karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Кинематический театр «Шарманка» снова в Иерусалиме

Лет, как оказалось уже 7 назад, в Иерусалимском Музее науки, действующем с 1992 года (http://www.mada.org.il/), мне посчастливилось познакомиться с создателями театра «Шарманка» из Глазго, уроженцами Санкт-Петербурга скульптором Эдуардом Берсудским и режиссером и театроведом Татьяной Жаковской. Тогда они привезли и установили в музее огромную скульптуру под потолок, с первого взгляда показавшуюся разобранным и наизнанку собранным будильником, а со второго оказавшегося кинематической скульптурой, фантастическим театром со множеством персонажей и марионеток, пребывающих одновременно в нескольких временных и пространственных плоскостях, в неком «пятом измерении», а также в философской задумчивости о бренности бытия (взятое с ними интервью, опубликованное в «Вестях», сгинуло в архивах). Позже, уже в 2005 году в том же Музее науки демонстрировалась скульптура «Полет» - величиной с целый дом.
Для увеличения нажми на меня!

О «Шарманке», родившейся из идей и убеждений двух людей, можно почитать на сайте театра www.sharmanka.com, в Живом Журнале Татьяны Жаковской http://sharmanka-kinet.livejournal.com/, там и сям в Интернете. Но, конечно, лучше всего это увидеть, начиная с сегодняшнего вечера, 8 декабря, в Иерусалимском музее Науки, которому на этот раз театр привез в качестве Ханукального подарка ту самую кинематическую скульптуру «Пизанская башня», которая была центром выставки «Шарманки» в Иерусалиме в 2002 году. Советую посмотреть: «Шарманка», без конца путешествующая по миру, снова в Израиле и одновременно в - Гранаде, где выставлены скульптуры «Ковчег» и «Готика».
Тема шарманки у Берсудского сильна - не зря же театр назвали "Шарманкой". Шарманка - это первый кинемат, первая подвижная скульптура, которую сделал Берсудский, и он постоянно возвращается к этому образу. "В отличие от Запада, этот образ очень нагружен в русской культуре, образ повторяемости жизни. Восток больше верит, что жизнь ходит по кругу, чем идет какой-то прогресс", - поясняет режиссер "Шарманки". У марионеток или кинематов Берсудского есть явные преимущества: "Это мечта немецких романтиков, которые чувствовали всегда, что во всем, что связано с куклой, марионеткой, есть особая магия. Еще 200 лет назад Клейст писал, что марионетка может то, что не может живой актер".
Родилась "Шарманка" на берегу Невы. Берсудскому лет 35 назад удалось из обломков старой мебели смастерить крайне нестандартные движущиеся, играющие, поющие, светящиеся разными оттенками чудо-конструкции и населить их персонажами Иеронима Босха, Михаила Булгакова и даже - дедушки Крылова. Через много лет, после нескольких успешных гастролей в Израиле, Германии, Голландии и других странах автор даровал иерусалимскому Музею науки одну из своих работ.
Эдуард Берсудский о своих кинематах говорить не любит. А на вопрос о том, как он их делает, отвечает, что они как бы рождаются сами. Так что за оратора в театре выступает Татьяна Жаковская, рассказывающая, что «Берсудский в доперестроечные времена участвовал в подпольных выставках и работал, как все это поколение дворников и сторожей, а в свободное время резал и собирал свои кинематы".
Для увеличения нажми на меня!
Для увеличения нажми на меня!
Для увеличения нажми на меня!
Для увеличения нажми на меня!
"Шарманка" просуществовала в перестроечном Питере три года, но потом в начале 90-х годов у театра потребовали огромную арендную плату, и тогда же Берсудского и его кинематы пригласили в Германию. А потом пришло приглашение из Глазго, где "Шарманку" и приютили, дав ей помещение, а Берсудскому - мастерскую. С тех пор театр стал достопримечательностью Шотландии. Кинематов в Глазго Берсудский сделал сотни, а уж сколько народу их видело в разных странах — не сосчитать, хотя возить их трудно и дорого. Но «Шарманка» побывала в Израиле, Германии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Испании… На выставке «Puppets and Moving Objects in XX Century» в театральной библиотеке Линкольн-центра в Нью-Йорке кинемат «Время Крыс» выставлялся между первым изданием статьи Гордона Крэга об актере-сверхмарионетке и куклами «Брэд-энд-Паппетс».
Те кинематы, что Берсудский сделал до рождения театра «Шарманка», уже путешествовать не могут, поскольку сделаны по-российски — из керосинки с помощью топора. Они живут на покое в галерее в Глазго, в нескольких минутах ходьбы от Glasgow Gallery of Modern Art, где в центре главного зала —«Титаник», скульптура, которая работает раз в час, а в отдельном зале - троица «Великая Идея», «Кремлевский мечтатель» и «Осенняя прогулка в эпоху перестройки» играют 15-минутный спектакль «Пролетарский привет высокочтимому Жану Тэнгли от мастера Эдуарда Берсудского из колыбели трех революций»…
Скульптуры, изготовленнык в Глазго - это уже другой технический уровень. Они очень надежные, могут путешествовать на гастроли, могут работать у заказчика годами. Эстетика несколько поменялась: вместо обломков петербургской мебели - остатки британской индустрии, но смысл все тот же. А в главном музее Шотландии «Шарманка» построила 11-метровой высоты Millennium Clock. Эти часы играют каждый час «мистерию 20 века». Вот как о них рассказывает сам Берсудский: «Три года назад Джулиан Сполдинг подкинул идею сделать башню посвященную уходу столетия. Три года мы говорили на эту тему и летом 1999 я вырезал эти 12 фигур. Собственно говоря, я их не делал, они сами вылезли из меня - с увеличивающейся скоростью и с пугающей неожиданностью. Мне помогали строители Шартра, Реймса и Страсбурга. На это понадобилось восемь недель и вся моя предыдущая жизнь в России».

**************
Эдуард Берсудский родился в 1939 году в Ленинграде, жил на Свечном переулке, ходил в детский сад в бывшей квартире Достоевского. Официальное образование получил в Энергетическом техникуме, остальное добрал, когда служил под Воркутой, когда ходил с экспедицией по задворкам Ленобласти спасать остатки деревянной архитектуры, когда работал в почтовом ящике слесарем-электриком, а также в Эрмитаже, Публичке и т. д. В 60-е он начал делать деревянную скульптуру, в 70-е сошелся с питерским андерграундом — Генри Элинсоном, Константином Кузьминским… Принимал участие в одной из квартирных выставок, в выставке в ДК Невский, ДК Молодежи, а потом пошел своим одиноким путем… Работал то сторожем, то шкипером, то котельщиком, в лучшие годы — рубил деревянную скульптуру для детских площадок (два льва в Михайловском саду достояли до недавнего времени, возможно, кое-что еще сохранилось на Каменном). Году в 68-м присоединил моторчик к деревянной фигурке шарманщика — вот тогда-то все и закрутилось…

Кинематический театр «Шарманка» открылся в канун 1990 года в помещении бывшего детского сада на Московском проспекте 151-а спектаклем «Колесо», в котором кинематы Берсудского играли вместе с тремя клоунами — актерами любительского театра Татьяны Жаковской «4 окошка».
Через некоторое время кинематы расплодились и выжили, потом оказалась ненужной сценография — и, начиная с гастролей в Утрехте осенью 1991 года, те двенадцать, которых Берсудский построил в своей квартире, играют получасовой «Механический концерт» только при поддержке света, игры теней — и гениальной музыки Александра Кнайфеля . Этот спектакль показывали на гастролях в Бельгии, в Лейпциге, в Глазго, в Манчестере и снова в Глазго, уже в собственной галерее, начиная с 1996 года и по сей день.
Новое поколение - кинематы, сделанные в Шотландии, давно переросло российских ветеранов и по количеству, и по техническому качеству: каждый из них сам по себе маленький театр, со своим сценарием-программой, фонограммой, светомузыкой… Они выдержали длительные гастроли в Дании и в Швейцарии, зарабатывая на поддержание жизни ветеранов. Несколько были сделаны на заказ — для центра науки и техники «Experimentarium» и музея Storm P. в Копенгагене, для центра изобретателей «The Big Idea» в Ирвине (западный берег Шотландии). Наибольший успех выпал на долю «Millennium Clock» в Royal Museum в Эдинбурге. 11-метровой высоты башня, которую мы построили в сотрудничестве с Тимом Стэдом (деревянный корпус), Аникой Сандстром (цветное стекло) и Йоргеном Тьюбеком (часовой механизм) — мастерами разных национальностей, избравшими, как и мы, Шотландию в качестве дома и мастерской… Этот гигантский вертеп был запущен 1 января 2000 года в 12 часов дня и с тех пор каждый час он играет пятиминутное моралите на темы века минувшего.
*********

http://ptzh.theatre.ru/2001/23/56/ - подробности от Татьяны Жаковской
http://home.btconnect.com/sharmanka-web1/story%20ru.htm - рассказ о театре , написанный Татьяной Жаковский и Эдуардом Берсудским
http://www.flickr.com/photos/sharmanka/collections/72157603155394655/ - подборка фотографий «Шарманки»

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments