26 февраля в нью-йоркском Музее Современного Искусства - МоМА - открылась ретроспективная выставка Синди Шерман - одной из самых известных фотографов нашего времени, влиятельнейшей женщины современного искусства - сколь знаменитой, столь и загадочной еще с 1970-х годов. Её творчеству посвящают не только выставки и музейные экспозиции - есть книги, фильмы и даже песня. На выставке в МоМА представлены 180 фотографий с 1973 года и вплоть до сегодняшего дня, до новых серий 2011 года, прежде не выставлявшихся.
Творит Шерман сериально и почти всегда – шедеврально. И всегда ее судят – даже если восхищаются, то судят. А есть ли кого осуждать? Она ли едина в тысяче лицах на своих фотографиях или она – та единственная, что прячется на обороте? Шерман – сама персонаж всех своих работ, главный, центральный и единственный раздробленный на множество лиц персонаж. Придуманная, в реальности не существующая героиня тысячи снимков, блистательно собранный и оформленный образ имени самой себя скрытой. Ее фотографии - макабарический угар мчащегося по цепи лет и событий карнавала клоунов, лиц, образов, грима, моды, феминизма. Мчащегося к одной целе в попытке понять «а кто же я такая?».
Выставка «Cindy Sherman» начинается с фойе – с панно во всю высь и ширь – метров 20 на 6 – пять фигур на фоне леса. Будто вытащенные из большой коробки с игрой для взрослых «одень куклу». Все фигуры - сама Синди Шерман – о чем не зная и не догадаешься, ибо через лес фотофресок 2011 года, прежде не выставляемых, входишь в зал, а там неузнаваемая, несмотря на панно-подсказки, Шерман смотрит с каждой стены. Названий у работ нет – только нумерация. Шерман не любит «давить» на зрителей.
«Cindy Sherman» - одна из самых интересных нью-йоркских экспозиций нынешнего марта, но пока эскалаторы не поднимут на последний этаж МоМА, то с трудом уговариваешь себя поверить в то, что вся толпа посетителей действительно заплатила по 25 долларов за вход, чтобы посмотреть на невнятную графику in-out, повторяющиеся плакаты, гипсовый куб с панно Розенквиста изнутри, пару фресок Диего Риверы. На всю мешанину коллекции современного искусства и импрессионизма. Американская живопись 40-50-х годов, распятые шинели и деревянные револьверы в стеклянных витринах, поп-арт, минимализм, концептуализм, абстрактный экспрессионизм. Все это замешано вокруг «Водяных лилий» Клода Моне, которые он рисовал столь душевно пятнадцать лет подряд, а сейчас это панно стало пастельных оттенков наивно-промокашечным фоном для обязательных фотоприветов из нью-йоркского Мuseum оf Мodern Аrt на Дальний Восток.
Направления современного искусства пробегаются бегом на скорости скользящего взгляда. Живопись знакома, скульптуры гладко-обтекаемы. В центральном многосветном зале - устремленная ввысь покрытая сусальным золотом фигура заметно беременной женщины - плод творчества хорватской скульпторши-концептуалистки Саньи Ивекович «Сладкое насилие», - указывающая лавровым или терновым (не разобрать) венком на 6-й этаж, где развернута выставка Синди Шерман, не добраться до которой значит таки зря истратить деньги на входной билет и не увидеть эксцентричный карнавал ее тысячи масок, маскарада культур и классов, моды, моделей, придуманной жизни, составленной из идеи, грима, костюмов, антуража, аксессуаров, городской среды, ингредиентов сотрудничества Шерман с гламурным подиумом и модельерами. Всего, что может служить фоном для жизни женщин. Мужчин на фотографиях Синди Шерман нет – ушли на футбол.
Синди Шерман все делает сама – она любит контролировать весь процесс и потому у нее практически нет помощников. Она сама декорирует фон, сама придумывает законы и технику съемки. Сама вносит меланхолию и феминизм в точных пропорциях, черный юмор и импульсы фантазии и бурлеска. Сама находится перед камерой и смотрит в объектив. И никогда не делает автопортреты. Она – как фасеточный глаз мухи, где реальность дробится на тысячи отражений в многограннике зрения, и она подчеркивает раз за разом, что не стоит ее отождествлять ни с одной героиней ее фотографий. Ни из серии иллюстративных исторических портретов – не пародий, а дани уважения, homage с карикатурным оттенком слишком больших носов, накладных бровей и грудей ренессансу, барокко, рококко с оглядкой на Караваджио, Энгра и Фрагонара. Ни из серии секс-картинок, эксперимента с манекенами и муляжами, между ужастиками и порнографией, с точным расчетом на психопатов. Ни с героинями фотосерии провокативной моды.
Ни даже с самой себя 23-летней с начатой в 1977-м году черно-белой серии «Untitled Film Stills». Фотографии выглядят как кадры из разных фильмов – вполне узнаваемых, только не существующих. Ее героини похожи на актрис 1960-х годов, исполняющих различные роли. Все персонажи (модель одна – Синди) вымышлены, но эффект déjà vu возникает потому, что Шерман использовала стереотипы массовой культуры, шаблонных образов кинематографа 1950-1960-х годов. Она тщательно подбирала антураж, грим, гардероб и мимику, "лепила" образ перед зеркалом до тех пор, пока не удавалось поймать нужный типаж. И достигала поразительной точности в типажах, стиле, настроении. Серия «Кадры из фильмов без названия» была завершена в 1980-м году, когда Шерман исчерпала все клише. В 1996-м МоМА приобрел за миллион долларов все шестьдесят девять черно-белых фотографий Синди Шерман из серии «Untitled Film Stills», а через несколько лет одна из фотографий серии была продана за 190 тысяч.
Шерман идет от лукавства клоунов к пафосу высшего светского общества, трагического и вульгарного собрания влиятельных дам, столь похожих на своих собачонок. Она замечательно направляет дух времени, как луч света и освещает им эпоху роскоши, позволяя себе относиться к ней пренебрежением. Психологический вес ее фотопортретов женских типажей, отражающих социальную иерархию, имидж и статус, темперамент, проблемы старения и вопросы красоты нашего времени прямо пропорционален цене работ. На аукционе «Кристи» в Нью-Йорке в мае 2011 года ее фотография «Untitled # 96», сделанная в 1981-м году, была продана за 3.890.500 долларов.
Самое цитируемое высказывание Шерман таково: «Когда я работаю, то никогда не думаю о том смысле, который люди смогут найти в моих фотографиях. Иногда мне кажется, что все это вздор. Может быть, в них нет никакого смысла».
Может смысла и нет, но смотрится хорошо. Как и сама Синди Шерман – хрупкая блондинка, родившаяся в 1954 году в пригороде Нью-Йорка – пятый ребенок в семье, далекой от искусства. В 1972 году она поступила в Нью-йоркский государственный университет в Буффало. Некоторое время занималась живописью, но быстро разочаровалась: «Я долго копировала чужие произведения, пока до меня не дошло, что у фотоаппарата это получится лучше, а я смогу потратить освободившиеся время на генерацию новых идей».
«Кадры из фильмов без названия» были не первыми попытками Шерман использовать свой образ. Свой – потому как к своему творчеству она относилась серьезно, а другие воспринимали его как развлечение. «Я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то – и сама не знаю, что именно мне нужно, пока не увижу этого».
Еще в процессе работы над серией «Кадры из фильмов без названия» Шерман получила стипендию Национального фонда искусств, в начале 1980-х годов приняла участие в нескольких крупных международных выставках, в том числе и на Венецианской биеннале. В 1980-х годах начала снимать в цвете, но по-прежнему оставалась своей единственной моделью. В 1995 году Шерман получила стипендию фонда Макартуров, более известную под названием «Грант для гениев» – 500 тысяч долларов на пять лет без каких-либо дополнительных требований или условий.
В 1990-х годах Синди Шерман какое-то время занималась кинематографом, в 1996 году вышел ее фильм «Убийца в офисе» («Office Killer») – черная комедия вполне в духе черного же юмора Шерман. В последнее десятилетие Синди Шерман вновь обрела себя: создала галерею стареющих дам и сыграла роль грустного клоуна. Шерман сотрудничала с кутюрье - с модным домом Balenciaga; в 2006 году участвовала в создании серии рекламных плакатов для нью-йоркского модельера Марка Джейкобса (была только моделью, а фотографировал ее Юрген Телер). Известность получил и ее совместный проект с Commes des Garsons и его основательницей, дизайнером Рей Кавакубо. Ироничное отношение Шерман к жертвам авангардной моды просвечивает в каждом снимке «модной» серии.
Ее камера всегда выдает выдуманное за реальное, маску за откровенность. Она продолжает фотографировать и сегодня – и ее выставка-карнавал в МоМА подтверждение тому, что нет равных Шерман в столь безусловном мастерстве, в скрупулезном создании разных обликов в поисках самой себя и в тщательно выпестованной сказке о том, что никто из ее персонажей не являются ею самой – скрытой Синди Шерман.
Выставка продлится до 11 июня 2012 года, по ее итогам будет снят документальный фильм.
Сайт MoMA - www.moma.org
Сайт Синди Шерман - cindysherman
Маша Хинич. Все фотографии – с сайта Мuseum оf Мodern Аrt.