karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Что ни сезон через сезон, то "Момикс"

"Момикс" – американская труппа балета, отпочковавшаяся в свое время от группы модерн-данса "Пилоболус", точнее, размножившаяся спорами, потому как "Пилоболус" – название мха. И "Момикс" ("Momix") и "Пилоболус" в Израиле любимы, и приезжают сюда на гастроли каждые два года – через год по очереди. Этим летом – очередь "Момикса", который даст несколько спектаклей под названием "Ботаника" в Тель-Авиве, в здании Оперы с 6 по 9 июня, и на Фестивале Израиля в Иерусалиме, 10 июня, в "Театрон Иерушалаим".

Для увеличения нажми на меня!



Группа "Momix" «(Моисеевая смесь» - именно так расшифровывается название «Момикс» - «Мозес-Микс») была основана в 1980-м году хореографом Мозесом Пендлтоном, руководящем "Момиксом" по сей день. За 10 лет до "Момикса" Пендлтон был одним из создателей "Пилоболуса" и считается одним из самых ярких хореографов-новаторов Америки на протяжении последних четырех десятилетий. А 40 лет быть новатором и придумывать все время что-то новое - непросто. "Момикс" - группа танцоров-"иллюзионистов" под руководством Моисея Пендлтона, завоевала мировую известность именно за большую изобретательность и пластическую красоту, а не только за технику танца или красоту хореографии.

"Момикс" исполняет танцевальные номера на грани между театром и иллюзией. Балетные спектакли этой труппы основаны на визуальных элементах, красоте движения, игре света и тени, тщательно подуманном использовании реквизита. И на головоломках: зрители не всегда понимают, где заканчиваются движения танцоров и начинается полет под космическую музыку. Так что приготовьтесь удивляться. Эта группа выступает во всем мире – настолько успешно, что ее называют феноменальной. Феноменальность "Момикса" – в эпатаже, в балетной шутке, в абсолютной легкости и несерьезности, и, в то же время – в тщательной проработанности каждой секунды, каждого шага и каждого стежка экстравагантных костюмов. Обыденность Пендлтон отрицает напрочь, визуальный эффект для него - превыше всего.

Для увеличения нажми на меня!

Эксцентрика, комедия, акробатика, пантомима, цирковые номера и немого сюрреализма, обновление танца даже за счет спорта– все смешано в раскованном спектакле "Ботаника", премьера которого состоялась в феврале 2010 года. У "Ботаники" даже есть сюжет. Даже - потому как сюжет и либретто для современного балета – редкость и потому, что "Момикс" называют хореографической мистификацией, балетными трюками. Сюжет – эволюция природы, смена времен года, круговорот жизни. Десять танцоров трансформируют термин "природа" в балетный спектакль, а сами превращаются то в растения, то в зверей, в улитки и ураганы, мифологические кентавры, диковинные бабочки — и все это не во сне, а наяву, а то в неведомые образы, расцветающие на сцене в захватывающем ритме – от медиативного до стремительного. Мифическое воображение Пендлтона создало по словам критиков "травяной целебный настой от зимней тоски" - «Ботанику», балетный взгляд на чудеса, ежедневно происходящие вокруг нас.

Экраны, видеопроекции, оригинальные декорации, уникальные материалы, стробоскопические эффекты, свет, ткани, цвета, костюмы Феба Кацина, реквизит – главные союзники магических экспериментов Пендлтона, и особая танцевальная техника, очень неудобная для танцоров. Для создания иллюзий Пендлтон использует всевозможные ухищрения, но главным образом все замешено на волшебной пластике артистов. Их уникальные натренированные тела, ловкость, умение двигаться и выполнять сложные акробатические элементы и обеспечили шоу Пендлтона успех. «Вначале все стонали, потом привыкли так двигаться и танцевать. Хотя танцем это не назовешь. Движения накладываются на видеопроекцию или зеркальное отражение. Это почти гипнотизирует», - объясняет один из 10 танцоров «Момикса», с равным умением умеющие совершать гигантские прыжки над сценой, стоять на пуантах и танцевать «брейк». Атлетические танцы, цирковые выверты в исполнении нежных балерин и отменное чувство юмора в подходе к хореографии Пендлтон сочетает с беспроигрышными эффектами в программе, напоминающий комикс или слайд-шоу. А в фантазии ему не отказать, и его спектакли изобретательны и остроумны. Сила Пендлтона - не в остроте танцевальной идеи, а в умении придумать конкретный жест, эффектную позу, трюк, и превратить свою выдумку в яркий номер.

Для увеличения нажми на меня!

Оптические обманы Пендлтона высоко ценят в мире. Его имя ассоциируется с американской хореографией уже 40 лет, причем хореографией современной, которая за эти годы успела постареть, измениться и возродиться. Пендлтон еще 40 лет назад начал вводить в свои хореографические спектакли элементы цирка, физического театра, легкой атлетики, акробатики и комедии дель-арте.
Студия «Момикс» выросла из спортивно-танцевальной команды, учрежденной в начале 1970-х несколькими американцами - фанатами танца и спорта. Они веселили публику, пародируя драматические спектакли, балеты и шоу, и быстро завоевали популярность. А началось все в 1971 году в Дартмутском колледже штата Нью-Хэмпшир, когда преподаватель танца Элисон Чейс дала задание четырем студентам придумать хореографический номер, который они назвали «Пилоболус». Джонатан Уоллкен, Мозес Пендлтон, Робби Барнетт и Ли Харис сочинили танец, доказавший, что гравитацию можно преодолеть не только запустив ракету в космос или наевшись грибов по рецепту Кастанеды, но и с помощью танца, легко и изящно.

То, что был поначалу хореографическим упражнением, превратилось в стиль: скульптурно-акробатический, театральный и оригинальный, стало принципом в хореографии. Позже эта четверка образовала ансамбль «Пилоболус», а еще позже от «Пилобулоса» разноцветным мячиком-погремушкой откатился «Момикс». Сам Франка Заппа приглашал этих танцовщиков открыть его концерт, они снялись в десятках реклам и участвовали в показе мод у Кардена, а Карден спонсировал их выступления на Бродвее.

В семидесятые не было такого хореографа-американца, который не пытался бы что-нибудь разрушить и переиначить. Пендлтон и Джонатан Уокен делали это забавнее всех. Их спектакли разрушали традиционные представления о том, как тело выглядит, сколько оно весит и как оно должно перемещаться в пространстве. Танцовщики в работах «Пилоболуса» вырастали до размеров двухэтажного дома, складывались в колоды и вытягивали руки из глубин сцены до рампы. Все эти фокусы и иллюзии Пендлтон сохранил и в «Момиксе»: мужчины превращаются в женщин, танцоры - в акробатов, люди походят на диковинных животных.

308e6db3d86d9923532c824b32a89bd3_momix1.jpg

К концу 1970-х из основателей компании верным танцу остался только Моисей Пендлтон - изобретательный хореограф-режиссер. Работать самостоятельно Пендлтон начал с 1979 года. Официально "Момикс" возник, когда Пендлтон делал одноименный номер для церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде. С тех пор Пендлтон делает разные варианты пластических спектаклей про флору и фауну. Один из его спектаклей, показанных в Израиле, так и назывался - «Опус Кактус». Пендлтон привносит в свои спектакли трюки, фокусы, оптические обманы и немного танца. Потому его зачастую называют руководителем театра-шоу, хотя параллельно он поставил дюжину вполне балетных спектаклей, в том числе для труппы «Джоффри-балет» и «Петрушку» для балета города Нанси.

Смелое соединение балета и цирка - не личное изобретение Пендлтона, а особая примета современного танца, но Пендлтон был среди первых зачинателей этого жанра. Он не перегружают свои спектакли драматизмом, а придумывает сюрреалистичное и веселое представление, используя свет, тени, оригинальные декорации и танец. Но и балета в его спектаклях достаточно: труппа участвовала в "Homage a Picasso" в Париже и представляла США в Европейском культурном центре в Дели. Диск с постановкой труппы "Момикса" на музыку "Картинок с выставки" Мусоргского с участием Монреальского симфонического оркестра под правлением Шарля Дютуа получил премию "Эмми" в категории "Лучший специальный проект в области исполнительских искусств". Кроме того, Пендлтон несколько раз ставил спектакли в Парижской опере и сотрудничал с Юрием Любимовым в работе над постановкой «Хованщины» в театре «Ла Скала». Ансамбль «Момикс», благодаря своей популярности, участвовал в телевизионном сериале о современном балете в Америке. Труппа и сам Пендлтон снимались в фильме Роберта Алтмана «The Company» - как раз именно о балетной труппе. Кроме собственных спектаклей, труппа часто участвует в специальных проектах и гастролирует по всему миру, а постоянно базируется в маленьком городке Вашингтон в штате Коннектикут.

Пендлтон берется за любую работу и превращает ее в балаган, цирк, цветомузыку и главное - вносит в сценические образы бесконечную фантазию, так как он сделал это и в "Ботанике".
"Ботаника" в Израиле – с 6 по 10 июня.
http://www.youtube.com/watch?v=Mr8wHCC_SUA&feature=player_embedded#!
Сайт Фестиваля Израиля - israel-festival.org.il
Сайт Израильской оперы - www.israel-opera.co.il

Маша Хинич



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments