karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Cиртаки из Венгрии

Спектакль «Зорба» Венгерского Национального балета из города Дьёра в постановке одного из известнейших хореографов Венгрии Дьюла Харангозо на музыку Микиса Теодоракиса откроет летний фестиваль танца в Кармиэле, после чего будет показан еще в нескольких городах Израиля.
«Безумия! Тебе не хватает безумия! Иначе ты никогда не сможешь обрубить веревку и быть свободным
Никос Казандзакис




Сиртаки сделало Грецию модной. Щемящие аккорды музыки сиртаки вызывают ностальгию и надежду одновременно, берут за душу и успокаивают сердце. Танцоры, исполняющие сиртаки, утверждают, что в процессе танца окружающее перестает существовать, остается лишь движение, доходящие до автоматизма, и ритм, захватывающий, околдовывающий и не дающий остановиться. Так и в балетном спектакле «Зорба» - спектакле о том, как надо танцевать до потери дыхания, танцевать на обломках любви, на радость жизни и назло смерти. Когда весело и когда больно. Когда пусто на душе и когда эмоции выливаются через край, когда и зал и танцоры начинают отбивать ритм сиртаки.

Прародителями национального греческого танца сиртаки, вокруг которого выстроен спектакль «Зорба» из Венгрии, были критские танцы сиртос и  пидихтос с сочетаниям медленных и быстрых версий старинного танца хасапико. Но не все знают поразительную историю происхождения танца сиртаки, появившегося чуть более полувека назад, в 1964 году на съемочной площадке фильма «Грек Зорба» по роману известного писателя Никоса Казандзакиса.



Появился сиртаки спонтанно. По сценарию фильма, его главный герой, которого играл Энтони Куинн, должен был показать национальный греческий танец. Сцену предполагалось сделать короткой, на две минуты. Перед режиссером Майклом Какоянисом появилась задача найти музыканта, который бы написал музыку к этой сцене, да так, чтобы за две минуты успеть передать всю энергию греческого танца. Столь нелегкое задание Какоянис доверил греческому композитору Микису Теодоракису. И тот справился блестяще. Сам танец, который, кстати, назывался «Танец Зорбы», был придуман Энтони Куинном. Чтобы он был максимально похож на греческий, Энтони Куинн учил  технику танца у местных  жителей. А поскольку фильм снимался на Крите, то Куинн учился танцевать наиболее популярные национальные критские танцы - сиртос и пидихтос. Но есть и еще одна деталь: за день до съемок финальной сцены, в которой   Зорба   обучает танцу, Энтони Куинн сломал ногу. Актер мог обходиться без гипса, но был не в состоянии подпрыгивать. Вот как он вспоминал об этом: «Я не мог поднимать ногу и опускать ее - боль была нестерпимой, но я понял, что могу волочить ее без особого дискомфорта. Тем самым я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку. И я танцевал». После выхода фильма на экран, сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов страны.
Сиртаки (в переводе с греческого это слово означает «касание») буквально склеен из сиртоса в начале танца и пидихтоса во второй быстрой части. Отсюда и появился, ставший безумно популярным, ускоряющийся ритм национального греческого танца. Название «сиртаки» новому танцу придумал сам же Энтони Куинн, и происходило оно от названия танца сиртос в уменьшительно-ласкательной форме. Интересно то, что «Танец Зорбы» настолько тронул греков, что молниеносно стал самым популярным греческим танцем и очень скоро на законодательном уровне был признан национальным греческим танцем и одним из символов Греции. Исполнителю роли Зорбы американцу Куину после выхода фильма даже присвоили звание Почетного гражданина Греции.



За время существования сиртаки появилась масса вариаций танца, но основные его черты - медленное начало, ускорение темпа от начала к концу танца – остаются неизменными. И вот еще одна история: в Константинополе во время византийского периода танец хасапико (танец мясников) был официальным танцем гильдии мясников. Танец оставался популярным долгие годы в Константинополе и западной Азии до 1922, когда он был поглощен музыкой рембетика. Вариант танца стал популярным среди моряков и исполняется ими в портах под названием «нафтико» (похож на русский танец «Яблочко»). Из хасапико в сиртаки вошли некоторые движения, похожая музыка, движения в линию, количество участников. Медленный хасапико иногда сейчас называют «Зорба», по названию фильма. И вся эта запутанная история танца и любви теперь отражена еще и в балете «Зорба» из венгерского города Дьёра.

https://www.youtube.com/watch?t=103&v=jeNsr_nQEfE

Венгерский государственный балет города Дьёра. «Зорба».
Кармиэль, Амфитеатр, 29 июля, 21:30
Хайфа, Центр конгрессов, 30 июля, 20:30
Ришон ле-Цион, Гейхал «Меир ле-тарбут», 31 июля, 22:00
Тель Авив, «Бейт а-Опера» - Центр сценических искусств , 1 августа, 21:00
Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», зал «Шеровер», 2 августа, 20:30
Ашдод, Центр сценических искусств, 3 августа, 20:30

Информация и билеты в кассе «Браво»
http://bravo.israelinfo.co.il/announce/23322

Фотографии предоставлены организаторами гастролей и пресс-отделом «Балета Дьёра»
Tags: балет
Subscribe

  • Органная музыка – в центре программы

    Заглавное фото: Израильский Вокальный Ансамбль. Фото – © Нив Шимон Израильский Вокальный Ансамбль: начало сезона – через год…

  • «Большое желтое солнце»

    Тель-Авивский музей искусств вновь открывается для широкой публики во вторник, 23 февраля 2021 года – с соблюдением правил фиолетового…

  • Поколения рисующих людей

    Верхняя иллюстрация: Моисей Гамбурд. Призыв к битве. 1928 г. Рисование – это транс? Да, и способ двигаться вперед, способ воспринимать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments