karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

"Летопись сердца"

Оригинал взят у godinerl в "Летопись сердца"*
Экскурсии в Дом-музей Бялика в Тель-Авиве продолжаются...

1934 год. В месяце сиване в день девятнадцатый уезжал Бялик из Тель-Авива в Вену. Цель поездки была сугубо медицинской. Сам поэт, не только верил в своё возвращение, но даже оставил тель-авивцам задачу, которую до его приезда они должны были решить. Но, как известно, операция, ради которой отправился Бялик в Вену, закончилась трагически.А задача, сдается мне, нами всеми до сих так разрешима и не была...

Портрет Бялика кисти Пинхаса Литвиновского

Эти слова были произнесены Бяликом на традиционной встрече, проходящей в рамках "Субботнего удовольствия" – "Онег Шаббат", проекта, подаренному поэтом первому еврейскому городу нового времени в 1926 году. Места в доме Бялика для еженедельных встреч по Субботам на темы еврейской культуры, философии, литературы, искусства и т.д. очень скоро стало не хватать. В 1928 году в праздник Лаг баОмер происходит торжественная закладка краеугольного камня здания "Оэль Шем" ("Шатер В-вышнего"). А в мае, через год, традиционное "Субботнее удовольствиеЭ" уже происходит во вместительном – почти на тысячу мест - зале по адресу ул.Бальфур, 30

Вот уезжаю я заграницу в связи с болезнью. Чувствую что и ТА, и весь наш ишув  больны сейчас. Признаки болезни этой проявились прежде всего в отношении нашем к бежавшим от опасности из Германии...Вместо того, чтобы заботиться о них, приготовить теплый угол и приют, мы используем трагедию, приведшую их сюда в своих корыстных целях...Как встретили мы их? Лишили последних грошей

Второй признак этой болени – презренная спекуляция, пожирающая нас изнутри.Дьявольское сверкание золота ослепило наши глаза. Один дунам земли переходит из рук в руки, и стоимость его лишь возрастает. ... Мы поступаем с землей так, как спекулянты поступают с хлебом во время войны.

Третьий признак нашего нездоровья – бегство из поселений в города. Судьба была к нам очень благосклонна.  У нас есть свои – еврейские - рабочие, чей труд возвращает нас к Земле.Но сейчас, с этим лживым поветрием городского высокомерия, покидает еврейский пролетарий деревню, оставляет точки большого национального значения и переходит к жизни более легкой – городской.

И отсюда, четвертый признак болезни нашей – чужая работа. Одним из великих завоеваний нашего присутствия на этой Земле стал труд еврея. Это разрушение происходит на наших глазах, и мы не спрашиваем себя, что будем делать завтра, в тот опасный день, когда чужестранцы заполонят места присутсвия жизни нашей, не думаем о том, кто защитит нас в день бури и катастрофы.

И главный признак того, что современное общество нездорово, - ужасающий внутренний распад, ненависть между людьми, плодящиеся партии, приносящие лишь разложение...Болен ишув, болен ТА, и я желаю вам и себе, что по возвращении моем увижу я, увидим мы все признаки выздоровления..." (попытка перевода выступлений Бялика и текста песни "Труд и ремесло" – моя)

У песни на стихи Бялика העבודה והמלאכה "Труд и ремесло" я нашла четыре варианта исполнения

Первое исполнение – авторское. За роялем – композитор Нахум Нарди. Солистка – Браха Цфира

Марка, выпущенная в честь певицы

Как вспоминает сама Цфира, это было именно её решение совместить строки Бялика с мелодией, происхождение которой она приписывает бухарской музыкальной традиции. Рано осиротев, Браха, родившася в Иерусалиме в семье выходцев из Йемена, попадает в семью евреев, приехавших в Эрец-Исраэль из южных провинций Российской Империи, а, конкретнее, в семью бухарских евреев. Нарди принадлежат все права на мастерское переложение песни для голоса в сопровождении фортепиано. 

מִי יַצִּילֵנוּ מֵרָעָב?
מִי יַאֲכִילֵנוּ לֶחֶם רַב?
מִי יַאֲכִילֵנוּ לֶחֶם רַב?
וּמִי יַשְׁקֵנוּ כּוֹס חָלָב?

לְמִי תּוֹדָה, לְמִי בְּרָכָה?
לָעֲבוֹדָה וְלַמְּלָאכָה!

Кто спасет нас от голода?
Кто насытит нас хлебом?
Кто напоит молоком?

Кому благодарность, кому благословление?
Труду и ремеслу!

Здание, и по сей день стоящее на ул.Бальфур, 30, было подарену городу еврейским предпринимателем Сэмом (Шмуэлем Шимоном) Блюмом.

Блюм родился в 1860 году в Литве, в семье главы Вилкомирской ешивы. Его доходный бизнес – производство зубных протезов – приносил ему дивиденды ещё в США, куда он отправился после ранней смерти отца и по окончании службы в царской армии. Именно в Америке Блюм примет решение переехать и самому, и инвестировать накопленное в развитие подобной сферы производства в Земле Израиля. На решение это повлияют особо художник Борис Шац и тель-авивский мэр, он же прозорливый Меир Дизенгоф, чей рассчет на появление дополнительных рабочих мест и на продолжение уже в Тель-Авиве имевших место ещё в Америке традиций широких жестов Блюма-филантропа полностью оправдался

Фотография тель-авивской фабрики зубных протезов Блюма, 1931 год

Именно к Блюму обращает слова благодарности Бялик, выступая в 1928 году на церемонии закладки краегольного камня здания "Оэль Шем":

...

Написано в посвящении (Блюма – доб.моё):

"להרבצת תורה וחכמה מן המקורות הראשונים ועד דורנו"

"Для распространения Торы и мудрости – от первоисточников и до дней наших"

Нам остается лишь поражаться, как простой еврейский бизнесмен, сумел дать такое верное определение всему, что подразумевает под собой это понятие – Тора. Ведь, в ней нет границ, она неделима и объединяет в себе вещи зачастую противоположные. Тора, которая сама правда и гармония, которая привносит мир между еврейским народом и В-шним, между человеком и окружающими его людьми, - о такой Торе говорил писавший строки посвящения... Тора – она вне времени,.она  – опора Израилю.

После ценности Торы, бесценен и дорог для нас Шаббат. Также, как и Тора, так и Шаббат, - знаки Союза между В-вышним и еврейским народом. Даже если из всех заповедей оставалась бы лишь заповедь соблюдения Субботы, даже она одна могла спасти бы еврейский народ от исчезновения. Шаббат - это краеугольный камень всех основ иудаизма. В еврейском самосознании день этот связан  с завершающим моментом в Сотворении Мира. И, если Тора ждала тысячу поколений израилевых, День Субботний ждал лишь 26 поколений со времени Сотворения Мира до дарования Торы...

И ещё одна важная деталь: г-н Блюм построил этот дом на Святой Земле - Земле Израиля. Неоднократно находились великодушные дарители, строившие для нас дома в краях рассеяния. Здания эти рано или поздно переходили в руки чужаков. Если бы можно было бы собрать все те деньги, вся Земля Израиля была бы уже застроена. Ни остатка не выжило от тех зданий в странах нашего рассеяния. Всё пропало. И если, следуя интуиции, возвел это здание даритель здесь – на Земле Отцов, значит, чувствовал он, что здесь эти стены никогда не выйдут из под нашего владения. В доме этом сошлись три Союза, три знака владения: Эрец-Исраэль, Шаббат, Тора.

На стрелках часов в доме Бялика начертаны по просьбе поэта две буквы: ת (тав) и ע (аин). Соединённые воедино в      
слово "срок" (עת) они напоминают нам вслед за мудростью книги Коэлет Царя Шломо) о том, что у каждого явления, каждой вещи - свой срок.
 А порядок перевернутый – это начальные буквы двух стержней, без который ход еврейского времени невозможен

ת

Тора

ע

Авода – работа, труд

Следующая версия песни Нарди на стихи Бялика – в исполнении Йорама Гаона. Посчастливилось быть недавно в Моце, в здании старой синагоги, в стенах которой когда-то нес мудрость отец Гаона – Моше Давид

фото

Арон хаКодеш синагоги в Моце

Дверь синагоги

מִי יִתֵּן לָנוּ כְּסוּת בַּקֹּר?
וּמִי בַּחֹשֶׁךְ יִתֵּן אוֹר?
וּמִי בַּחֹשֶׁךְ יִתֵּן אוֹר?
מִי יַעַל מַיִם מִן הַבּוֹר
 
וּמִי נָטַע עֵצִים בַּגַּן,
לִפְרִי וּלְצֵל, כָּל מִין וָזַן,
לִפְרִי וּלְצֵל, כָּל מִין וָזַן
וּבַשָּׂדוֹת זָרַע דָּגָן?

Кто укроет нас в холод?
Кто во мраке даст свет?
Кто из глубин колодезных поднимет воду?

Кто посадил в саду деревья?
Плоды и тень несущие?

Кто поле засеял злаками?

Певец и композитор Ариэль Зильбер – сын Брахи Цфиры. Он среди других известных израильских музыкантов принял участие в записи песни, которую когда-то с триумфом исполняла его мама и в переполненных залах еврейской диаспоры в США, и в зале кинотеатра Муграби на ул. Бен-Йегуда во время триумфального концерта, завершившего это турне. Аранжировка, гармонизация, верное обращение с ритмической сеткой, заданной ещё Нарди и переосмысленной уже в контексте партитуры ансамбля в этом – 1985 года – варианте песни просто великолепны

מִי הֵכִין לָנוּ פִּנַּת גַּג,
גָּדֵר לַגַּן, לַכֶּרֶם סְיָג,
וּמִי טָרַח וּמִי דָּאַג
לִכְבוֹד שַׁבָּת, לִכְבוֹד הֶחָג?

Кто приготовил нам уголок на крыше,
Ограду саду, винограднику удобрения?
Кто трудился, кто волновался
Накануне Субботы, накануне Праздника?

И исполнение последнее из четырех. По версии ансамбля "Восток-Запад" в программе "Дебка Исраэль" (муз.руководитель Исраэль Борухов) во многих песнях первых поселенцев заметно влияние музыкальной традиции бедуинов. Читая эти строки, вспоминаю благие намерения рестовраторов Дома-музея Бялика периода годов 80-х, испугавшихся, видимо, обвинения высказанного в адрес Бялика одним из тель-авивских журналов – обвинения в избытке оринтализма при оформлении дома, особенно его первого этажа. Созданные ими бело-бежевые стены стоически хранили в себе вплоть до нынешнего – начала 21 века - варианта реставрации и насыщенную синеву неба в гостиной,



и нежную скромность оттенка расцвета плодов дерева маслинового в обеденном зале,



и взрыв сочности гранатовой при переходе на второй этаж...

עַל כֵּן נַעֲבֹד, עַל כֵּן נַעֲמֹל
תָּמִיד, בְּכָל יְמֵי הַחוֹל.
כָּבֵד הָעֹל, נָעִים הָעֹל!
וּבְעֵת הַפְּנַאי נָשִׁיר בְּקוֹל

שִׁירֵי תּוֹדָה, שִׁירֵי בְּרָכָה
לָעֲבוֹדָה וְלַמְּלָאכָה!

И потому будем работать, и потому будем трудиться,

Всегда, в каждый будний день.

Тяжела ноша, (но) и приятна она.

А в свободное время споем во весь голос

Благодарственную песню, песню благословления

Труду и ремеслу.

Да, кстати, ни одной фотографии дома по адресу ул.Бальфур, 30, бывшего пристанища Субботнего удовольствия Бялика и тысяч гостей его проекта, в Сети я так и не нашла. Будет повод сходить и сфотографировать. Но, говорят, что на самом здании никакого упоминания о главе его истории под названием "Оэль Шем – Онег Шаббат", найти мне не удастся. Доски там нет. Впрочем, как и доски, рассказывающей, что долгие годы, вплоть до 1957 года, здание это было пристанищем-базой Израильского Филармонического оркестра...

Бялик, обращая благодарственные слова Сэму Блюму, отметил его пожелание, записанное в посвящении дома городу Тель-Авиву:

Отдать дом этот культуре, литературе, и т.д, и т.п., включенным всем в понятие "Тора"...

В стихотворении, написанном сразу же после шумного и помпезного юбилея-пятидесятилетия Бялика, устроенного почитателями его таланта в Берлине в 1923 году, юбилея, на который Бялик, находившийся тогда в Германии, предпочёл не пойти, я нашла такие строки:

Под пыткой вашего привета
Склонилась в прах моя душа.
Я только медная монета
В пустой копилке голыша.

Что вы пришли в мою обитель?
В чем грех, в чем подвиг мой? Весь век
Я был не бард и не учитель,
 
Я не пророк: я дровосек.

В последний Шаббат Бялика на Земле Израиля читали недельную главу Бахаалотха ("Когда будешь зажигать светильники... меноры..."). Речь в этой главе идет, среди прочего, и о размышлениях Аарона-первосвященника по поводу своей миссии, казалось бы лишенной празднеств процесса создания и принесения в Храм даров от еврейского народа. Но, как известно,  поддержание огня, не гаснущего даже в самые тяжелые периоды, эта привилегия - ноша требует и несёт с собой, зачастую и красоту выполняемой миссии, и обязанность нелегкого труда дровосека, не оставляюещего свой путь в поисках веток деревьев, даже если ветки те иссохли, а деревья те вырваны с корнем... Почти...

Ближайшие экскурсии на русском языке в Дом-музей Бялика состоятся 29 мая, 5 и 12 июня. Начало в 17.00, продолжительность около двух часов. Стоимость субсидирована проектом "Арцейну" Совета по охране и сохранению исторических памятников – 10 шек. Адрес музея: Тель-Авив, ул.Бялика, 22. 12 июня в 20.00 состоится лекци проф. Моше Зормана о песнях на стихи Бялика.

В названии поста использована строка из стихотворения Бялика 1910 г. в переводе Ф. Сологуба.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments