karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Путешествие в виртуальность заставляет читать книги

Выставка Энн Лислегаард «Paraspаce» - «Параллельные пространства» в Тель-Авивском музее искусств.



Августовская жара – все лишь одно из проявлений новых проклятий инновационного мира, удушающие волны которого состоят из потоков информации. Из того бесконечного количества информации, которое захлестывает и окатывает нас – нет, не как холодный душ, а скорее погружая в геенну огненную, из которой хочет выбраться на чистую площадку, в тихое пространство, прохладное, безлюдное. В музей - в тот футуристический предвиденный мир, описанный в фантастических романах, которые надо читать и перечитывать.

Об этом напоминает норвежская художница, скульптор, мастер видео-арта Энн Лислегаард (Ann Lislegaard - не знаю, как правильно транскриптировать норвежскую фамилию, написанную на английском). Ее выставка в Тель-Авивском музее (http://www.tamuseum.org.il/en/about-the-exhibition/ann-lislegaard-paraspace) называется «Paraspace», «Паралелльные пространства», «Параллельные зоны», в которых замираешь, замерзаешь - и кондиционер чересчур сильный, и впечатление заставляет застыть на месте, перед экраном, в зале, который оформлен как сумрачно-серый трехмерный кадр из одного из роликов Энн Лислегаард, увлекающейся научной фантастикой и иллюстрирующей романы о будущем в видео 3D. Делает она это настолько увлекательно, что я прилежно переписала из брошюрки у входа на выставку названия книг, которые повлияли на творчество Энн Лислегаард, и добравшись до очередной зоны – зоны wi-fi – сгрузила их в карманную электронную память… Можно ли так начать роман о будущем? Ни к чему – потому что это выставка уже о настоящем будущем, не утопическом, а пришедшем.



Энн Лислегаард – современная художница, родилась в Норвегии в 1962 году, работает и обитает то Копенгагене, то в Нью-Йорке. Прославилась созданием трехмерной анимации и свето-звуковых инсталляций, идеи для которых она черпает в научной фантастике. Лислегаард выбирает для своих виртуальных иллюстраций-путешествий в иные зоны те романы, где будущий мир описан тихим, чистым, загадочным и страшным – в этих зонах-пространствах людей нет совсем и обратиться за помощью не к кому. Этот будущий мир строится уже в самом выставочном зале – работы Лислегаард проецируются на экраны, подвешенными в помещениях, будто сошедших с этих же экранов, ставшими внутренними перегородками в безлюдных анфиладах зеркальных жилищ. О том, что люди могут сущесттвовать как вид, напоминают только милые пуфики у стен. Эти видео – о мире без людей. Какой диссонанс работам выставки Turn On на другом этаже этого же музея – видео из коллекции Юлии Стошек из ее музея в Дюссельдорфе: там все ролики перенаселены и потому агрессивны (http://karga-golan.livejournal.com/391674.html). Здесь же - хрустальный мир, звенящая пустота утопических структур – и еще более страшно. Оказаться в обезлюдевшем мире неуютно. Будущее неприглядно во всех вариантах? Ответ ищите в фантастических романах…

«Paraspаce» - путешествие Лислегаард по литературе в будущее и исследование того, как современные художники влияют и развивают опыт восприятия человека. Вот и здесь: посмотрели – и скорее домой, читать. «Путешествие» - это не только плавание по Атлантическому океану между Копенгагеном и Нью-Йорком, но и в контексте работ Энн Лислегаард - некая видео-концепция медитации, путешествие между будничным и таинственным, городским и провинциальным, натуральным и искусственным, реальным и виртуальным. И фантастичным. Хотя у Лислегаард фантастика – не нечто искусственное, генерируемое компьютером, а философская концепция (и любимые книги), переход от восприятия к памяти будущего, в которую зритель буквально вливается, вовлекаясь в само изображение, сидя на столь гуманно мягком и удобном пуфике в зрительном пространстве, из которого «падает» в зону видео. Нет-нет, это совсем не похоже на сияющие миры Джеймса Таррелла (http://karga-golan.livejournal.com/351823.html ) в Музее Израиля, хотя пока ничто человеческое человечеству все еще не чуждо, и потому Тель-Авивский музей и Музей Израиля любят посоревноваться. Путешествие в виртуальность становится путешествием в пост-не-бытиё пост-человека, где мы могли бы достичь новых форм сознания. Судя по всему – не получится. Если и будем присутствовать в иных мирах - то не телом, а духом. А тело, все еще застывшее от холода кондиционеров и восхищения, так и сидит наблюдателем меж перегородок зон будущего в серой полутьме зала выставки.


Dobaded Dobaded. 2014-2015, 3D анимация, 12 минут.
Dobaded Dobaded – это видео- иллюстрация к роману японского писателя-фантаста и критика Тиаки Кавамата
Death Sentences (Genshi-gari 1984) , в котором описывается (внимание, все-таки надо читать книги) сюрреалистическая поэма Андре Бретона, ставшая (поэма стала, то есть много слов) шлюзом для перехода в альтернативную вселенную, в киберпространство. Реализация мечты сюрреалистов в черно-белой анимации. Кстати, именно Тиаки Кавамата предложил в теоретической работе «Как попасть в завтрашний день?» новую трактовку научной фантастики как возможность не только «автономного развития науки и техники», но и «автономного развития чувственного мира». Чувствуете? Да - Энн Лислегаард создает ролики не только для эрудированных и начитанных, но и для чувствующих и переживающих, то есть бьет монотонно и монохромно на точки эмоций и подсознание. Каким-то образом сюда примешены еще и книги.




«Хрустальный мир» по Джеймсу Балларду. 2006 год, 3D анимация, 7 минут, полный цикл - 31 часов. 31 час означает, что поскольку работу двухканальная, а каждое видео – по 7 минут, и проецируются они, все время повторяясь, то зритель видит одновременно два несинхронизированных изображения. За 31 час можно просмотреть все варианты – как-то так. Хотя не знаю, кто просчитал все варианты совпадений в путешествии в заброшенную гостиницу в пустыне, медленно превращающуюся в кристаллы хрусталя из архитектурных пространств с элементами стиля от Лины Бо Барди (ее «Стеклянного дома» - Casa de vidrio 1951 года в Сан-Паулу) до Оскара Нимейера и его знаменитого павильона в Сан-Паулу эпохи модернизма, то есть 1957 года. Цитаты из романа идут шелестящим фоном. Блеклый минеральный свет будущего на входе в зону трансформации прогресса, в безлюдной обстановке другого времени и зеркальных структур. Психоделический пейзаж несовременной нам современности.


«Беллона» по роману Самуэля Дилани «Дальгрен». 2005 год, 3D-анимация, 11 минут.

Тут есть и цвет, и звук, голос и декламация – а происходит все в вымышленном городе Беллона из культового фантастического романа Самуэля Дилани 1974 года «Дальгрен». Место за пределами разума, где город Беллона построен из времени и пространства, а нормы в нем подчинены психологии, анти-хаосу и строгой иерархии. На экране - лабиринт двигающихся воспоминаний и необъяснимых событий: гаснут и зажигаются огни; двери и окна сами по себе открываются и закрываются, стены поворачиваются. Без всякой видимой причины становится тревожно в этой сложной вселенной, где объединены звук, свет и изображение, где как в ленте Мёбиуса нет границ между средой внутренней и внешней.

Энн Лислегаард увлечена восприятием и ориентированием в пространстве- времени – и ментально и физически. Ее видео-медиации – фрагментарны: элементы современной архитектуры, свет, звук, чистые цвета, отсутствие живых образов, повторение, loop, наложенные на изображение голоса, пришедшие из «Соляриса». И разрушение столь четких структур утопических миров, собранных из слоев времени и пространства.

http://lislegaard.com/

http://www.tamuseum.org.il

Маша Хинич

Tags: Тель-Авивский музей искусств
Subscribe

Posts from This Journal “Тель-Авивский музей искусств” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments