karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Менуэт видео и танца. Шэрон Локхарт – Ноа Эшколь. Видеопроект: танец - гобелен.

Американка Шэрон Локхарт - художница видео-арта, весьма почитаемая и много выставляемая, известный режиссер, призер кинофестивалей, автор долгосрочных и долго готовящихся художественных проектов, многоплановых инсталляций, основанных на многолетних исследованиях в различных областях искусства. Шэрон Локхарт прилетает в Израиль из Лос-Анджелеса, еврейская община которого помогла ей в финансировании исследований творчества израильского хореографа, теоретика танца и движения, художницы по тканям и гобеланам Ноа Эшколь. Прилетает и приземляется сразу на двух площадках – в Музее Израиля в Иерусалиме и в Центре Современного искусства CCA - The Center for Contemporary Art на улице Калишер в Тель-Авиве.

Для увеличения нажми на меня!

13 декабря в Иерусалиме и 15 декабря в Тель-Авиве откроются две дополняющие друг друга выставки проекта Шэрон Локхарт "Ноа Эшколь", представляющие собой видео-инсталляции и документальные фильмы, рисунки, записи, фотографии, скульптурные модели, письма, гобелены и танцы, восстановленные танцовщиками группы "Камерный танец" - "Рикуд камери", созданной когда-то Ноа Эшколь, исследовательницей сути движения, придумавшей еще в 1950-е годы "письменность танца" – систему записи, язык движения "Эшколь-Вакман", которая по сей день используется не только в балетных группах, но учеными НАСА, архитекторами, скульптурами, исследователями во многих областях - от зоологии до наук, изучающих поведение человека.

Чуть более года назад – в октябре 2010 года - в Открытом музее в Омере прошла выставка гобеленов Ноа Эшколь. Известный инициатор нововведений Стеф Вертхаймер, основатель Промышленных парков по всей стране, а при них – «Открытых музеев», купил все гобелены Ноа Эшколь и выставил их в Омере с тем, чтобы дать возможность продолжить действовать фонду, носящему ее имя (http://www.ewmncenter.com/) и восстанавливающему исследования Ноа Эшколь в области танца, точнее - в области письменности танца. С тем, чтобы сохранить ее наследие, идеи и не дать ее имени исчезнуть. К открытию выставки была выпущена книга, посвященная Ноа Эшколь, и тогда же Шэрон Локхарт начала работать над документальным фильмом о ее жизни, который будут показывать с середины декабря в рамках двух выставок проекта "Ноа Эшколь" - и в Музее Израиля и в Центре Современного искусства в Тель-Авиве

Ноа Экшоль (1924 -2007) - дочь четвертого премьер-министра Израиля Леви Эшколя, уроженка кибуца Дгания - удивительная личность. Легенды о ней уже сложены, истории записаны, фильмы сняты, а ее ученики продолжают танцевать на фоне гобеленов, которые Ноа Эшколь начала "складывать" и сшивать из обрезков тканей во время Войны Судного дня. Всего она вместе со своими танцовщицами сделала 1500 гобеленов, на фоне которых и танцуют ее последователи в видео-инсталяциях Шэрон Локхарт, которые будут продемонстрированы на двух выставках проекта "Ноа", а к ним уже приурочены и приторочены мастер-классы, лекции, занятия для детей, семинары, встречи - и Музей Израиля и CCА достойно подготовились к визиту Шэрон Локхарт.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

На выставке в Тель-Авиве будет демонстрироваться фильм "Четыре упражнения в танце", иллюстрирующий письменность Ноа Эшколь. Для создания хореографии "Четырех танцев" использовались записи движения системы "Эшколь-Вакман" и архивные материалы. Посетители – танцующие и не всегда умеющие вырваться из застывших будней – также приглашаются на открытые репетиции и уроки, которые дадут танцовщики Фонда Ноа Эшколь – фонда, призванного сохранить ее уникальные разработки и принципы "письменности танца", разработанной еще в 50-е годы совместно с архитектором Авраамом Вакманом, позже ставшим деканом факультета архитектуры в Хайфском Технионе. Много лет проработавшие с Ноа Эшколь танцовщики Рахель Кахана, Рути Села (ставшая героиней одного из фильмов Локхарт), Шмулик Зайдель, Михаль Шошани и другие станцуют на сей раз не в студии Ноа Эшколь в ее доме в Холоне (там же хранится ее архив), а на выставке на фоне ее гобеленов.

С учениками Эшколь Шарон Локхарт познакомилась в 2008 году, когда впервые приехала в Израиль ради изучения ее наследия. Через три года на свет появились видеоинсталяции, рассказывающие о письменности танца, самом танце и гобеленах – именно те инсталляции, что с середины декабря показываются в Тель-Авиве и в Иерусалиме. В Центре Современного Искусства – те самые "Четыре упражнения в танце", исполненные Рути Села, начавшей работать с Ноа Эшколь еще в 1970-е годы в ее группе "Камерный танец". В фильме Рути Села в одиночку исполняет 4 танца Ноа Эшколь в особом пространстве среди декораций, придуманных Локхарт - серых мрачноватых кубов, чьи грозные плоскости подчеркивают грациозность и гибкую изменчивость танца соло, хотя сама Ноа Эшколь говорила, что танец начинается там, где есть хотя бы двое, хотя бы пара.

Письменность танца "Эшколь-Вакман" основана на простых структурах и понятной системе обозначения, а в самом танце используется звук метронома - как некий ключ к отсчету "правильного" времени. Сухость звука метронома совпадает с творчеством Шэрон Локхарт - концептуальным, сохраняющим линейность времени, формально строгим и точным, часто исследующим социальные темы. А танец Ноа Эшколь – вполне социальное явление. Видео-работы Локхарт на грани фотографии и кино могут быть почти бесчувственными, сделанными что называется "в лоб" и, вместе с тем, глубоко человечными, даже интимными. Локхарт не забывает, что обзор камеры ограничен, и есть мир, который лежит за пределами четырех краев экрана. Потому она и снимает фильмы, скажем так – слегка напыщенно - о неких многоплановых явлениях, подчеркивая в кадре чувство времени и отношения между людьми и пространствами, которые они населяют.

Локхарт не препарирует работы Ноа Эшколь, а пытается возродить ее танец в видео и через него – образ удивительной женщины, ставшей легендой и израильской и мировой культуры. Две выставки памяти Ноа Эшколь – это не только видео, не только документальное кино, а два с лишним месяца (до конца февраля 2012 года) репетиций, уроков, семинаров, посвященных языку движения "Эшколь-Вакман", его использованию в архитектуре, в теории рисунка, в исследованиях детского аутизма, в биологии и прочем и прочем. Одна из галерей Центра Современного искусства в Тель-Авиве на время экспозиции выставки Шэрон Локхарт превращена в зал перформансов, в котором будут танцевать и рассказывать о необычных взглядах и методах преподавания Ноа Эшколь. В понятие "упражнение" Ноа Эшколь вкладывала особый смысл, свое отношение к танцу и требования к ученикам. Упражняться - это то, что она требовала от учеников все время, учиться и все время заниматься.

2264f51831c0c5122528761a8c816ce7_noa10.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Центральный экспонат выставки в Музее Израиля - также видеоинсталляция: постаревшие ученики Ноа Эшколь исполняют ее вечно юные танцы на фоне гобеленов. Как и в Тель-Авиве, в Музее Израиля в Иерусалиме представлены записи танца, фотографии и документы из архива Фонда Ноа Эшколь, вновь и вновь рассказывающие о письменности танца "Эшколь-Вакман", знаки которого - символы, описывающие соотношения частей тела и движения в определенных пространствах и на определенные расстояния, позволяющие точно в деталях повторить траекторию движения. Развитие этого языка стало для Эшколь делом жизни.

Видео-инсталляция в Музее Израиля называется "Пять танцев и девять гобеленов Ноа Эшколь" в исполнении созданного ей ансамбля "Камерный танец". Впервые зрители смогут увидеть танцы и гобелены Ноа Эшколь в одном пространстве. На фоне гобеленов двигаются в извивах времени, в мягкости переливов семь танцовщиков ансамбля "Рикуд камери". Эшколь ставила знак равенства между движениями частей тела и звуками музыкой, нотами. Может поэтому, самой музыки в ее танцах нет – только звук метронома, 120 ударов в минуту. Взмах руки – как звук струны в минималистском танце, без сюжета, без костюмов (все – в темных трико), без декораций.

Сама Ноа Эшколь так определяла свою систему записи движения и танца: "Эта письменность – всего лишь инструмент для размышлений. Это то, что может научить людей вглядываться, подниматься на более высокую ступень видения. Письменность танца только организует некий материал, некое сырье, движение человека по различным, достаточно простым категориям, и потому дает нам ясную возможность понять всю сложность самого явления танца".

После Иерусалима и Тель-Авива выставка Шэрон Локхарт "Ноа Эшколь" будет демонстрироваться в Лос-Анджелесе в музее LACMA, при поддержке которого и проходят выставки проекта Шэрон Локхарт в Израиле.

Центр Современного искусства - Тель-Авив, ул. Калишер, 5. The CCA - http://cca.org.il/
Музей Израиля. Иерусалим - http://www.imjnet.org.il
Фонд Ноа Эшколь - http://www.ewmncenter.com/
LACMA - Los Angeles County Museum of Art - http://www.lacma.org/
Сайт, где собраны фотографии гобеленов Ноа Эшколь - http://www.hetzroni.com/noa-rugs/noa_rugs.php
Прочитать о творчестве Ноа Эшколь можно также здесь - http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/article.php?view=906

Маша Хинич

Tags: "Бат-Шева"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments