karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

"В тумане"

Посмотреть военную драму "В тумане" белорусского режиссера Сергея Лозницы, получившую целый набор престижных европейских (и не только) кинонаград, мне посоветовал приятель-израильтянин. Российские фильмы выходят в прокат в Израиле очень редко. Приятелю было интересно, смогу ли я два часа просидеть перед экраном и то, что может сказать о военном фильме человек, советское пространство покинувший уже давно. Для него этот фильм оказался кино-экзотикой, для меня – возвращение к теме, которая никогда и не покидает – война. Та самая война, которая в детстве, в школе была главной. В глубине души так оно и осталось. Та самая война... Хотя уже несколько пережито здесь.

Для увеличения нажми на меня!

Фильм "В тумане" будучи просмотренным, из памяти уже не сотрется. Понимаешь это не сразу, а через несколько дней. Посмотреть его сразу, "за раз", не удалось. Двухчасовое действие развивается столь медленно, что современным зрителям, привыкшем к быстрому темпу жизни, мозаичному мышлению и мельканию кадров на компьютерных экранах, такое едва двигающее (и в переносном фильме и в буквальном – длинные планы воспринимаются поначалу, как проверка терпения) повествование дается нелегко. Я смотрела фильм четыре вечера подряд, по полчаса, каждый раз к нему возвращаясь. Не вернуться к фильму, начав его смотреть – невозможно. Он затягивает душу, как туман затягивает в свою безысходность героев.

Для увеличения нажми на меня!

Фильм снят по одноименной повести Василя Быкова, над ним работала международная съемочная группа, а поставил фильм режиссер Сергей Лозница - белорус по происхождению, живущий с 2001 года в Германии. Бюджет картины составил 2 миллиона евро. "В тумане" получил приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) как лучший фильм основного конкурса 65-ого Каннского кинофестиваля. "Да –посмотрела " – созналась я приятелю. "И ты его рекомендуешь посмотреть другим – они смогут выдержать два часа?" Да, смогут, если в них сохранилось человеческое. Потому что фильм именно об этом – как сохранить в себе человеческое в условиях нечеловеческих. Тема многих книг и фильмов, тема многих произведений о войне и о Катастрофе, на сей раз –одноименной повести Василия Быкова "В тумане".
Сюжет, пересказ которого занимает 20 секунд, едва уместился в два часа, растянутые так искусно, что вспоминается каждый кадр. Да и каждый кадр – сам по себе законченный рассказ, полноценная картина-картинка. 1942 год. Белоруссия, оккупированная гитлеровскими войсками. Путевого обходчика Сущеню обвиняют в доносительстве и предательстве - партизаны решают казнить его. Он избегает смерти дважды, но в третий раз выстрел все-таки раздается. Развязка и выстрел в тумане… Как еще может кончиться история на войне? Раствориться в тумане, где не надо уже искать компромиссы.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

"В тумане" сравнивают с классикой советского кинематографа - с фильмами Чухрая, Элема Климова, Михаила Калатозова. Исполнитель главной роли Владимир Свирский лицом напоминает иконописные образы. Он - деревенский святой-мученик. Он не предаст никогда – в житиях такое не описано. И при всем этом – никакой старомодности, никакого подражания, но явное присутствие святости и пророчества в этом четко рассчитанном фильме, прямолинейно составленным из тяжелых (физически ощутимо тяжелых) , долгих, спокойных планов, смертей и флэшбеков-воспоминаний, с минимумом разговоров (молчание сильнее реплик и диалогов) – испытание терпения зрителей, которое оборачивается сторицей, полным проникновением в повесть Быкова, с аллюзиями к христианским символам, к традиционному военному кино, к мифам о войне и к мифам об их развенчании. К каждой фразе в фильме прислушиваешься долго – как к звуку падения брошенного в колодец камня, и это формирует особый ритм самого фильма и его восприятия, рассуждений о чести и совести, свободе и проблеме выбора, морали и нравственности. Рассуждений, между которыми – гнетущая тишина войны с редкими звуками далеких перестрелок. Ведь фильм-то - о войне и полном ее неприятии.

50-летний Сергей Лозница родился в Белоруссии в местечке Барановичи, вырос в Киеве, где закончил Киевский Политех по специальности прикладная математика. Он работал в Институте кибернетике над проектом искусственного интеллекта и одновременно занимался переводами с Японии. В 1997 году Лозница закончил московский ВГИК, занялся документальным кино и снял 11 фильмов, получив немало призов на международных фестивалях. В 2005 году он монтировал фильм "Блокада", основанный на кинохрониках блокадного Ленинграда, а в 2010 снял своей первый художественный фильм "Счастье мое", который был показан на конкурсном показе в Каннах и отмечен за лучшую режиссуру, и также получил приз гильдии российских кинокритик на фестивале "Кинотавр" в Сочи на многих других фестивалях. Следующим игровым фильм Лозницы должен стать фильм о Бабьем Яре.

Фильм легко найти в Интернете. В Израиле он показывается в Тель-Авиве в кинотеатрах сети "Орландо", а также в "Синематеках" Герцлии, Иерусалима и Хайфы.

Сайт фильма: http://www.inthefog-movie.com
Сайт Сергея Лозницы - http://www.loznitsa.com/
На обоих сайтах есть "русские" страницы.

Маша Хинич

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments