karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Увидеть Пипилотти Рист

Когда я вырасту большая, я буду морской разбойницей… А вы?
Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок

565x565x1-2

Инсталляции Пипилотти Рист уже давно считаются класикой мирового видеоарта, что в очередной раз доказывается ее выставкой «Pixel Forest» , проходящей в New Museum в Нью-Йорке, в очередной раз подтверждающей, что обороты истории ускорились — то, что зарождалось в искусстве несколько лет назад, уже стало классикой, хотя настоящее искусство притягательно всегда. И тому свидетельство очередь на выставку — длинная, загибающая за угол квартала, несмотря на пронизывающий ледяной зимний ветер и на то , в Нью-Йорке в новогодние дни у всех достаточно хлопот.

Пипилотти Рист удалось придумать общую модель счастья – ведь счастье приходит во сне, а сон она сотворила красочный, удивительный, запоминающийся, в духе дзен и ом, и, главное, общий для всех. Яркий сон под удивительную музыку – как модель счастья, без границ и без стыда, как побег из мира реального в мир выдуманный, общий для всех и удивительно разный для каждого, кто сам строит себе счастливый мир, для неленивых и любопытных, ищущих и надеющихся. Для тех, кто может представить, что он станет морским разбойником. Пипилотти Рист считает, что к снам нужно относиться так же серьезно, как к просмотренным фильмам, и именно сны являются истинным сознанием человека.

 “Pipilotti Rist: Pixel Forest,” 2016. Exhibition view: New Museum. Photo: Maris Hutchinson / EPW Studio

“Pipilotti Rist: Pixel Forest,” 2016. Exhibition view: New Museum. Photo: Maris Hutchinson / EPW Studio

Стоит ли говорить, что Пеппи Длинныйчулок – любимый персонаж Пипилотти Ритс, родившейся в городе Грабсе в кантоне Санкт-Галлен в долине Рейна в Швейцарии в 1962 году. Она окончила University of Applied Arts в Вене, изучала аудиовизуальные коммуникации в School of Design в Базеле, сегодня живет и работает в Цюрихе. Любит Леннона и Йоко Оно, в молодости играла панк-рок в группе «Les Reines Prochaines» и вдохновлялась творчеством Брюса Наумана. И она не знает, что такое стыд. Вообще-то эту чудесную своенравную художницу с рыжими волосами зовут Элизабет Шарлота Рист, а Пипилотти — это смесь Пеппи и ее детского прозвища Лотти. И еще Пипилотти – богата, независима и может позволить себе делать, что хочет. Начинала Пипилотти Рист в восьмидесятые с провокационных одноканальных видео о социальных фобиях, сексе и физиологии, свободе и порнографии. Ее искусство развивалось вместе с технологиями, которыми она мастерски овладела за три десятилетия. Куратор выставки и художественный руководитель New Museum Массимилиано Джони заполнил три этажа музея ее работами за последние 30 лет – от ранних очень конкретных  до последних гипнотизирующих. Рист начала заниматься видео во время учебы в университете: ее первая работа появилась на свет в 1986 году и называлась «I’m Not The Girl Who Misses Much — «Я не из тех девушек, что многое теряют» («I’m Not The Girl Who Misses Much» — первая строка песни Джона Леннона «Happiness Is A Warm Gun».). Думаете, такое название намекает на феминизм? Не без этого, вновь напоминает  о Пеппи Длинныйчулок – то есть о дерзости и уверенности в себе, о желании заниматься своим делом.

Сны Пипилотти Рист вбирают зрителя целиком — они проецируются на стены, на потолок или на пол. К ним пробираешься сквозь взмахи тонких прозрачных занавесей, по которым струятся разноцветные овцы  или через «Пиксельный лес» — густо свисающие с потолка шнуры с разноцветными лампами-ракушками. Эти сны можно трогать, осязать, можно в них погружаться, лежа на пуфах, подушках и кроватях, расставленных в зала (только не забудьте снять обувь – заботливо просит табличка). По этим снам можно ходить, в них можно застрять или убежать на другой этаж. Но их нельзя поймать – потому в них надо просто поверить.

 Administrating Eternity, 2011. Installation view: “Pipilotti Rist: Pixel Forest,” New Museum. Courtesy the artist, collection Kunstmuseum St. Gallen. Photo: Maris Hutchinson / EPW Studio

Administrating Eternity, 2011. Installation view: “Pipilotti Rist: Pixel Forest,” New Museum. Courtesy the artist, collection Kunstmuseum St. Gallen. Photo: Maris Hutchinson / EPW Studio

Пипилотти Рист рисует видеокамерой. Красок в ее палитре – бесконечное разнообразие, форма кисти меняется от кадра к кадру, темы — весь мир, его цвета и цветы, женщины, море-океан, вода, она сама – Пипилотти, растения, закаты, горы, овечки на лужайке, чужой дом, плавающий в космосе воспоминаний с заглянувшей в окно планетой («Your Space Capsule», 2006), музыка и рецепты счастья. Такого счастья, как в ее знаменитом видео «Когда-нибудь обо всем» (Ever Is Over All,) получившем премию на Венецианском биеннале в 1997 году):  девушка с ослепительной улыбкой в голубом платье идет по улочке европейского городка, держа в руках огромный цветок, оказывающийся бейсбольной  битой, которой  разбиваются стекла автомобилей. Ирония и счастье, оказывающееся вседозволенностью, легкостью, смелостью, презрением к правилам. И еще талант, умение поразить и увлечь в глубины внутреннего мира и тела, которое также становится темой для работ Рист, чувственность которых покоряет. Сами поверхности видео меняются со скоростью набегающей волны. Меняются и формы проекции на углы и на мягкую «Массачусетскую Люстру» (Massachusetts Chandelier, 2010), собранную из предметов нижнего белья. Нежность, мечтательность, чистая эстетика, психоделика, женское тело как пейзаж, интимность и публичность, макрокосмос и микрокосмос — и все это представлено на подвешенных под потолком амебообразных экранах  в работе «4 этаж. К мягкости» (4th Floor To Mildness, 2016 года), показывающейся под музыку австрийской музыкантши Ани Плашг, назвавший свой проект «Soap&Skin».

Pipilotti Rist, Open My Glade (Flatten), 2000 (still). Single-channel video installation, silent, color; 9 min. © Pipilotti Rist. Courtesy the artist, Hauser & Wirth, and Luhring Augustine

Pipilotti Rist, Open My Glade (Flatten), 2000 (still). Single-channel video installation, silent, color; 9 min. © Pipilotti Rist. Courtesy the artist, Hauser & Wirth, and Luhring Augustine

По словам Пипилотти Рист, ее искусство — это «прославление величайшего из чудес эволюции», то есть самого человека, запрятанного  глубоко в дебрях пиксельного леса из 3000 грубоватых пластмассовых шаров-ракушек-кристаллов (каждый их них – один пиксель видео) и чудес водной среды, флоры, морского дна и эйфории «Sip My Ocean» (1996) – работы, где Пипилотти упивается невесомостью тела в воде, хрупкостью жизни, безмятежностью, ходом времени. Как такая художница родилась в Швейцарии — на родине кальвинизма с его строгостью и покаянием – загадка,  как, впрочем, и все ее творчество, разрушающее границу между мультимедийным миром искусства и  миром телесных забот.

Рист завораживает,  окутывает зрителей   чувственным, трепещущим цветным   калейдоскопом своих инсталляций, смешивая мир природы с технологическими достижениями. По ее словам, то,  что она делает – это «прославление чуда эволюции»,  но в первую очередь это   неожиданные, всепоглощающие переживания в светодиодном интимном пульсирующем раю, где все законы — земли женского рода.

Sip my ocean

https://www.youtube.com/watch?v=eLPPJsQliD4

Ever Is Over All

https://www.youtube.com/watch?v=-gd06ukX-rU

Pipilotti Rist: Pixel Forest. Solo Exhibition at New Museum, New York City
https://www.youtube.com/watch?v=yRnDHu0Fmtk

http://www.newmuseum.org/exhibitions/view/pipilotti-rist-pixel-forest

Маша Хинич. Источник фотографий – сайт http://www.newmuseum.org
Заглавное фото:
Pipilotti Rist, Pixelwald (Pixel Forest), 2016. Installation view: “Pipilotti Rist: Dein Speichel ist mein Taucheranzug im Ozean des Schmerzes” [Your Saliva is my Diving Suit in the Ocean of Pain], Kunsthaus Zürich. Courtesy the artist, Hauser & Wirth, and Luhring Augustine. Photo: Lena Huber

Tags: выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments