karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Танцевать музыку

13 лет назад в Израиле танцевали ноты. Ноты парили в воздухе, носились над сценой, кружились, звучали. Когда раздавались аплодисменты, становилось понятно – но на минуту - что это танцоры. Через короткую паузу музыка в воздухе звучала вновь. Танцоры превращались в гаммы, в форте и пьяно, в трио и квартеты. Так выглядел тогдашний визит в Тель-Авив ансамбля Марка Мориса.   Для увеличения нажми на меня! Полет танцовщиков над сценой был самой сутью музыки, их легкие движения - ее эфиром. В зале царили мелодии Моцарта и Бетховена, Баха и Шуберта. Ансамбль Марка Мориса исполнял симфонию – и их исполнение было самым необычным и точным из тех, что приходилось видеть. Тот визит ансамбля Марка Мориса был настолько успешным, таким запоминающимся и ярким, что американцы не сразу решили повторить свой успех в Израиле, а только через 13 лет. В повторный визит ансамбль Марка Мориса привозит израильским балетоманам в подарок две сборные программы, составленные из старых и новых хореографических миниатюр Мориса на музыку Бартока, Бетховена, Шумана, Моцарта. Мориса многие называли и называют гениальным, причем такие бесспорные авторитеты, как сам Барышников, который танцевал в 10 балетах Майкла Мориса. Вместе они основали проект "White Oaks" в Нью-Йорке - величайший танцовщик и величайший хореограф, в рамках которого Барышников танцевал с группой Мориса с 1990 по 2002 год. И уж точно, если без суперлативов (не все критик считают относятся к задумкам Мориса однозначно, хотя каждая его постановка анализируется искусствоведами), он - один из самых музыкальных хореографов нашего времени. Его танцовщики могут исполнить гамму – ногами на полу. Могут пробежаться по сцене подобно тому, как руки пианиста пробегаются по клавиатуре. Так что Морису удалось внедрить музыку не только в их души, но и в тела. Всего в рамках балетного абонементного цикла "Махоль бе-мишкан" ансамбль Марка Мориса даст 6 спектаклей в Тель-Авиве с 29 декабря по 3 января. В центре программы – снова музыка, причем музыка живая, исполняемая оркестром, ставшим интегральной частью ансамбля в 1996 году – как раз тогда, когда Морис приезжал в Израиль. Балеты Мориса поражают полным слиянием звука и движения. После того как их увидишь хоть раз, уже невозможно представить себе концерт Моцарта иначе, чем в исполнении оркестра и балета Марка Мориса – точно и мягко, резко и плавуче. Недаром Мориса - ключевую фигуру нового постпостмодернистского стиля - называют Моцартом балета. Правда, он уже не ребенок, хотя до сих носит титул гениального Enfant Terrible современной хореографии. Для увеличения нажми на меня! Для увеличения нажми на меня! Для увеличения нажми на меня! Для увеличения нажми на меня!

Морис продолжает развивать идею мелодии в движении, его танец не существует без музыки, ему удалось создать четко осязаемый даже в воздухе синтез двух стихий - музыкальной и балетной, изящно доказать теорему гармонии, обращенную и к нашим чувствам и к нашему рассудку. Морис и его танцовщики проживают музыку – потому его балеты это не иллюстрация музыки, а отклик души, отвечающей музыке, остроумная романтическая игра и реальное искусство.

Марк Моррис, несмотря на уже не юный возраст, любит удивлять, жажда поисков нового его не оставляет, как и интерес к русской классике – в его преображении. В прошлом году он объявил, что намерен поставить балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в полном соответствии с замыслом русского композитора. В основу либретто Моррис положил документы, письма и воспоминания, касающиеся Прокофьева и его балета, полученные в Москве в госархиве литературы и искусства. По мнению известного балетмейстера, Прокофьев не смог сам воплотить свои идеи и был вынужден подчиниться вкусам советской эпохи и принципам социалистического реализма. У его «Ромео и Джультты» - happy end, почти 20 минут неизвестной ранее музыки и 6 новых танцевальных номеров. Один из самых популярных в XX веке балет "Ромео и Джульетта" никогда не исполнялся так, как того хотел сам композитор. Со времени премьеры в 1940 г. зритель видел лишь то, что было допущено к постановке сталинским правительством. И только в 2003 г. профессор музыковедения Принстонского университета Саймон Моррисон обнаружил оригинальные партитуры в фондах Российского государственного архива литературы и искусства, а также документ, свидетельствующий о том, что композитор был вынужден изменить первоначальную версию балета. С помощью Моррисон музыка Прокофьева была восстановлена по сохранившимся первоначальным партитурам, и оригинальная версия балета была подготовлена к постановке. Она включает в себя шесть новых танцевальных номеров (около 20 минут ранее неизвестной музыки) и совершенно неожиданный конец всемирно известной истории.

"Использование моей хореографии взамен классической представляется теперь более интересным», - поясняет Моррис и он прав. Время вмешивается даже в классику. Марк Моррис был одним из тех, кто решил восстановить справедливость по отношению и к Гофману, а не только к Прокофьеву и попытаться «впихнуть» в партитуру Чайковского все оригинальное содержание сказки. Поэтому и назвал он свой спектакль не «Щелкунчиком», а «Крепким орешком» - «The Hard Nut». Именно так у Гофмана называется «сказка в сказке» - история о том, как Принц превратился в Щелкунчика. Реализовал свою идею Моррис весьма оригинальным способом: перенес действие в современную ему Америку (вторая половина 80-х) с соответствующими костюмами, манерами поведения персонажей, с новогодней пьянкой и дракой, с приставаниями престарелого Дроссельмейера к хорошенькой молоденькой Маше (сложный подросток). Гости на балу пьют кока-колу, принцесса превращается в свинью, а Щелкунчик танцует в хоккейной маске. Все современные танцы, вплоть до брейк-данса, прилагаются. Поставлен спектакль в 1993 году и до сих остается одной из самых скандальных, но, в то же время, - одной из самых популярных современных версий балета. Марк Моррис родился 29 августа 1956 года в Сиэтле. На ранних этапах своей карьеры Моррис выступал с Ларом Любовичем, Ханахом Кааном, Лорой Дин, Элиотом Фелдом и ансамблем «Коледа балканданс». Карьеру балетмейстера Моррис начал, перебравшись из Сиэтла в Нью-Йорк и создав в 1980-м году свою танцевальную группу - Mark Morris Dance Group. Ансамбль Мориса давно сотрудничает с крупнейшими оркестрами мира и знаменитыми музыкантами – к примеру, с пианистом Эммануэлем Аксом, индийским музыкантом Закиром Хусейном и виолончелистом Йо-Йо Ма, результатом совместной работы с которым стал фильм "Falling Down Stairs". Начиная с 1980 года Марк Морис поставил для своего ансамбля более 120 балетов, а также сотрудничал с другими ансамблями, оперными и драматическими театрами и как хореограф, и как режиссер. Перечисление их опускаю, но внушительный список работ и наград не только давно составлен, но и продолжает обновляться. Мориса девять раз удостаивали звания почетного доктора разных университетов. В 2007 году за свою совокупную деятельность он был награжден премией Американского фестиваля балета имени Самуэля Скрипса (в апреле 2009 года эту же премию получил израильтянин Охад Нагарин – не менее выдающийся хореограф). В 2001 году Марк Морис открыл в Бруклине свой Центр танца. В дополнение к этому в 1988-1991 годах Марк Моррис был директором балета Королевского театра «Ла Моне» в Брюсселе, национальной оперы Бельгии, поставив там три программы: «Крепкий орех», «Быстро, задумчиво, умеренно» и «Дидона и Эней». С 1994 года он поставил семь работ для «Балета Сан-Франциско» и сотрудничал с Американским театром балета (АБТ), Бостонским балетом, Балетом Парижской оперы. Его работы включены в репертуар Женевского балета, Новозеландского балета, Английского национального балета и Королевского балета Ковент-Гарден. Марк Моррис интенсивно работал и в опере, режиссируя и создавая хореографию к постановкам в Нью-Йорк Сити Опера, Английской Национальной Опере и Королевской Опере Ковент Гарден. В 1991 году Моррис получил стипендию Фонда Мак’Артура. Ему было присвоено звание почетного доктора Бостонской консерватории музыки, Джульярдской школы, Университета Лонг-Айленда, Института Пратта и Колледжа Баудуина.

В Тель-Авиве ансамбль Марка Мориса покажет две программы, состоящие как из новых, так и из прежних его работ 29 и 31 декабря и 2 января – "Visitation" на сонату для виолончели и фортепьяно Бетховена, "All Fours" – струнный квартет Бартока и "V" - фортепьянный квинтет Шумана. Вторая программа: 30 декабря, 1 и 3 января. "Танцы Моцарта-Одинадцать" -11-й концерт Моцарта для ф-но в переложении для фортепьяно и струнных. "Двойной танец Моцарта " – соната Моцарта для двух фортепьяно. "Гранд Дуэ" на музыку Лу Харрисона (современный американский композитор – 1917-2003) – Гранд Дуэ для скрипки, фортепьяно и струнных.

Сайт Mark Morris Dance Group - http://markmorrisdancegroup.org Сайт Тель-Авивского центра сценических искусств - www.israel-opera.co.il

Bach - Yo Yo Ma & Mark Morris - Falling Down Stairs

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments