он разработал особую технологию, сочетающую кино, свет, пантомиму, невероятную координацию актеров и танцоров, в целом - One Dimеnsional Man. Танцовщики плавно играют свои роли, перед их лицами парят в воздухе живые, гримасничающие, бурно спорящие и рыдающие физиономии-маски. Именно маски разыгрывают эмоциональную ветвь спектакля. Танцовщики в данном случае - их немые тела, хотя иногда матовые маски отводят в сторону – и под ними оказываются танцоры, переживающие и проживающие жизнь своего персонажа. Тонкости английского черного юмора, благодаря плавающим над рампой масками, становятся понятнее (титры перевода тому помогают), а мимика актеров на выпуклых лицах такова, что мистеру Бину остается только по-хорошему завидовать в сторонке.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Сам же сюжет спектакля – это отчетливо безумный, не всегда внятный и страшноватый рассказ о странноватой семейке с еще более странным дедушкой, запрятанным в инвалидное кресло и отчетливо загадочным существом в сарае во дворе их домика в маленьком английском городке. Друг друга никто не любит, каждый сидит в своем углу, а в сарае - нечто злобное и плаксивое под своей маской. Существо недовольно пересоленной пищей – это более-менее ясно, остальное понятно куда меньше. Тайн хватает, эффектов тоже. Сюжет не суть важен, но вынашивался Даниэлем Ландау сотоварищи несколько лет. Года три они писали пьесу, оттачивали диалоги, проводили кастинги в Лондоне и в Израиле, и в результате сотворили спектакль-балет-комикс-фильм.

К этому зрелищу применимы все определения и многие эпитеты, самый первый - искусство. Английские актеры блистательно сыграли-прочли свои роли для фильма масок, сделанного в Лондоне прошлой зимой. Затем полгода фильм разрезали на куски – на отдельные физиогномические дорожки и добивались координации движений танцоров и проекторов.

Каким получился спектакль? Любопытным, необычным, замешанным на литературных традициях Диккенса и Голдинга, на парадоксах-диалогах Ионеско, кусачим и тревожным. Часть диалогов были написаны в содружестве с актерами, добавивших экспрессии и личных наблюдений.

А почему «Одномерный человек»? Почему Ландау позаимствовал именно такое название? «Потому – объясняет он на презентации, - что почти все герои этого спектакля – маски-образы, люди без чувств, без эмоций, без стыда. Это движущие манекены, и только изредка на матовых плексигласовых лицах мелькнет намек на сочувствие, боль, отчаяние. В современном мире все меньше места для чувств, потому он усыхает, становится плоским, становится маской-слепком с себя прежнего. Маски - замена живых лиц, диалоги – суррогат чувств».

Дополнительная информация на сайтах:
http://one-dimensional-man.com – здесь можно посмотреть видео-ролик
BZAZ Foundation http://www.bzaz.org/
Центр Сузан Далаль http://www.suzannedellal.org.il/

Фото: Максима Рейдера

Subscribe

  • Органная музыка – в центре программы

    Заглавное фото: Израильский Вокальный Ансамбль. Фото – © Нив Шимон Израильский Вокальный Ансамбль: начало сезона – через год…

  • «Большое желтое солнце»

    Тель-Авивский музей искусств вновь открывается для широкой публики во вторник, 23 февраля 2021 года – с соблюдением правил фиолетового…

  • Поколения рисующих людей

    Верхняя иллюстрация: Моисей Гамбурд. Призыв к битве. 1928 г. Рисование – это транс? Да, и способ двигаться вперед, способ воспринимать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments