karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Сeрафина из мира грез

Гений и безумие, художник и вдохновение, живопись и страсть. А также Франция, Германия, первая мировая вoйна и судьбы известного коллекционера Вильгельм Уде - легендарного первооткрывателя примитивизма, исключительного знатока живописи, первого коллекционера Пабло Пикассо и Жоржа Брака, открывший талант Камиля Бомбуаза и Анри Руссо и вновь явленной миру, почти было позабытой, прекрасной художницы Серафины Луи, Серафины из Санлиса - крошечного французского городка, где и проистекает действие фильма "Серафина", разделенное Первой мировой войной и еще десятком лет.

Для увеличения нажми на меня!

 

"Серафина" – драма о балансировании божьей искрой одаренного человека на тонкой как бритва и потому опасной гране между страстью творить и непризнанием общества, желанием явить себя миру и столь часто сопутствующей таланту нищетой.
Этот третий игровой фильм молодого бельгийского режиссера Мартена Прово можно считать продолжением списка шедевров на тему гениальности и жизни в мире нарисованной реальности. Часть из них стали эталонными – такие как "Камилла Клодель" режиссера Брюно Ньюттена, "Тео и Винсент" Роберта Олтмана, "Полок" Эдда Харриса, "Воскресенье за городом" Бертрана Тавернье.

"Серафина" – мягкий, не агрессивный и не провокационный фильм - получил в этом году 7 призов "Сезар", французского аналога "Оскара". За лучший фильм, сценарий, работу оператора, художника, костюмера, композитора (американец Майкла Галассо, написавший ключевую мелодию фильма «In The Mood for Love» Вонг Кар-Вая). А восхитительная неотразимая характерная актриса Иоланда Моро в главной роли удостоена еще и "Золотой звезды" киножурналистов Франции, премии братьев Люмьер и своего личного "Сезара" (56-летняя Иоланда Моро свой актерский "Сезар" получила во второй раз. До сих пор в истории французского кино лишь четыре актрисы дважды удостаивались "Сезара" - Роми Шнайдер, Катрин Денев, Натали Бай и Сабин Азема).

…В Санлисе, зеленом райском уголке французской провинции, живет странная женщина неопределенного возраста: некрасивая, неуклюжая, не слишком вежливая. Серафина Луи – блаженная, имя получившая от огненных серафимов-вестников, и рукой ее водят ангелы. Зарабатывает она на хлеб насущный уборкой и стиркой - сирота, с 13 лет натирающая паркеты в чужих домах. Ведет себя странно, да еще и закрывается сутками в комнате. Она немного не в себе и, когда встречается с монахинями, те спрашивают: "Не наладилось ли у Серафины в голове"? Однако, ее неухоженность, растрепанность и отрешенность никому не мешает – окружение к ней равнодушно. В усадьбе, где Серафина прислуживает, обосновывается новый жилец, приехавший в Санлис 1914 года, по национальности немец, по манерам – эстет, знаменитый коллекционер произведений искусства Вильгельм Уде, случайно обнаруживающий брошенную в угол картину своей уборщицы – ярко-красные яблоки на деревянной, покрытой лаком дощечке.

0fe103c04dae3c90055ee4cd770d45a7_22-1.jpg

0cf184d808ea1e3b9891c63b9a1a9b5c_Seraphine_4.jpg
Сцены из фильма

Для увеличения нажми на меня!
Серафина Луи в 1920-е годы

3326eb07c01343bf269b9b3c57d37e4c_seraphine-11.jpg

Вильгельм Уде, в это самое время открывший миру наивное искусство, поражен рисунком и пытается устроить выставку Серафины. Пытается, но начинается Первая Мировая война, а потом… Потом он, вернувшись через 13 лет во Францию считает, что Серафина умерла, случайно вновь ее находит, становится другом и благодетелем. Творчество Серафины стало еще более совершенным – казалось бы, ничто не мешает осуществить давний замысел выставки в Париже. Но несмотря на поддержку Уде, их странную чуткую дружбу или именно из-за разочарования в ней, после кризиса 1929 года, разрушившего надежды, Серафина попадает в сумасшедший дом, где и заканчивает свои дни уже в 1942 году, погибнув от голода и отсутствия ухода во время режима Виши.

Трагическая судьба Серафины из Санлиса поучительна и прекрасно подходит к долгой киноистории - и как описание переплетения жизненных историй и как рассказ о наивной живописи - страстной, напряженной, утонченной, завораживающей: долгие планы позволяют разглядеть полотна Серафины, в прошлом году выставлявшиеся в музее Майоля в Париже.

Извлеченная из забвения Серафина поражает. Мартин Прово, используя книги писателя Алана Вирконделета; художницы, писательницы и психоаналитика Франсуазы Клоарек и сами работы Серафины, стал "второоткрывателем" после Вильгельма Уде этой художницы и с задачей справился безупречно.
История Серафины Луи - прекрасна и трагична: внутренний свет таланта пробивается через безысходность и немыслимо-неприспособленные условия жизни. Она сама изобретала и смешивала краски, мешая болотную тину и бычью кровь (так в фильме; на деле Серафина никому не открыла тайны, что за ингредиенты она добавляет в краски). И, голодая, рисовала ночами при мерцающем свете свечи, годами напролет, стоя на коленях в своей крошечной каморке, вдохновляясь церковными витражами, лубочными картинками и наставлениями ангелов. Писала она в основном цветы и деревья, тщательно вырисовывая каждый листок и лепесток.

Мартен Прово на церемонии вручения "Сезара" рассказал, как возникла киноистория «Серафины»: «У фильма «Серафина» замечательная судьба, начавшаяся загадочным образом. Мне позвонила журналистка радиостанции "Франс Кюльтюр" Нелли Ленорман, которая спросила: Мартен, ты знаешь, кто такая Серафина? Тебя должна заинтересовать эта женщина. Я ничего не знал о Серафине, даже никогда о ней не слышал. Я начал искать сведения о ней, встречался с людьми, читал книги. А потом начал писать.... И, надо сказать, произошло нечто совершенно исключительное. У меня было ощущение - и Иоланда во время съемок тоже это почувствовала — что Серафина как будто была все это время с нами. Я сразу почувствовал, что стиль постановки фильма должен быть строгим и суровым, немного отстраненным – по образу самой Серафины, - чтобы зритель шагал с ней в ногу. Надеюсь, что теперь творчество Серафины сможет вновь ожить и станет известным далеко за пределами узкого круга знатоков" (C 1945 года картины Серафины были показаны на многих коллективных и персональных экспозициях во Франции, Швейцарии, Германии, США.В 2008-2009 годах представительная выставка работ Серафины состоялась в музее Майоля – фонде Дины Верни).

Психоаналитик и художница Франусаз Клоарек, чья книга стала основой для фильма, впервые заинтересовалась Серафиной тридцать лет назад, когда выбирала тему для докторской диссертации по психологии. «Это было мое первое сочинение о Серафине из Санлиса, – рассказывает доктор Клоарек. – Поскольку сама я и художница, и психоаналитик, явление Серафины мне предельно интересно... Все, что я о ней написала, базируется на документах, но моя книга недаром носит подзаголовок «Жизнь в грезах». Жизнь Серафины невозможно отделить от выдумки – она жила в мире грез, подчас очень жестоких, а не в мире привычной нам реальности. Серафина из Санлиса прославилась, но счастья эта слава ей не принесла – остаток жизни она провела в сумасшедшем доме. Есть ли в людях искусства нечто, что делает их более склонными к безумию? Это сложный вопрос, – продолжает доктор Клоарек, – и очень любопытный. Да, зачастую психика у творческих людей нестабильна. Чувствительность гениев к окружающему миру в какой-то мере обусловлена именно их хрупкостью... Это не значит, что все художники – безумцы, а все безумцы – художники. Но есть люди, структура психики которых такова, что они могут производить впечатление людей адекватных – и в то же время чувствительны настолько, что от безумия их отделяет очень тонкая грань. Этим и важна история Серафины. Что должно произойти, чтобы человек перешел эту грань и сошел с ума?».

Судя по фильму немногое – предательство тех, кого художница считала близкими людьми, тех, кто любил ее, но не смог понять до конца. Безумие стало последним прибежищем тогда, когда ее лишили независимости и свободы. "Серафина" - грустный, светлый и очень хороший фильм, повод задуматься о тех,, кто забыт, но ангелы-серафимы возвращают их к нам. Хочется пересказать каждый эпизод, но дождитесь 1 октября, когда фильм выйдет на экраны израильских кинотеатров.

Официальный сайт фильма - seraphinemovie

Страница, на которой можно опросмотреть слайд-шоу с работами Серафины из Санлисы

 


Официальный трейлер фильма

 

 


Séraphine Louis, dite Séraphine de Senlis. exposition au Musée Maillol (mars 2009) Musique extraite du Stabat Mater d'Arvo Pärt

 

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments