karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

«Powerless Structures» - "Бессильные структуры" - что наполняет их силой и властью?

Нордические дизайн, характер и дуэт – новая выставка в Тель-Авивском музее искусств. Абсурдные и радикальные инсталляции Powerless Structures в пространстве от Elmgreen и Dragset



For as Long as It Lasts, 2016, courtesy the artists, artists' renderingThe Future, 2014, courtesy Galleri Nicolai Wallner, Copenhagen, photo:  Anders Sune Berg


Творческий дуэт из Дании и Норвегии «Elmgreen and Dragset», состоящий из Майкла Элмгрина (Michael Elmgreen) и Ингара Драгсета (Ingar Dragset), работает в жанрах гиперреализма и инсталляций. Их работы полны явных «скандинавских» черт: изощренной драматичности, тяги к странностям, а совместно с ними и взятой на себя – художников – некой общественной ответственности. При этом сами Элмгрин и Драгсет не  называют себя художниками. Их кредо – «прочь от канонов», и потому в своем творчестве они кидают вызов обыденному представлению о пространстве, исследуя возможности пространства и связь между искусством, архитектурой и дизайном. Пространство художественного эксперимента и трансформации пространства – так можно описать суть их творчества. Новая выставка Элмгрина и Драгсета в Тель-Авивском музее, первый раз представляющих свое творчество в Израиле, названная «Бессильные структуры» («Powerless Structures») открывается 1 апреля в нескольких помещениях музея и продлится до 27 августа 2016 года. Выставка, напоминающая пьесу, персонажами которой становятся зрители музея, ведомые от экспоната к экспонату путеводителем -   изящной книжечкой с объяснениями, каждому выдаваемой бесплатно и делающими эту выставку интерактивной.  Потому что без объяснений не так захватывающе интересно путешествовать по структурам, которые сами по себе пусты, а вот что наполняет их властью и силой?

Манера Элмгрина и Драгсета неизменно иронична, мрачна и комична одновременно. Они часто «дразнят» публику, даже «вредничают», обыгрывая визуальное воплощение темы споров о «конце искусства» и вызывая у зрителей острые ощущения, нарушая статус-кво, привлекая внимание к существующим стереотипам и социальным ролям, доводя некие ситуации до крайностей (прекрасный пример – автопортрет из этикеток-подписей к работам). Но они не просто высмеивают окружающий мир, они куда больше, чем шутники. Вместе они работают уже 21 год – с 1995 года, и на протяжении общей карьеры, не раз меняли методы и способы своего искусственного и искусного эксперимента, обращаясь и к общественной критике и к тому, что более ясно, потому что видно - к архитектуре, скульптуре, инсталляциям. Их произведения - это визуальные объекты, перформансы и объемные инсталляции.

The Future

The Future, 2014, courtesy Galleri Nicolai Wallner, Copenhagen, photo: Anders Sune Berg

Свой скандинавский дуэт Майкл Элмгрин (датчанин из Копенгагена, 1961 года рождения)  и Ингар Драгсет (норвежец 1969 г.р. из Тронхейма) основали в Лондоне, а живут и работают в Берлине. Точнее, работают они везде – в Венеции, в техасской пустыне, где разместили объект в виде бутика Prada в 2005 году, в Нью-Йорке, где установили огромный, но не работающий бронзовый телескоп на прогулочной зоне High Line (который  на днях сменится 5-метровым вертикально  поставленным на попа бассейном в виде уха на Пятой авеню в Нью-Йорке у входа в Рокфеллер-Центр. Вода в этом бассейне точно такого же цвета туркиз, как и в бассейне с пластмассовыми шекелями, врытом дуэтом  в землю  сада скульптур Тель-Авивского музея); в Хельсингоре в Дании, где в 2012 году дуэт представили свою «Русалочку». В списке – Лондон (антивоенный монумент в виде гигантского ребенка на лошадке-качалке, кочующий по их работам персонаж на Трафальгарской площади), Мюнхен, Цюрих, Пекин, Сеул, Осло, Москва, Париж, юбилейное 50-е Венецианское биеннале в 2003 году и 25-е биеннале в Сан-Пауло… В том же списке не только музеи и выставочные залы, но и общественные здания, больницы, парки – так как Элмгрин и Драгсет также занимаются архитектурными формами.

Искусствоведы считают, что дуэт продолжает деятельность Мишеля Фуко – известного французского исследователя, одного из «отцов» постструктуралистской, постмодернистской философии, чьи работы были посвящены механизмах контроля над человеком. В более общем виде их перформансы затрагивают область биополитики, цель которой заключается в организации человеческого времени и энергии в повседневной жизни. Если выразить это более простыми словами – дуэт любить похулиганить на социальные темы, перевернув всех с ног на голову и бросив вызов привычному представлению о пространстве и социальных моделях.
Donation Box

Donation Box, 2006 Courtesy Private Collection, Paris Photo: Anders Sune Berg

Майкл Элмгрин так объясняет их творчество: «Мы пытаемся создать ситуации в неких параметрах так, чтобы люди чувствовали себя немного неловко, немного вуайеристами, но относились бы к происходящему с большим чувством юмора. Первоначальные ассоциации и ожидания нарушаются, но надежда и желание понять остаются».

Выставка «Бессильные конструкции» - «Powerless Structures» – выстроена в соответствии с внутренним пространством Тель-Авивского музея. Это site-specific экспозиция из 8 работ в семи галереях музея и в саду скульптур, состоящая из монументальной инсталляции и нескольких скульптурных работ. Концепция выставки такова: что произойдет с властными структурами - политическими, социальными, гендерными, финансовыми, культурными и прочими – если вырвать их из привычного пространства. И тогда получится «Коробка для пожертвований» в стеклянном вакууме  герметично закрытой коробки с фальшивой прорезью для монеток;  «Современный Моисей» в люльке под банкоматом (восковая аллегория  неолиберальной экономической системы в виде супер-реалистичного младенца, но не забывайте про чувство юмора) и полноразмерная копия фрагмента Берлинской стены (из фанеры и без граффити – так, как стена выглядела со стороны ГДР – Восточного блока, когда подходы  к ней охраналя армия),  за которой на вершине пожарной лестницы сидит подросток. Стена перегораживает зал наглухо. К подростку наверху не подобраться – недаром эта инсталляция называет Future. «Будущее должно быть недоступно – его невозможно полностью разглядеть. Если оно будет на виду – то какое же это будущее?» - объясняют Элмгрин  и Драгсет, добавляя что их Берлинская стена – это   намек и отсылка ко всем стенам мира. А портреты самого дуэта «спрятаны» в галерее европейского искусства музея, точнее не портреты, а их следы, выгоревшие прямоугольники на стене -  исчезающая  в пространстве и времени идентичность.  Селфи-тренд рассматривается с философской точки зрения – существует  ли мир без нас? Кто мы – сами портреты или объяснения под ними?   Все это похоже на пьесу-исследование – ироничную и романтическую,  в минималистском нынешнем понимании романтики, в данном случае исследующие разные аспекты и стороны общественного  пространства – от   формального до циничного.

Modern Moses

Modern Moses, 2006 Courtesy Sammlung Goetz, München Photo: Anders Sune Berg


Выставка Элмгрина и Драгсета в Тель-Авиве - третья часть  проекта-трилогии под названием «Биография». Первая часть экспонировалась в музее Baastrup Firnli в Осло весной и летом 2014 года, вторая часть в Национальной галерее Дании в Копенгагене в сентябре-декабре 2014 года. Для этой выставки выпущен общий каталог для трех музеев в двух томах. В первом томе - только изображения, во втором - тексты, написанные специально для проекта «Биография» кураторами и другими авторами. Powerless Structures Элмгрина и Драгсета - это мистика и масштаб, неистощимый юмор и ирония – и все это в применении к современному искусству в непривычных даже для него рамках.

Выставка «Elmgreen and Dragset. Powerless Structures» продлится до 27 августа 2016 года. Куратор  Рут Директор.
Сайт музея - http://www.tamuseum.org.il/
Сайт художников -  elmgreen-dragset.com
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00.

Обратите внимание: в дни праздника Песах в музей бесплатный вход.

Маша Хинич. Все фотографии предоставены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств
 
Tags: Тель-Авивский музей искусств, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments