karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Tel-Aviv Dance – самый-самый балетный фестиваль

Отдадим дань свойственному нашей стране стремлению к гиперболизации, в данном случае к тому же умноженной на пируэты и фуэте, и все равно назовем, назвать международный фестиваль «Tel-Aviv Dance 2009» – самым-самым главным, лучшим и балетным. И это будет чистой правдой, без всякой склонности к преувеличению. Фестиваль организуется третий год подряд, вырос из проходившего ранее в Тель-Авиве в течение 5 лет фестиваля «Данс-Европа», вновь, после некоторой заминки, получил поддержку Европейского Союза, а также безоговорочно тель-авивского муниципалитета, МИДа, объединение израильских хореографов и даже компании Эль-Аль, которая привезет 150 танцовщиков из Китая.

Для увеличения нажми на меня!
The Beijing Modern Dance Company

 

«Tel-Aviv Dance 2009» расправил крылья так широко, что своей благословенной балетной тенью осенил в этом году 16 ансамблей из 10 стран, больше 250 участников и 34 спектакля. Зарубежные ансамбли уже стоят в очереди «на Тель-Авив» - настолько за 2 года выросли престиж и репрезентативность «Tel-Aviv Dance», так что фестиваль этот стал заметен и известен в Австралии, Китае, Тайване, Корее, Японии, откуда и приезжают в Тель-Авив группы современного балета наряду с более привычными и потому менее экзотичными гостями из Голландии, Испании, США и Франции.

Фестиваль многообразен, как наш мир и показано на нем будет все – и то, что вам не снилось и сны в балетном видении. Программу его формировали не год, а целых два, да тут к тому же еще и повезло. В этом году отмечается 60-летие Китайской Народной республики, потому из Пекина в Израиль пожалуют 2 труппы с 2 постановками (только в Пекине действуют 5 крупных центров современного танца).

Впервые за пока еще короткую историю фестиваля «Tel-Aviv Dance» часть его представлений будет показаны в Хайфе – в первую очередь благодаря израильскому танцовщику Идо Тадмору, которому удалось убедить хайфский муниципалитет в том, что современный балет – стоящее дело и зрители на него валят валом. Но основная часть спектаклей сосредоточена в двух тель-авивских залах – Центре сценических искусств (Тель-Авивская опера) и в центре Сузан Далаль Неве-Цедек, директор которого, Яир Варди вместе руководителем Оперы Ханой Муниц и придумали этот фестиваль, почувствовав: время пришло. Время настало и начнется балетный отсчет 16 октября. Фестиваль продлится до 13 ноября. Подробная программа на сайтах – www.suzannedellal.org.il и www.israel-opera.co.il.

От Австралии до США – такова география участников «Tel-Aviv Dance 2009». От нео-классики до китайского фольклора – таково разнообразие программ. Смотреть хочется все, но приходится взять себя в руки и начать выбирать, благо есть из чего: современный французский балет покажет группа африканцев. Нидерланды будут представлены совместной постановкой Иржи Килиана и Майкла Шумахера, Израиль - лучшими работы «Бат-Шевы» – «Хорой» и «Мамутот», премьерой от Барака Маршаля, а также общемировым фламенко с танцорами из Японии, Испании и Израиля. Из Чикаго приедет «Hubbard Street Dance», из Австралии – ансамбль Тани Литика с ее последним произведением «Construct». Из Кореи прибывают три молодых хореографа-танцора. Группа из Франции. По две – из Китая и Испании.

********

Для увеличения нажми на меня!

Откроется фестиваль балетом «Last Touch First» из Голландии, поставленный Ирджи Килианом и Майклом Шумахером (само представление посвящается легендарной израильской пропагандистке танца Йеудит Арнон). Иржи Килиан – знаменитый хореограф чешского происхождения, давно сотрудничающий с Нидерладским театром танца, Майкл Шумахер – именитый танцовщик-импровизатор и хореограф, звезда Holland Dance Festival в недрах которого и родился “Last Touch First”, когда Шумахер взял за основу балет Килиана “Last Touch” 2003 года и по-новому превратил в нечто литературно- изломанное, в чудо противоречивой красоты, когда танцовщики в сюртаках а’ля-Чехов помогают медленно кружиться танцовщицам со взбитыми прическами и в длинных платьях в рюмочку в темпе largo. 6 исполнителей, замедленный ритм, гротеск. Век то ли 19-й, то ли 22-й. "Last touch first" – пока что еще не легендарный спектакль, но к тому приближающийся, но уже легендарен его первый автор - живой классик Иржи Килиан, арт-директор и хореограф Нидерландского театра танца (NDT), которому все три труппы NDT - молодежная, основная и ветеранская — обязаны десятилетиями триумфа. "Last touch first" — спектакль старшего поколения NDT, но среди шести занятых в нем актеров, возглавляемых Сабиной Купферберг, женой и музой Иржи Килиана, есть и молодая пара. Импульсом для этой постановки послужили чеховские "Три сестры". К Чехову отсылают и достоверные эпохе костюмы художника Йоке Фиссера, и "звук лопнувшей струны", которым композитор Дирк Хаубрих то и дело взрывает музыкальный фон спектакля - мерный, как капающая вода. Чеховское ощущение подчеркивает и сценография Вальтера Ноббе, накрывшего сцену грубым светлым полотном, как мебель чехлами на даче. И сами события развиваются согласно русской классике: ничего особенного не происходит, но ломаются судьбы.

Классически монотонное течение чеховского времени Иржи Килиан сгустил так, что в его спектакле любое движение замедлено в сто раз. Любое перемещение артистов становится событием. Восхищение техникой - попробуйте подносить бутылку к бокалу со скоростью миллиметр в секунду - затягивает. Три пары в этом спектакле разведены по трем сторонам сцены: они почти не пересекаются, погружены в собственные отношения. Иржи Килиан предоставляет зрителям полную свободу догадываться о взаимоотношениях персонажей. «Last touch first» – это «человеческая комедия», поданная в особом ощущении пространства и времени. Благочестивые нравы и пороки, одиночество и любовь к жизни в белом аквариуме сцены.

Смотреть отрывки из фантасмагории вот здесь -
Вживую - 16 и 17 октября в центре Сузан Далаль

******

Для увеличения нажми на меня!

«Моя мечта» - спектакль Пекинского Центра искусств для с ограниченными способностями. Попросту – для инвалидов. В этом ансамбле танцуют – именно так, а также играют на музыкальных инструментах и поют глухие, немые, люди с различными физическими недостатками. Их мечта – танец, и они смогли ее воплотить в прекрасном спектакле, отрывки из которого были показаны на открытии Олимпиады в Пекине, а позже - в рамках мирового турне. Около 100 участников этого музыкально-вокально-балетного представления прилетают в Израиль. Пропускать не рекомендуется. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что человек все-таки звучит гордо и возможности его безграничны, даже если он ограничен физически. «Моя мечта» - это буддистские танцы под традиционную китайскую и современную западную музыку, с точным соблюдением всех традиционных движений китайского народного танца, особенно в в номере «Тысячерукая богиня милосердия», где 21 глухая девушка танцуют с абсолютной координацией. Как им это удается? Ответ один – в Китае и не такое умеют!
Тель-Авивская опера – суббота, 17 октября, воскресенье, 18 октября.

**********

Для увеличения нажми на меня!

Испания – «Черные лебеди» от ансамбля танца Сьенфуэгос («Spain Cienfuegos Danza» – «Cisnes Negros»).
Хореограф Иегошуа Сьенфуэгос создал балет современный, посему - концептуальный. Концепция прост: в человеке заложено животное начало, потому танцуя мы вспоминаем, что вообще то люди – это птицы, потому можно взмахнуть руками и полететь. Желание, наслаждение, полет, эго – вот основа этого эмоционального, динамичного и чувственного спектакля одной из ведущих групп современного танца в Испании, основанной десять лет назад. Костюмы – барочные, музыка - мрачноватая под стать атмосфере спектакля, точно совпадающая развитием этой балетной истории, которую оживляет игра света. Чувственно, эротично, страшновато и достойно.
Центр Сузан Далаль, понедельник, 19 октября, вторник, 20 октября.

********

Далее – снова Китай. Ансамбль современного танца из Пекина с «Безграничным путешествием» и «Клятвой»
The Beijing Modern Dance Company (BMDC) - ведущая профессиональная труппа современного балета в Китае - была основана в 1995 году Пекинским городским советом по культуре. В 1998 году стала независимой труппой и быстро получила национальное и международное признание от зрителей, критиков и экспертов за разнообразный репертуар, вобравший и традиционную культуру Китая и влияния извне, уже официально признанное не тлетворным, а благотворным. Приезд BMDC в Израиль на фестиваль «Tel-Aviv Dance 2009» связан и со столетием Тель-Авива и с 60-летием республики Китай. Всего в BMDC - 14 танцоров, занятых как «Клятве-Полуночном дожде» хореографа Гада Яанжинзи, так и в «Бескрайнем путешествии» Ху Ли.
«Клятва» – это объяснение буддистской сансары, круговорота рождения и смерти через балетные движения. Цикл жизни и смерти, перевоплощений и новых рождений между ночью и днем, черным и белым, концом и началом.
«Безграничное путешествие» - на деле сказка про рыбу Кун, живущую в северном океане – громадину в тысячи ли длиной. Кун может превратиться в птицу, которая зовется Пенг. Когда Пенг летит, ее крылья закрывают небо подобно облакам. Уже красиво и поэтично. Смотрите «Клятву» и «Безграничное путешествие» где сансара плавно перетекает в Кун и Пенг, в центре Сузан Далаль в четверг, 22 октября и в пятницу 23 октября (в субботу в 2 ноября – в Хайфе в зале «Рапопорт»).

********

Для увеличения нажми на меня!

«Бат-Шева» под руководством Охада Нагарина покажет «Хору» - спектакль, который пересказать невозможно, как не описать шум ветра или плеск воды - сравнивают с ними, а не их. «Хора» оказывает необыкновенное эмоциональное воздействие. Каждое движение 11 танцоров – это некая вершина. Вершина желания танцевать, вершина доброты, смеха. От «Хоры» замирает дыхание, сжимается сердце. Самый последний и один из самых красивых балетов «Бат-Шевы».
Центр Сузан Далаль, четверг, 27 октября.

31 октября и с 1 по 4 ноября в том же центре Сузан Далаль в Неве-Цедек «Бат-Шева» покажет свой знаковый спектакль «Мамутот» Охада Нагарина, сотворенный в 2003 году. «Мамутот» («Мамонты») был показан на всех важных престижных фестивалях по всему миру. Прошло 6 лет, в Израиле «Мамутот» повторяются не часто, потому – ловите «Мамонтов» в нужный момент. В этом сезоне «Мамутот» показываются только в рамках «Тель-Авив данс» - редкая возможность проникновение и прикосновения в мир балета. Как это делается – сюрприз для тех, кто еще не видел «Мамутот».

******

Для увеличения нажми на меня!

Из Тайваня приезжает дуэт хореографа Шанг Чи-Сона с двумя постановками «Nüwa» и «Диалог II» . Nüwa - это богиня жизни в китайской мифологии, представляющая женские и мужские аспекты человеческой деятельности. Дуэт Nüwa сопровождается под музыку композитора Пей-Ю Ши в живом исполнении пианиста Андреаса Керн. Nüwa – работа о самоидентификации, ее влиянии на язык тела, о власти богини Nüwa над рождением, смертью, разрушением и регенерацией.

Вторая работа дуэта - «Диалог II» - на музыку Лигетти («Соло-Соната») поставлена по пьесе "4:48 психоз", написанной англичанкой драматургом Сарой Кейн в 1999 году, за год до ее самоубийства. Хореография Шанг Чи-Сона - диалог между танцовщицей и текстом пьесы, и такое возможно, учитывая виртуозное владение телом тайваньскими танцовщиками.
Центр Сузан Далаль, суббота 24 октября, воскресенье, 25 октября

*******

Для увеличения нажми на меня!

«Construct» – работа австралийки Тани Литики, молодого хореографа, погибшей в автокатастрофе два года назад. Ее танцоры завершили балет и показывают по всему миру эту любопытный балет, который собран из четких резких движений, как деревянный детский конструктор. Несколько планок, досок, точные па, резкие пируэты и повороты – и перед вами возникает «Конструкция» - «Construct» - острый, курьезный, игровой замысле хореографа. «Construct» - конструкция бытия и игры, указывающая на параллель между возведением дома и строительством судьбы, связей настоящего и будущего. Что такое дом, как не наша жизнь? Взгляд на понятие конструкции сквозь дырочки, просверленные дрелью в здании современного балета плюс много-много юмора. Эта работа была заказана Тани Литики лондонским Southbank Centre, где и состоялась ее премьера в мае 2007 года. Сразу после этого балет получил несколько наград на различных фестивалях в Австралии, Тане предложили пост художественного руководителя Sidney Dance Company , но в августе 2007 года 29-летняя Таня погибла в автокатастрофе. Ее памяти посвящены спектакли в Тель-Авиве, в центре Сузан Далаль, в четверг 29 октября, пятницу 30 октября и в субботу 31 октября.
В Хайфе в зале «Рапопорт» – в понедельник 2 ноября.

************

Для увеличения нажми на меня!

«За экраном», «Слип-Стрим», «Гнава» – три балета в исполнении труппы из Чикаго «Hubbard Street Dance» с 28 по 31 октября в Тель-Авивской опере.

Чикагской труппе «Hubbard Street Dance Chicago» (www.hubbardstreetdance.com), уже 32 года. С 2000-го по 2007-й год ее арт-директором был Джим Винсент, всю жизнь проработавший в Нидерландском театре танца (NDT). С его приходом заокеанский Чикаго превратился в европейский филиал авангардного танца. В компанию стали приходить способные артисты и зачастили европейские лидеры-хореографы. Репертуару чикагцев могут позавидовать лучшие театры: для HSDC ставили Иржи Килиан и Уильям Форсайт, Кристофер Брюс и Лар Любоевич, Йорма Эло и даже Начо Дуато, который обычно с величайшей неохотой разлучается со своей собственной труппой. В Израиле HSDC уже бывала, вновь приезжает с составом из 22 танцовщиков и покажет три одноактных балета, один из которых - «Гвана» Начо Дуато - израильтяне уже видели пару раз в разных исполнениях.

Основатель «Hubbard Street Dance Chicago» - танцовщик и хореограф Луи Конте, участник постановок Боба Фосса, режиссер мюзиклов и автор танцев для Мадонны в фильме "A League of Their Own". Труппа организована по международному образцу - танцовщики из разных стран и многих американских штатов от Аляски до Гавай, окончившие, как правило, данс-отделения колледжей и университетов, смешиваются в общем котле. В этом же котле поначалу танцевал с 2005 года самый молодой из трех хореографов чикагской программы, испанец Алехандро Черрудо, поставившей новеллу "За экраном " на музыку из кинофильмов.

"Гнава" - балет Начо Дуато, оправдывает звездную репутацию хореографа. В своем спектакле на музыку полудюжины композиторов знаменитый испанец в очередной раз обращается к Средиземноморью - важнейшему для себя региону в культурологическом плане. Вековые обычаи и обряды бедуинов, единство племен и рознь народов, бунт одиночек и слияние пар, испанское отождествление любви со смертью. Эпический и динамичный спектакль без единого этнографического па от руководителя Королевского балета в Мадриде,

Завершал вечер балет "Слип-Стрим ", который поставил сам арт-директор HSDC Джим Винсент на музыки Бенджамина Бриттена. Это его постановка стала прощальной. Винсента сменил Гленн Эдгертон, также бывшей некоорое время директором NDT. Сложные связи в балетном мире, а вот спектакли чикагцев достаточно ясны: в них нет сюжета, почти нет декораций, нет сложных костюмов и театральной режиссуры. Нет социальности, концептуальности, интеллектуальности. Зато в них есть танец - почти спонтаннй, на деле - идеально скомпонованный и музыкальный. Прекрасно обученная труппа из 22 танцовщиков работает без излишней аффектации, непосредственно и свободно.

******

Для увеличения нажми на меня!

Франция, прекрасная Франция, не забывающая о колониальном прошлом. Потому один из спектаклей «Tel-Aviv Dance 2009» - это «Весна Священная» на музыку Стравинского в постановке Хеди Маалема для танцовщиков из Мали, Нигерии, Сенегала, Бенина, Гваделупы, собравшихся вместе в балетном центре в Тулузе. Труппа этого центра уже показывала один из своих балетов несколько лет назад на фестивале Израиля в Иерусалиме. На сей раз – нечто похожее, очень четкое, очень слаженное. Хоть и приевшееся клише, но обойтись без слов «животная грация» нельзя. Не забыты африканские традиции, современные конфликты и женщины – в прошлый раз танец был исключительно мужской. Черный танец, черный квадрат в белом кубе сцены, Стравинский, 14 черных исполнителей культовых плясок российского композитора. Свободная, гордая и красивая Африка, заключенная в городскую среду.
Цент Сузан Далаль, 2 и 3 ноября. Хайфа, центр Кригер, 5 ноября.

******

Для увеличения нажми на меня!

Корея впервые представлена на балетном фестивале в Тель-Авиве – и все благодаря энергии Яира Варди, бывшего в прошлом году членом жюри хореографического конкурса в Сеуле. В Израиль на фестиваль прилетают три победителя конкурса - три молодых хорреографа-исполнителя, каждый со своим сольным номером. – «Эволюция», «Современное чувство» и «Дискомфорт». Общие темы соответствуют названиям: общечеловеческие современные чувства дискомфорта и чрезмерного разбега эволюции, а также изоляция, мечта и путь в никуда. Встречи и разлуки, желания и разочарования, любовь и надежда – не оригинально, но зато по-корейски и в одной программе.


Центр Сузан Далаль, 5 ноября

******

Для увеличения нажми на меня!

От азиатских иносказаний - к испанской горячности. В Тель-Авивской опере с 3 по 7 ноября выступит уже не первый, не второй, а, наверное, десятый раз в Израиле, Национальный балет Испании под руководством Хосе Антонии, про который можно твердо сказать: плохо это не бывает никогда.
В программе – «Легенда» и «Арии города и королевского двора». 50 танцовщиков и музыкантов, костюмы alta moda, красочные страсти. Национальный балет Испании - это уже 30 лет испанского классического балета и народного фламенко. У этой труппы есть сила, грация, харизма – у этой трупы есть все. Труппа Испанского национального балета (НБИ) была создана по решению дирекции театров и спектаклей Испании в 1978 году, чтобы объединить в репертуаре одного профессионального коллектива танцевальный фольклор различных народностей и провинций страны и воссоздать песенно-танцевальные жанры. Ее первым художественным руководителем стал известный танцовщик Антонио Гадес, превративший фламенко в мировой культурный брэнд. А с момента основания труппы одним из ее ведущих танцовщиков был Хосе Антонио, приглашенный лично Гауди и возглавляющий этот коллектив ныне. Но НБИ - нечто большее, чем просто танцевальная труппа. Субсидируемая и лелеемая государством, она официально признан национальным достоянием и послом испанской культуры. Нынешний руководитель труппы Хосе Антонио занимает этот пост во второй раз, он уже правил в НБИ шесть лет назад в конце 1980-х - начале 1990-х, а потом был перерыв на саму Майю Плисецкую.
«Легенда» - балет о Кармен Амайе, фламенко-диве времен Гарсиа Лорки. Для фламенко это легенда примерно того же уровня, как в классическом балете Анна Павлова. Она одинаково хорошо владела женской и мужской техникой и при этой безумной энергетике оставалась женщиной по существу и в мужском костюме выглядела гармонично, как статуэтка.
«Арии города и королевского двора» поются в Мадриде 18 века. Танцы придворных, стиль барокко, школа болеро, господствующая в 18-м веке. Кастаньеты и классика испанского танца. Оба балета поставлены Хосе Антонио.

*******

Для увеличения нажми на меня!

Израильтяне - мастера и любители фламенко - покажут 7 ноября в Центре Сузан Далаль спектакль Андалузия в хореографии Сильви Дуран с участием исполнителей фламенко из Японии, Израиля и Испании.

********

Для увеличения нажми на меня!

«Рустер» - новая премьерная работа Барака Маршаля, которой завершится фестиваль в Тель-Авивской Опере. Барак Маршаль – израило-американский хореограф, сын известной йеменской танцовщицы и певицы Маргалит Овед, много лет живший в Калифорнии. «Рустер» - его вторая работа за последние два года, поставленная в Израиле по заказу Центра Сузан Далаль специально для «Тель-Авив Данс» после триумфа предыдущего балета - «Монгера» - смеси балканского, средиземноморского и литературного. «Рустер», как и «Монгер», имеет литературную основу – на сей раз «В ожидании Годо» Беккета. Та же хореография – израило-балканско-цыганско-босоногая. Музыка - коллаж самого Барака Маршаля из этнических мелодий, электронной музыки, современного рока. В постановке примут участие Маргалит Овед и оперная певица Лилия Грецова. Как и что в деталях – пока точно неизвестно. До премьеры больше месяца, репетиции идут полным ходом. Понятно только, что мотивы средиземноморские, сказки и мифы отовсюду, немного Беккета, аромат Йемена, голос солистки. Судя по увиденному отрывку – будет так же хорошо, как и на всем фестивале.

Напоминаю: «Tel-Aviv Dance 2009» пройдет с 16 октября по 13 ноября. Подробная программа на сайтах – www.suzannedellal.org.il и www.israel-opera.co.il.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments