karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Виктор Шамиров – интервью по переписке

Виктор Шамиров – не только один из самых известных московских театральных, а в последнее время и кинорежиссеров, но еще и один из самых эпатирующих, необычных, скандальных и провокационных режиссеров. И главное - один из самых занятых людей театра. Потому на вопросы к интервью в преддверии гастролей в Израиле театра имени Моссовета со спектаклем «Бог» по пьесе Вуди Аллена отвечает кратко, сухо и практически без прилагательных, считая, что деяния режиссерские живописуют спектакли и сцена; сам творческий процесс, а не переписка и фрагментарные урывками проходящие телефонные разговоры. Спектакль хорош – так считает критика и зрители, ну а сама жизнь может быть описана сухой фактологией. Потому и нижеследующее интервью по переписке получилось в нынешнем принятом кратком интернет-стиле.

02e41033c3acee13da8017de608c6ced_Victor Shamirov v spektakle Bog1  - foto Irina Lavrina.jpg
Виктор Шамиров в спектакле "Бог". Фото - Ирина Лаврина.

-


Как вы стали режиссером? Как в безумном жизненном темпе ухитряетесь сочетать кино, театр и драматургию?
- Я учился на математика (до того, как поступить в ГИТИС на курс Марка Захарова, Виктор Шамиров учился в Ростовском университете на механико-математическом факультете на отделении прикладной математики - М.Х.), но мне студенческий театр стал нравиться больше, чем основные занятия на факультете, к которым у меня, похоже, не было особых способностей. Бросил университет, потом одно-другое-третье, набор случайностей. В ГИТИС поступил в 26 лет, тоже довольно случайно (Шамиров ушел из университета на 3-м курсе. Работал грузчиком, лаборантом, вообще бездействовал, в юношеском театре ставил спектакли, писал пьесы. Попал в ростовский театр-студию "Эпос". Поступил в ГИТИС на курс М.А. Захарова. Закончил с дипломом: "режиссер драматического театра". Первая московская работа - Треплев в "Чайке" в "Школе современной пьесы". По задумке режиссера Райхельгауза эту роль должен был играть именно режиссер, который и осуществит внутри спектакля собственную постановку пьесы Треплева. Выбор пал на Виктора Шамирова. В «Боге» Шамиров продолжает свою роль, определенную судьбой – играет на сцене Автора–Творца – М.Х.).
Я давно не пишу пьес просто так, только для конкретной постановки изменяю переводные пьесы вместе с актерами. Так что по совести я не драматург. Самостоятельный сценарий у меня только "Дикари", потом только компанейское написание под определенную съемку. Так что сценаристом тоже являюсь с натяжкой. А сочетать кино и театр не сложнее, чем сочетать бутерброд на завтрак и суп на обед. Что за разница, чем ты занят, было бы время и желание. Одно не мешает другому. Ну, особо, и не помогает, правда.

- Вы любите быть соавтором, менять изначальный текст – Вуди Аллен не стал исключением?
- Это не вопрос моих склонностей, это конкретная ситуация соотношения оригинала, перевода и аудитории. Иногда не надо ничего менять. Я ставил Ханоха Левина "Торговцы резиной" и не изменил ни одного слова, этого не следовало делать. С пьесой "Бог" было иначе, я сразу понимал, что надо сочинять фантазию по мотивам. Оригинальный текст забавен, но для того, чтобы его оценить, надо мысленно перенестись в совершенно другой контекст. А нам-то играть надо сегодня-здесь. Я оставил, мне кажется, главное. Тему, конструкцию, общее ощущение безумия, которое все время прикидывается нормой, но не удерживается и десяти секунд.

- В пьесе "Бог" вы шутите над публикой, используете реалии жизни. Над израильтянами-евреями тоже собираетесь шутить?
- Сейчас в нашем тексте еврейских шуток нет (у автора были, конечно). Если что-то придет в голову на спектакле - появятся. Мы достаточно свободно идем по тексту. Тут важны впечатления от места. Нарочно поддавать местного колорита не буду.

- Бог на сцене – какова доля абсурда и божественного рока в этой ситуации?
- У автора речь идет о вполне реальном устройстве "Бог из машины". Абсурда тут никакого нет. Саша Яцко играет персонажа с именем "Бог", но это, скорее, тихопомешанный, который себе что-то нафантазировал («Deus ex machina» - прием из античного театра, 5-4 вв. до нашей эры, времен Эврипида. В древнегреческом театре «Deus ex machina» - «Бог из машины», - т.е. высшее существо, которое неожиданно являлось в конце действия. Обычно «Бог» спускался с небе» с помощью особого механизма и разрешал все проблемы – М.Х.).

- Вы известны эпатажной режиссурой – трагедии также возможно ставить в подобном ключе, как и комедии?
- Думаю, что я уже давно ничем не известен. И трагедий я ни разу не ставил, и пока не очень-то тянет. А ответ на вопрос: да, конечно можно! Что за разница! (Виктор Шамиров явно поскромничал. Известен, и даже очень. Год назад вышел его фильм «Упражнения в прекрасном» - также с Гошей Куценко в главной роли, что только подлило масла в костер недооцененной Шамировым театральной славы. – М.Х.).

9fe12518f395757d8fc432598bf57c98_Victor Shamirov v spektakle Bog  - foto Irina Lavrina.jpg
Виктор Шамиров в спектакле "Бог". Фото - Ирина Лаврина.

- Как строгий театр Моссовета выдерживает такой сгусток импровизации и скепсиса, ироничности и сарказма, как в вашем спектакле "Бог"? Как уживаются сухая академичность традиции и ваши знаменитые несерьезность и провокационность?
- Мы в театре, как приблудная собачка. Невоспитанна, в блохах, и родословной нет, но привыкли. (Привыкли взаимно. Виктор Шамиров поставил в театре Моссовета также спектакль «Упражнения в прекрасном» и является одним из приглашенных режиссеров наряду с Андреем Кончаловским, Аллой Сигаловой и Ниной Чусовой. – М.Х.).

- В этом спектакле много споров. А с кем в нем дискутируете вы сами?
- Я не дискутирую, я рассказываю. (Любой хороший спектакль – это всегда спор. Обычное тихое повествование остается на бумаге, на сцене оно становится действием, а действие без дискуссии и выяснения отношений в театре невозможно. – М.Х).

- Возможно ли в наши дни творить чистое искусство или печать эпохи неизбежна?
- Возможно. Что совсем не делает его более ценным, чем вполне экономически и конъюнктурно мотивированное творчество.

- Вы сами играете в своем же спектакле. Каково это – подглядывать за актерами прямо на сцене? Богу тоже свойственен вуайеризм.
- Предпочел бы играть в чужом. Тогда постоянное ощущение, что мне все не нравится, не имело бы ко мне отношения, и я с чистой совестью занимался бы только своей ролью. Весь в белом.

Весь в белом – в римской тоге - предстанет актер и режиссер Виктор Шамиров в роли Автора в спектакле «Бог» в Израиле с 15 по 18 марта.

Московский Академический театр имени Моссовета.
Вуди Аллен. Бог
Режиссер-постановщик - Виктор Шамиров

В ролях: Гоша Куценко, Александр Яцко, Яна Львова, Валерий Яременко, Нина Коновалова, Павел Савинков,Виктор Шамиров
Хайфа, зал «Аудиториум», четверг, 15 марта, 20.00
Беэр-Шева, Центр сценических искусств, пятница, 16 марта, 20.00
Тель-Авив, театр "Гешер" - зал "Нога", суббота, 17 марта, 20.00; воскресенье, 18 марта, 20.00

Заказ билетов на официальном сайте организатора гастролей - компании "Cruise International"- www.cruiseinter.com, в кассе компании "Cruise International" www.gastroli.co.il  и в и театральных кассах.

Маша Хинич. Фото предоставлено пресс-службой театра имени Моссовета


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments