karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

В продолжение темы вокруг картины Серова - "Портрет Марии Цетлиной"

Кому интересно - не поленитесь, пройдитесь по ссылкам.
Начало темы в "Ботинке" - здесь: http://botinok.co.il/node/99184

Постараюсь без излишних эмоций подытожить то, что происходит вокруг картины «Портрет Марии Цетлин» кисти Валентина Серова.
НЕ НАЗЫВАЮ НИ ОДНОГО ИМЕНИ - НЕ ИМЕЮ ПРАВА.
Все, что написано ниже – мое личное частное мнение.

Эта пока что еще не законченная история может стать сценарием отличного детективно-исторического сериала минимум на 3 сезона – столько в ней действующих лиц, эпох, хитросплетений, обстоятельств и денег – очень много денег.
Не будут повторять в историю семьи Цетлин – она описана неоднократно. К примеру, здесь http://www.vestnik.com/issues/2003/0625/koi/shalit.htm и http://www.vestnik.com/issues/2003/0709/win/shalit.htm, здесь http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7206.php и здесь http://www.lechaim.ru/ARHIV/222/hazan.htm. А также в каталоге рамат-ганского Музея русского искусства, посвященного коллекции Цетлиных.
Вот еще линки - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8...
http://www.ijc.ru/vern53.html

Частично историю о том, в каком плачевном состоянии многие годы находилась коллекция, переданная Марией Цетлиной в дар городу Рамат-Гану при полученном ею разрешении от прямых наследников на вывоз коллекции из США в Израиль, и передаче коллекции в дар городу (городу, а не муниципалитету); о том, как коллекция первоначально хранилась в сарае с садовым инвентарем, а потом была выставлена в городской библиотеке и уже тогда разграблена при попустительстве муниципалитета, можно прочитать в статье в газете «Маарив» от 1984 года – вот здесь: http://www.jpress.nli.org.il/Olive/APA/NLI_heb/?action=search&text=%D7%9...
Часть коллекции исчезла еще в 1960-е годы.
Мои весьма слабые попытки привлечь к этой теме 9-й и 10-й каналы, газеты «Едиот Ахронот» и «Вести» успехом не увенчались.
Никто из «русских» политиков этой темой не заинтересовался.
Министерство культуры занято исключительно спортом.
В Израиле (насколько я знаю – полностью не успела проверить) есть закон о национальной ценности находок из археологических раскопок (принятый после известной истории с Моше Даяном), но нет (не уверена) закона о национальном достоянии предметов искусства.
Известно также, что находящийся под следствием прежний мэр Рамат-Гана пытался присвоить некоторые работы этой коллекции, но они были возвращены в музей.
Музей – городской, а не государственный, а это две большие разницы.
А теперь детектив с неизвестной пока что концовкой:
Около двух недель назад стало известно, что картину кисти Серова «Портрет Марии Цетлин», являющуюся центральным экспонатом коллекции Цетлиных рамат-ганского музея Русского искусства, упаковали и вывезли в Лондон на аукцион «Кристис» по инициативе рамат-ганского муниципалитета. Об этом подробно написано здесь: http://newsru.co.il/israel/29oct2014/serov_501.html

Известно это стало из двух источников. Во-первых, от работников музея, которых никто заранее не поставил в известность об «изъятии» картины. Во-вторых – от родственницы семьи Цетлин, живущей в США, к которой обратились сотрудники аукциона «Кристис» с просьбой подтвердить, что на портрете кисти Серова изображена действительно Мария Цетлин (это часть атрибуции произведений искусства называется provenance). Только после ее звонка друзьям в Израиль стало известно, что картина выставлена на аукцион в Лондоне. Легко себе представить, что не все проводят время в постоянном отслеживании обновлений сайта аукциона. Профессионалы же за этим следят. Коллекционер из-за рубежа немедленно обратился в муниципалитет Рамат-Гана с просьбой продать ему картину по цене в два раза превышающей, заявленную на аукционе. Ему было отказано.
В ответ на официальные обращения в муниципалитет сайта newsru и радио РЭКА – государственного радио – были получены ответы, что доходы от продажи картины пойдут на финансирование рамат-ганских музеев (заявлено, что у города нет денег на музеи, хотя известно, что 2013 год муниципалитет завершил с положительным сальдо), что картина не представляет особой ценности (при это не объяснено, почему же стартовая цена лота номер 15 на ноябрьском аукционе «Кристис» в Лондоне – 2 миллиона фунтов) и что практика финансирования музеев за счет продажи шедевров принята во всем мире (весьма спорный постулат).
Музей русского искусства – один из четырех музеев, входящих в объединение рамат-ганских музеев. У объединения есть генеральный директор - Меир Аронсон. Он – известный искусствовед и он же - главный куратор рамат-ганского Музея современного израильского искусства. Получить от него реакцию пока не удалось. Так же не удалось пока что получить протокол заседания рамат-ганского муниципалитета, на котором было принято решение о продаже картины.
Вряд ли чиновники рамат-ганского муниципалитета знали имя Серова до всей этой истории. А также имя Марии Цетлин. По всей видимости, за этим полотном Серова давно «охотились», и нашлись люди, которые вывели охотников на правильный след. Напомню, что оборот на мировом рынке искусства больше, чем на рынке торговли оружием.
Аукцион «Кристис» - частный аукцион. На нем приняты несколько иные правила игры, чем, скажем, на «Сотбис». Например, «Правило исключительности». Лот аукциона может быть продан за день до начала торгов в исключительном порядке.
Юридический отдел «Кристис» подтверждает, что все сопроводительные документы картины Серова из коллекции семьи Цетлиных рамат-ганского Музея Русского искусства в полном порядке. Не сомневаюсь, что юристы муниципалитета привели все требуемые документы в полный порядок и в соответствие с требованиями аукциона. Эксперты «Кристис» утверждают, что это полотно – ценнейшее - http://ria.ru/culture/20141030/1030950816.html.

Мое сугубо личное мнение: картина «заказана» и покупатель уже известен. Возможно, что я глубоко заблуждаюсь.
Комментарии на эту тему можно прочитать вот здесь: https://www.facebook.com/masha.hinich/posts/10152771738384909?pnref=story
Приостановить продажу картины может ТОЛЬКО обращение жителей Рамат-Гана в суд. Попытка обращения к государственному контролеру группы «Дор ва-хеци»- https://www.facebook.com/dor1vahetsi/posts/329998667185385 - пока не принесла плодов.

Обращение в суд должно быть организовано очень быстро и это стоит очень больших денег. Еще раз повторю – ОЧЕНЬ больших денег.

И последнее: надо отдавать себе отчет в том, что помимо возвращения картины, борьба также идет за сохранение и улучшение финансирования Музея Русского искусства.
И не забудьте про «Протестный поход в музей» - https://www.facebook.com/events/599528766820538/

Subscribe

  • Будущее в здании номер 206

    В университете имени Бар-Илана открылся новый уникальный музей - Nano-музей, первая выставка в котором называется «Новые языки».…

  • «Музыка для ведьм» в Нес-Ционе

    תזמורת הבארוק ירושלים פסטיבל באך. צילום נדב הראל. © Надав Харель (предоставлено Иерусалимским оркестром барокко) 1 августа Иерусалимский…

  • Какую музыку слышат старики

    Выставка акварелей и офортов Маши Орлович «Музыкальные воспоминания» в галерее «ха-Мабуа» кибуца Маханаим в Верхней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments