karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Живопись выжженной земли

Новый корпус Тель-Авивского музея искусств, открывшийся в начале ноября 2011 года, похож на шкатулку со многими потайными ящичками. Слой за слоем, этаж за этажом. Эскалаторы везут вверх, лестницы косо уводят в сторону, срезая слои выставок через светлый, диковинный спиралью вьющийся красивый атриум. "Светопад" – так назвал свою идею водоворота, воронки, всасывающий свет, живопись и зрителей, проектировщик здания – знаменитый американский архитектор, гарвардский профессор Престон Скота Коэн, составивший из 430 бетонных гнутых слитков разной угловатой формы 5 этажей музея, поблескивающего панелями, словно причудливая рыба чешуей, в чреве которой хранится крупнейшая в Израиле коллекция современного искусства, заложенная Меиром Дизенгофом еще в 1932 году. Поначалу музей находился в частном доме первого мэра Тель-Авива на бульваре Ротшильд (в этом же здании в 1948 году Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства). В 1971 году музей переехал в новое здание (отныне – старый корпус), в 1999-м году к нему пристроили еще одно крыло, и разбили Сад скульптур. В дополнение к основному зданию в 1959 году был открыт Павильон современного искусства имени Елены Рубинштейн.

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. Соль земли. 2011


Новое здание выглядит так, будто куда-то плывет, легко – несмотря на площадь этой рыбы-лодки свыше 18 тысяч квадратных метров. "Мы хотели совместить две на первый взгляд непримиримые вещи, – сказал Престон Коэн, одна из ключевых личностей в теории и практике цифровой архитектуры: его соавтором неизменно является компьютер. - С одной стороны, создать нейтральное пространство, "белую коробку", оптимальную и гибкую площадку для демонстрация предметов искусства, а с другой, превратить сам музей в нечто зрелищное, погружающее зрителя в особые переживания". Новый корпус музея уже назвали одним из самых инновационных зданий в области модернистской музейной архитектуры. Наклонные плоскости, соединяющие пространства, трехмерные панели, словно раскрывающиеся изнутри, свет, струящийся отовсюду, обилие треугольников, ощущение диссонанса и в то же время невероятная динамика.

Прозрачное, грандиозное футуристическое здание, а в нем – призрачное зрелище работ Ансельма Кифера, руины идей на его выставке "Разбиение сосудов", организованной к открытию нового корпуса благодаря энергии бывшего директора музея Моти Омера (светлой памяти).

0c9126813eea27cb9b0fe3eefd95aa68_artwork_images_909_695596_anselm-kiefer.jpg
Ансельм Кифер. Меланхолия.

Над руинами Кифера висят в воздухе стеклянные кубы залов фотографии, дизайна, архитектуры, израильской живописи, сотворенной уже ушедшими и еще присутствующими, новая библиотека, новый концертный зал. Новое здание за 3 месяца посетили 160.000 человек. "Разбиение сосудов" – в два раза больше. Потому как сделав круг, поднявшись наверх, вновь обязательно спустишься в огромное подземелье, где стены покрыты грандиозными картинами Кифера – 6 на 8 метров, где одна из комнат – сверху до низу – заставлена панелями-гербариями с засохшими гигантскими цветами – подсолнухами, папоротниками, репейниками. Где один из главных экспонатов – знаменитая "Перепись населения" – свинцовая книга в 32 тонны весом. Каждая вдавленная буква – судьба.

Ансельм Кифер – немецкий художник, супер-знаменитый, супер-дорогой, супер-эпатажный. До живописи изучал филологию, увлекается каббалой, мистицизмом, астрономией и шаманством. Ценитель поэзии Пауля Целана и Ингеборг Бахман – посвящает им живописные циклы полотен, заново осмысливая тезис Теодора Адорно "поэзия после Освенцима невозможна".
Одна из главных тем творчества – Катастрофа, развенчание германских мифов и новое вознесение символов. В 1980-е годы в Музее Израиля уже проходила его программная выставка на еврейские темы. В прошлом году немалая ретроспектива, вызвавшая восторженные стенания критиков, была устроена в галерее Гагусяна в Нью-Йорке, и была пророчески Кифером названа "В следующем году - в Иерусалиме". Но пока что - остановка в Тель-Авиве, где круговорот идей архитектурных приводит к круговороту идей Ансельма Кифера, а солнце через прозрачные стеклянные пролеты музея освещает битое стекло и руины идей на выставке "Разбиение сосудов". Где изменчивой новое здание музея оказалось идеальным вместилищем изменчивых живописных мифов Кифера – назавтра его картины отражают уже иную реальность и не похожи на то, что мы видели вчера.

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. Самсон. 2011

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. Ной. 2011

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. כְּתֵבָה נָטַשׁ אֶת הָרְחוֹב, וְכָךְ נִצַּלְתָּ אֶל אֲבַדּוֹן, 2005
Как ковчег сошел с пути, избавив от потерь. 2005

Для тех, кто не был знаком с творчеством Кифера, его работы – откровение. На выставке "Разбиение сосудов" таких откровений немало, переплетенных проволокой (в буквальном смысле) и каббалистической символикой – в буквальном виде. Из женского стана в белом свадебном платье вздымается прозрачная панель с нарисованным "Древом жизни" – "Десять сфирот", 10 эманаций Божественного. "Лестница Иакова", "Меркава", "Сефер Хехалот", "Шхина", "Ной", "Самсон". Фрагменты с ящиками сожженных книг, сухими колючими ветвями и корягами, камнями, ветхой одеждой - все это отягощено отсылками к Каббале, исторической памяти и смерти. Понимать не обязательно – надо видеть. Его холсты – это материализовавшаяся история и трансформация вещества. То, чего еще не знаем, воспринимается эмоционально – через чувства и силу, заложенные в живописи Кифера.

Само пространство в этом зале становится ощутимым искусством. Монументальные холсты - грубо-фактурны, рельефны, краска положена во много слоев, с вкраплением железных и деревянных фрагментов. Живопись выжженной земли: картины, нарисованные ржавчиной и пеплом, золой от сгоревших книг, корешки которых прикреплены к холстам. Модели лодок, самолетов, перекрученная проволока на снежном поле, разорванные страницы сожженных стихов в сером небе, следы взрывов. Черные беспросветные картины цвета грязной земли, бренность и тлен. Трехмерный, уходящий вдаль ландшафт с бороздами букв. В него входишь и идешь как по полю, где в лицо дует мерзлый ветер и летит сухой песок, глаза слезятся от дыма, от секущего ливня. Холст, масло, акрилик, земля, трава, свинец, пепел, дождь, огонь, кислота – останки природных катаклизмов. Осыпи, напластования, коллажные вкрапления. Картины-пророчества мифических битв прошлого и будущего. В настоящем мы сами - замершие перед ними.

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. Сефер Хехалот. 2002.

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. Цветы пепла для Пауля Целана. 2006

Для увеличения нажми на меня!
Ансельм Кифер. Арарат. 2011.

Мрачные аллегории и пророчества, засушенные гипертрофированные гербарии-метафоры и немного надежды на выход – три картины с поднимающимися цветами, будто возносящими вверх. Сделанная специально для выставки "Разбиение сосудов" "Библиотека": парадоксально увеличенный фрагмент книжной этажерки: свинцовые полки, свинцовые переплеты, книги перерезаны листовым стекло, битое стекло преграждает к ним путь. Воздействие – сильнейшее. "Писать красками - сжигать огнем" - так Кифер назвал одну из своих работ, но то, что восстало из пепла, уже не исчезнет. Кифера интересуют мифические силы зла и разрушения. В каталоге одной из своих выставок он пересказал мидраш: "Человек, - сказал рабби Элиэзер, - кусок бечевы, а за ее концы дергают Господь и Сатана. Господь в конце выходит сильнее". И добавил: "Я же, напротив, убежден, что исход неясен".

Известность пришла к Ансельму Киферу - ныне главному монументалисту современного искусства, любимому ученику Йозефа Бойса, когда в Западной Германии в 1969-м был показан цикл его фотографий "Оккупации", запечатлевших самого художника в различных уголках Франции, Италии и Швейцарии, с рукой, вскинутой в гитлеровском приветствии. Это не было шуткой. Лейтмотив творчества Кифера – разрушительное влияние прошлого на настоящее; тесная связь искусства и политики. Он восстал против официальной истории, сотворив реальность из своих картин – бойня и постмодернизм, балансирующие на грани сохранения и исчезновения, резкости и полустертости. Ныне, он - лауреат множества самых престижных международных премий, которые вручаются деятелям искусства, в том числе и израильской премии Вольфа. Но лучше всего его характеризует "Премия мира" 2008 года Союза немецких книготорговцев, где он назван "Гениальным завоевателем".

Родился Ансельм Кифер в 1945-м году в Донауэшинге в семье школьного учителя. В 1965 году поступил во Фрайбургский университет, где изучал право, романские языки и литературу, но уже через год перешел на факультет искусств. Продолжил художественное образование в Карлсруэ.
В начале 1990-х голов Кифер поселился на юге Франции - в городке Баржаке. Там, на заброшенной фабрике шелковых тканей, располагается его мастерская: 35 гектаров пустырей, холмов, цехов, бункеров и мусорных свалок - из всего этого вырастают скульптуры, картины и книги художника. Недавно он решил купить атомную электростанцию на западе Германии, не функционирующую с 1988 года. По словам Кифера, АЭС действует на него завораживающе, ведь она представляет собой одну из самых фантастических форм, которая производит энергии. Художник снова окажется среди руин – уже атомных.
А персональный музей у Кифера уже есть – в Манхайме, где в перестроенном фабричном здании хранится самое большое частное собрание его работ.

Выставка "Разбиение сосудов" продлится до 30 апреля 2012 года.
Сайт Тель-Авивского музея искусств: http://www.tamuseum.org.il

Маша Хинич


Tags: Тель-Авивский музей, Тель-Авивский музей искусств
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments