karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Синди Шерман: кто я такая?

26 февраля в нью-йоркском Музее Современного Искусства - МоМА - открылась ретроспективная выставка Синди Шерман - одной из самых известных фотографов нашего времени, влиятельнейшей женщины современного искусства - сколь знаменитой, столь и загадочной еще с 1970-х годов. Её творчеству посвящают не только выставки и музейные экспозиции - есть книги, фильмы и даже песня. На выставке в МоМА представлены 180 фотографий с 1973 года и вплоть до сегодняшего дня, до новых серий 2011 года, прежде не выставлявшихся.

Для увеличения нажми на меня!


Творит Шерман сериально и почти всегда – шедеврально. И всегда ее судят – даже если восхищаются, то судят. А есть ли кого осуждать? Она ли едина в тысяче лицах на своих фотографиях или она – та единственная, что прячется на обороте? Шерман – сама персонаж всех своих работ, главный, центральный и единственный раздробленный на множество лиц персонаж. Придуманная, в реальности не существующая героиня тысячи снимков, блистательно собранный и оформленный образ имени самой себя скрытой. Ее фотографии - макабарический угар мчащегося по цепи лет и событий карнавала клоунов, лиц, образов, грима, моды, феминизма. Мчащегося к одной целе в попытке понять «а кто же я такая?».

Выставка «Cindy Sherman» начинается с фойе – с панно во всю высь и ширь – метров 20 на 6 – пять фигур на фоне леса. Будто вытащенные из большой коробки с игрой для взрослых «одень куклу». Все фигуры - сама Синди Шерман – о чем не зная и не догадаешься, ибо через лес фотофресок 2011 года, прежде не выставляемых, входишь в зал, а там неузнаваемая, несмотря на панно-подсказки, Шерман смотрит с каждой стены. Названий у работ нет – только нумерация. Шерман не любит «давить» на зрителей.

Для увеличения нажми на меня!

«Cindy Sherman» - одна из самых интересных нью-йоркских экспозиций нынешнего марта, но пока эскалаторы не поднимут на последний этаж МоМА, то с трудом уговариваешь себя поверить в то, что вся толпа посетителей действительно заплатила по 25 долларов за вход, чтобы посмотреть на невнятную графику in-out, повторяющиеся плакаты, гипсовый куб с панно Розенквиста изнутри, пару фресок Диего Риверы. На всю мешанину коллекции современного искусства и импрессионизма. Американская живопись 40-50-х годов, распятые шинели и деревянные револьверы в стеклянных витринах, поп-арт, минимализм, концептуализм, абстрактный экспрессионизм. Все это замешано вокруг «Водяных лилий» Клода Моне, которые он рисовал столь душевно пятнадцать лет подряд, а сейчас это панно стало пастельных оттенков наивно-промокашечным фоном для обязательных фотоприветов из нью-йоркского Мuseum оf Мodern Аrt на Дальний Восток.

Направления современного искусства пробегаются бегом на скорости скользящего взгляда. Живопись знакома, скульптуры гладко-обтекаемы. В центральном многосветном зале - устремленная ввысь покрытая сусальным золотом фигура заметно беременной женщины - плод творчества хорватской скульпторши-концептуалистки Саньи Ивекович «Сладкое насилие», - указывающая лавровым или терновым (не разобрать) венком на 6-й этаж, где развернута выставка Синди Шерман, не добраться до которой значит таки зря истратить деньги на входной билет и не увидеть эксцентричный карнавал ее тысячи масок, маскарада культур и классов, моды, моделей, придуманной жизни, составленной из идеи, грима, костюмов, антуража, аксессуаров, городской среды, ингредиентов сотрудничества Шерман с гламурным подиумом и модельерами. Всего, что может служить фоном для жизни женщин. Мужчин на фотографиях Синди Шерман нет – ушли на футбол.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

323f3342085423c8f2356e1e31503f07_cindy-sherman-untitled-92-1981_jpg_1326444842.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Синди Шерман все делает сама – она любит контролировать весь процесс и потому у нее практически нет помощников. Она сама декорирует фон, сама придумывает законы и технику съемки. Сама вносит меланхолию и феминизм в точных пропорциях, черный юмор и импульсы фантазии и бурлеска. Сама находится перед камерой и смотрит в объектив. И никогда не делает автопортреты. Она – как фасеточный глаз мухи, где реальность дробится на тысячи отражений в многограннике зрения, и она подчеркивает раз за разом, что не стоит ее отождествлять ни с одной героиней ее фотографий. Ни из серии иллюстративных исторических портретов – не пародий, а дани уважения, homage с карикатурным оттенком слишком больших носов, накладных бровей и грудей ренессансу, барокко, рококко с оглядкой на Караваджио, Энгра и Фрагонара. Ни из серии секс-картинок, эксперимента с манекенами и муляжами, между ужастиками и порнографией, с точным расчетом на психопатов. Ни с героинями фотосерии провокативной моды.

Ни даже с самой себя 23-летней с начатой в 1977-м году черно-белой серии «Untitled Film Stills». Фотографии выглядят как кадры из разных фильмов – вполне узнаваемых, только не существующих. Ее героини похожи на актрис 1960-х годов, исполняющих различные роли. Все персонажи (модель одна – Синди) вымышлены, но эффект déjà vu возникает потому, что Шерман использовала стереотипы массовой культуры, шаблонных образов кинематографа 1950-1960-х годов. Она тщательно подбирала антураж, грим, гардероб и мимику, "лепила" образ перед зеркалом до тех пор, пока не удавалось поймать нужный типаж. И достигала поразительной точности в типажах, стиле, настроении. Серия «Кадры из фильмов без названия» была завершена в 1980-м году, когда Шерман исчерпала все клише. В 1996-м МоМА приобрел за миллион долларов все шестьдесят девять черно-белых фотографий Синди Шерман из серии «Untitled Film Stills», а через несколько лет одна из фотографий серии была продана за 190 тысяч.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Шерман идет от лукавства клоунов к пафосу высшего светского общества, трагического и вульгарного собрания влиятельных дам, столь похожих на своих собачонок. Она замечательно направляет дух времени, как луч света и освещает им эпоху роскоши, позволяя себе относиться к ней пренебрежением. Психологический вес ее фотопортретов женских типажей, отражающих социальную иерархию, имидж и статус, темперамент, проблемы старения и вопросы красоты нашего времени прямо пропорционален цене работ. На аукционе «Кристи» в Нью-Йорке в мае 2011 года ее фотография «Untitled # 96», сделанная в 1981-м году, была продана за 3.890.500 долларов.

Самое цитируемое высказывание Шерман таково: «Когда я работаю, то никогда не думаю о том смысле, который люди смогут найти в моих фотографиях. Иногда мне кажется, что все это вздор. Может быть, в них нет никакого смысла».
Может смысла и нет, но смотрится хорошо. Как и сама Синди Шерман – хрупкая блондинка, родившаяся в 1954 году в пригороде Нью-Йорка – пятый ребенок в семье, далекой от искусства. В 1972 году она поступила в Нью-йоркский государственный университет в Буффало. Некоторое время занималась живописью, но быстро разочаровалась: «Я долго копировала чужие произведения, пока до меня не дошло, что у фотоаппарата это получится лучше, а я смогу потратить освободившиеся время на генерацию новых идей».

«Кадры из фильмов без названия» были не первыми попытками Шерман использовать свой образ. Свой – потому как к своему творчеству она относилась серьезно, а другие воспринимали его как развлечение. «Я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то – и сама не знаю, что именно мне нужно, пока не увижу этого».

Для увеличения нажми на меня!

c7b63fb2e4215df5c9f1823b91ba80b7_G02A13Untitled-Film-Still-13.1978_large-376x475.jpg

be7ef73c825fbc9c4e4ffc78ad5c80b9_cindy-sherman-59_jpg_1326396877.jpg

4d48638554abeb0b4b67d08bed31adf7_2_cs465infocus.jpg

e9bb284b4d499850260427f20ac5d252_c-sherman_untitled-466.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Еще в процессе работы над серией «Кадры из фильмов без названия» Шерман получила стипендию Национального фонда искусств, в начале 1980-х годов приняла участие в нескольких крупных международных выставках, в том числе и на Венецианской биеннале. В 1980-х годах начала снимать в цвете, но по-прежнему оставалась своей единственной моделью. В 1995 году Шерман получила стипендию фонда Макартуров, более известную под названием «Грант для гениев» – 500 тысяч долларов на пять лет без каких-либо дополнительных требований или условий.

В 1990-х годах Синди Шерман какое-то время занималась кинематографом, в 1996 году вышел ее фильм «Убийца в офисе» («Office Killer») – черная комедия вполне в духе черного же юмора Шерман. В последнее десятилетие Синди Шерман вновь обрела себя: создала галерею стареющих дам и сыграла роль грустного клоуна. Шерман сотрудничала с кутюрье - с модным домом Balenciaga; в 2006 году участвовала в создании серии рекламных плакатов для нью-йоркского модельера Марка Джейкобса (была только моделью, а фотографировал ее Юрген Телер). Известность получил и ее совместный проект с Commes des Garsons и его основательницей, дизайнером Рей Кавакубо. Ироничное отношение Шерман к жертвам авангардной моды просвечивает в каждом снимке «модной» серии.

Ее камера всегда выдает выдуманное за реальное, маску за откровенность. Она продолжает фотографировать и сегодня – и ее выставка-карнавал в МоМА подтверждение тому, что нет равных Шерман в столь безусловном мастерстве, в скрупулезном создании разных обликов в поисках самой себя и в тщательно выпестованной сказке о том, что никто из ее персонажей не являются ею самой – скрытой Синди Шерман.

Выставка продлится до 11 июня 2012 года, по ее итогам будет снят документальный фильм.

Сайт MoMA - www.moma.org
Сайт Синди Шерман - cindysherman

Маша Хинич. Все фотографии – с сайта Мuseum оf Мodern Аrt.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments