karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Наташа из Африки

В пятницу 15 июня, в галерее "Ха-Байт ха-Адом" в Тель-Авиве (ул. ха-Зерем, 13, угол улицы ха-Ясод) состоится открытие выставки живописных работ художницы Наташи Кузнецовой "Для кого играет музыка…".
Представим себе на минуту: мы - африканцы. Наши прародители - тоже африканцы. Мы с африканского материка. Мы уже осуществили исход из Африки, и теперь мы живем в Тель-Авиве, Париже, Лондоне и во многих других городах на земном шаре. Мы - новое население планеты. Вот что приходит в голову при первом впечатлении от новой серии работ Наташи Кузнецовой, носящей несколько загадочное название: "Для кого играет музыка... ". Название предполагает вопрос: "Кто тут у нас играет главную роль?" или " Чей это глобус, этот земной шар?"

Для увеличения нажми на меня!



Наташа начинает с самого начала, с книги Бытия. На первом триптихе серии возникают африканские Адам и Ева, по-видимому, пребывающие в Раю. Как и все работы серии, триптих выполнен яркими акриловыми красками и стилистически напоминает отчасти уличные рекламные плакаты и отчасти уличную живопись - граффити. По обеим сторонам триптиха, отдельно друг от друга, расположились Адам и Ева. Между ними, в центральной части, помещен носорог со связанными ногами. В каждой из трех частей - по носорогу на горизонте. Почему? Зачем?

Оказывается, перед нами символическое произведение, требующее расшифровки. Зеленое небо, зеленая трава и белая полоса земли. Весь триптих - красно-зеленый. Белая полоса земли, так и остается белой, на протяжении всей серии. Белым цветом, на географических картах, обычно обозначены неизведанные земли. До сих пор, все еще как-то похоже на Рай. Вот, только образ связанного носорога, вызывает тревогу. Что же это такое? Нереализованный потенциал животной силы, не нашедшие выражения первичные силы природы, связанный потенциал всего человечества в целом, приостановленная мощь африканской расы?

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Однако, связанный носорог вызывает и иные ассоциации. Например, наводит на мысль об упертости, толстокожести и безжалостной агрессии. А если так, то возможно, перед нами образ повергнутой, связанной по ногам, необузданной, дикой силы. И тогда - африканские Адам и Ева - олицетворение торжества человеческого духа над животными страстями. Но в этой серии все сильно неоднозначно. Мы не найдем ответов у Наташи на все эти непростые вопросы. Ее работы представляют собой загадочные, раскрашенные пространства, сквозь которые прорастают тревожные вопросительные знаки.

В центре триптихе "Миграция" - гигантский растерянный африканский младенец в подгузнике, стоящий на глобусе. Его чело украшает нимб из звезд Евросоюза. Справа и слева от младенца простирается городской ландшафт, столь напоминающий тель-авивские пляжи и улицы, ныне заполненные африканцами.

В свете последних событий эта серия явно превращает Наташу Кузнецову в художника, умеющего работать с политическим контекстом. Однако, Наташа не торопиться занять какую-либо определенную позицию. Она просто демонстрирует свой взгляд и свое восприятие, разворачивая перед нами сложный комплекс артефактов. Она также не спешит прятаться за банальными восклицаниями типа "Я рисую то, что вижу!". А как раз наоборот, декларирует во весь голос: "Да, ландшафт изменился. Да, улицы заполняют африканцы. Да, в нашем мире возник новый мессия, в образе африканского младенца. Это новый тель-авивский мессия. Он не только наш. Он также мессия Евросоюза".

Образы множатся: дама, похожая Мишель Обаму, топчет изящными каблуками французскую традиционную газету "Ла-Монд", африканские священники благословляют город на фоне обнаженных грудей и задов "глядящих" с рекламных щитов. Старый мир, переживающий культурные и этнические изменения, сжимается и отступает. Новый мир - в фазе преобразования. Куда все это ведет, и как будет выглядеть новый мир - пока не известно. Известно только, что Наташа создала мощную декларацию. А выводы? Мы их не услышим от Наташи. Однако, невзирая на всю провокативность созданных образов, желательно помнить, что для самой Наташи, они - всего лишь один из составляющих элементов ее палитры, один из многих материалов, с которыми она работает. Политический, социальный и культурный контексты несут в ее случае такую же смысловую нагрузку, как краски и холст.

Итак, картина ясна - представители африканской расы живут у нас и в Европе, и в любом другом месте на земном шаре. Так сегодня выглядит наша глобальная деревня. И не то, чтобы мы ничего об этом не знали. Знали, конечно! И даже предполагали, что сама Наташа - родом из Африки. Как и все мы. Не так ли?

Лена Зайдель, куратор выставки

Сайт галереи: http://red-house-art-gallery.blogspot.co.il/



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Органная музыка – в центре программы

    Заглавное фото: Израильский Вокальный Ансамбль. Фото – © Нив Шимон Израильский Вокальный Ансамбль: начало сезона – через год…

  • «Большое желтое солнце»

    Тель-Авивский музей искусств вновь открывается для широкой публики во вторник, 23 февраля 2021 года – с соблюдением правил фиолетового…

  • Поколения рисующих людей

    Верхняя иллюстрация: Моисей Гамбурд. Призыв к битве. 1928 г. Рисование – это транс? Да, и способ двигаться вперед, способ воспринимать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments