karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Пласты краски из металла. Джон Чемберлен - «Выборы»

Известнейший американский современный скульптор-абстракционист, график, режиссер и живописец Джон Чемберлен, к сожалению, уже ушедший - знаковая фигура. Он скончался в Нью-Йорке в декабре 2011 года в возрасте 84 лет. Нынешняя его выставка «Выборы», проходящая в нью-йоркском « Гуггенхайме» - посмертная, и потому Чемберлен уже не объяснит сам смысл и философию своих работ (его первая ретроспектива проходила в этом же музее 41 год назад – в 1971-м). Он иронично и умиротворенно улыбается с фотографий каталога, а объясняют за него кураторы, мечущиеся между абстрактным экспрессионизмом и поп-артом, и сами скульптуры, на первый взгляд хаотичные груды покореженного металла, покрытые блестящей эмалью листы сварного железа, мятая насмешка над тем, что было когда-то блестящим отшлифованным гордым детищем автомобильной индустрии, еще одним знаковым символом Америки. Но то на первый взгляд, который меняется с каждым следующим этажом спиралевидной ротонды нью-йоркского «Гуггенхайма».

Для увеличения нажми на меня!



«Выборы» - так назвали выставку. Джону Чемберлену судьба особого выбора не предлагала. Ему на роду было написано стать скульптором – он им и стал, чувствуя себя в этой стезе свободно. Свобода – главная составляющая его работ. Свобода краски, формы, силуэта, свобода мысли в пространстве. Свобода и ирония поп-арта, позволявшие ему создавать замысловатые красочные композиции из искореженных в авариях частей машин, которые он «прессовал» в многоцветные блоки. «Выборы» - это более 100 работ скульптора: начиная с его ранних монохромных спаянных скульптур и заканчивая масштабными инсталляциями из фольги, созданными в последние годы его жизни. "Однажды что-нибудь как-нибудь вдруг попадется вам под руку, и вы это подберете, приспособите куда-нибудь, и оно подойдет. Это просто нужная вещь в нужное время. Это относится и к словам, и к металлу", - объяснял Чемберлен суть своего метода. Подбирать и приспосабливать - на этих принципах основывается его искусство, так объясняют гуггенхаймовские кураторы название выставки "Джон Чемберлен: выборы".

До свободы верхних этажей в нижнем фойе зрителей встречают – радушно, разумеется, -переплетенные, словно змеи Лаокоона, слоновьи ноги в три человеческих роста. Для чего – непонятно. Для затравки, наверное. Но фольга - это последняя мимолетность по меркам Джона Чемберлена. Он собирал свои скульптуры из старого крашеного железа, из грубых металлических листов. Рисовал ими, как иные рисуют пером, карандашом, кистью, песком, руками, окуная их в краску. Чемблерлен создавал свои объемные абстракции, рисуя их пластами старого металла и блестящей эмали. Для него части списанных машин были живописными слоями, образовывавшими при правильном раскладе и сочетании определенный философский формат искусства 1960-х, сиречь скульптуру, похожую на все на свете в зависимости от фантазии и ассоциаций, эстетики железа, экспрессионизма сварки и принципов джанк-арта – мусорного искусства утиля и рухляди. Ассамбляж из бесполезного хлама, коллаж из разноцветных обломков. Джон Чемберлен создавал произведения искусства буквально из ничего. Да еще и умел продать свои творения за большие деньги (таких Пикассо называл хорошими художниками). Он напылял на покореженный металл яркую автомобильную эмаль, добиваясь чистого цвета и чистого объема, балансируя между скульптурой и живописью.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

60 лет Джон Чемберлен считался инноватором современной абстрактной скульптуры и все шесть десятилетий искусствоведы разводят руками – не столь широко как могли бы, но каталогизациии и рамкам его работы не поддаются. Это скульптуры-зиккураты из разноцветного железа больше походят на мысли вслух, на идолы, на закрученный металл, ушедший в другое измерение, стремящийся вверх и ввысь, как свет из лопнувшего плафона. По ним можно изучать неэвклидову геометрию. Это искусство, основанное на чистой форме, поддающееся цифровому расчету, хоть и похожее на капище богам потребления, индустриальное по способу производства, далекое от литературных сюжетов и от искусства в его классическом смысле.

На узких ротондах спирали музея, нанизанных на слоновью ногу, работам Чемберлена явно мало места - они лучше смотрятся в фабричных цехах, на заводских площадках (как в громадном по площади музее «Диа Бикон» в 60 милях на северо-запад от Нью-Йорка). Произведение, чьи составляющие вышли из цехов, должно быть выставлено также в цеху. Но музейный улиточный интерьер и медленное движение вверх по его раковине позволяют разглядеть близкие глазу детали, небольшие барельефы и мини-скульптуры Джона Чемберлена - неожиданные композиции в полтора десятка сантиметров размером, пьедесталом для которых служит жестяной коробок, размером с ноготок, ну или со спичечный коробок. Вообщем, нечто мизерное по сравнению с обычным размером работ Чемберлена, напоминающих, в зависимости от масштабов, птичью голову, женский торс, вазы с цветами, фейерверк, велосипед, или с другой стороны – гигантизма – разрушенный вокзал, лётное поле, мастодонтов, мегалитические сооружения, бочки, смятые словно жестянки кока-колы ладонями великанов, кресла богов, модель искореженного, но счастливого будущего. При этом при всей своей громадности инсталляции Джона Чемберлена не кажутся тяжелыми или массивными.

В ход у Чемберлена шли не только части автомобилей, но и серые грубые листы мятого искривленного алюминия, оргстекло, поролон, дерево, плексиглас, тряпки. Интересно, что все работы, в музее аккуратно расставленные в нишах и проходах, и выставка в целом воспринимаются по-разному в зависимости от направления движения по раковине-спирали «Гуггенхайма». Выставочные ротонды организованы таким образом, что взгляд «снизу» не тождественен взгляду «сверху», так что выставка смотрится дважды и двояко, но оба раза - с любопытством и с растущим по спирали восхищением. А наверху - снова слоновьи ноги – но уже из бронзовой фольги, так что явно стояло туда добраться.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

3ac8fde552a632a4e02a0d630608fff2_70.1925_ph_web.jpg

Джон Чемберлен родился в 1927 году в Индиане, вырос в Чикаго. После службы в армии, учился в 50-е годы в Художественном институте Чикаго и в Black Mountain College, где попал под влияние поэтов-модернистов Чарльза Олсона и Роберта Крили. В Нью-Йорк Чемберлен переехал в 1957 году, быстро влился в ряды манхеттенской богемы, подружившись с абстрактными экспрессионистами и войдя в круг Энди Уорхола. Здесь же создал свои первые работы из частей разбитых машин, благодаря которым он сразу стал узнаваем и получил признание. Его работа была включена в выставку «Искусство ассамбляжа» («Art of Assemblage») в MoMA еще в 1961 году. Чемберлен на протяжении шестидесяти лет карьеры работал с разными материалами - от поролона до бумаги, но неизменно возвращался к прочному металлу. Свой интерес, в частности, он объяснял тем, что его легко найти - части машин валялись на улице, как и множество другого "мусора", который он также использовал в своих "джанк-арт" скульптурах, объектах и инсталляциях из автомобильного металлолома.

С 1967 года Чемберлен начал интересоваться кино и видео, занявшись кинематографическим проектом «Wide Point». В это же время он вернулся к искореженному металлу после короткого увлечения трафаретной печатью и «живописью действия», для которой использовал распылитель для покраски автомобилей. С этого момента его материалы включали не только железо, но и резину, пластик и оргстекло. Чуть позднее, во время топливного кризиса, он часто использовал канистры. Помимо кино и живописи, Чемберлен создавал и выставлял рисунки и гравюры. Первая ретроспектива художника состоялась в 1971 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, вторая - в 1986 в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе. Чемберлен сотрудничал и с известной нью-йоркской галереей Лео Кастелли. Был постоянным участником бьеннале в Венеции, в Сан-Паулу, бьеннале Уитни, кассельской Документы. С 1975 по настоящее время прошли около 30 персональных выставок Чемберлена, а его работы можно увидеть в 38 галереях и музеях мира.

Интуиция, эксперименты в стиле «джанк-арт» и свои представления о том, каким должно быть современное искусство, сделали свое дело – то есть сделали Чемберлена знаменитым. Он был нью-йоркским мэтром, его имя вошло во все учебники, а искусство его, несмотря на покореженность материала и то, что созданию каждой работы предшествовала авария и искалеченный автомобиль, осталось жизнерадостным и жизнеутверждающим.

Сайт Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке: http://www.guggenheim.org/
Все фото – с сайта Музея Гуггенхайма - http://web.guggenheim.org/exhibitions/chamberlain/#womens-voices

Маша Хинич



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments