karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Цахи Бекер: «Два слова по-русски я уже знаю – чепуха и Чебурашка». Непедагогичное интервью

Цахи Бекер в свое время руководил театром «Бейт-Лесин», много лет — Музеем Эрец-Исраэль, а сейчас придумал сад монстров — не один, а в компании с художником Йоси Абулафия и писателем Эфраимом Сидоном, примечательными личностями каждый сам по себе и еще более примечательными как знаменитый литературно-иллюстративный дуэт, много лет создающий прекрасные детские книги. Так вот — Цахи Бекеру удалось привлечь Сидона и Абулафию к созданию нового поколения страшилищ, потом воплотить эти забавнейшие страшилища в трехметровых монстров, а затем с помощью сотни дизайнеров и помощников сделать из этих монстров сад-выставку «Страшилы в Музее Эрец-Исраэль». И все это для того, чтобы научить детей избавляться от страхов и не бояться чудищ, прячущихся в темноте под кроватью. Как именно – он объясняет в этом интервью.

Маша Хинич   Все фотографии предоставлены организаторами выставки

— Цахи! Добрый день! Выставка забавных страшилищ-монстров уже месяц, как открыта, вызывает немалое любопытство и привлекает много посетителей, и посему мне стало интересно — как вы ее придумали? Это выставка Абулафии-Сидона или…
— Я вам сразу отвечу: это выставка фантазии. И пусть не обижаются мои друзья Эфраим и Йоси, но подобная выставка могла бы быть и анонимной. Мы могли бы пригласить для ее подготовки и создания других дизайнеров, писателей или сценаристов. Имена ее создателей важны, но куда важнее  игра фантазии и идея выставки. И именно поэтому на выставке вольготно всем – не только тем детям, кому читали книги Сидона и Абулафии, но, среди прочих, и детям из русскоязычных семей.

— Это выставка фантазии, посвященная разноцветным монстрам?
— Не монстрам, а детским страхам, как ни странно это звучит. Дети живут в своих фантазиях, для них они зачастую реальнее окружающего мира. С возрастом мир фантазий, увы, уходит. Когда мы взрослеем, то много теряем в непосредственности восприятия, многое забываем. Дети живут в еще одной реальности – в реальности своих фантазий: ребенок может три часа подряд играть со спичечным коробком и каждую минуту этот коробок будет новым миром – машинкой, дворцом, кошкой… А взрослый увидит в коробке только спички.

— Но вы как раз предлагаете играть не с коробками – вместилищами фантазий, а вполне с конкретными чудовищами — разноцветными страшилищами странных форм, похожими на гигантские трехмерные кляксы. И эти говорящие и поющие кляксы — смешные и точно ранее не виданные — также плод фантазии. Тех взрослых, что сохранили каплю детства.
— Именно так. А вы обратили внимание, что наши монстры практически статичны? Они не пляшут, не машут хвостами, не прыгают на месте – слегка подымают лапы, вращают глазами, шевелят ушами… Все остальные их движения дополняет детская фантазия. Хотя песни для всех страшилищ мы сочинили сами.

— Эта выставка по сути своей – эксперимент?
— Да. Новая выставка, новая концепция, новая идея – и сами экспонаты, которые были разработаны для этой выставки. Наши страшилища ниоткуда не срисованы, они не появлялись в мультфильмах или в книгах, не являются персонажами популярных сказок. Их не было – и вот они есть, родились как результат психологической игры, психологического эксперимента.

— Вышли из спичечного коробка?
— Можно сказать и так. А еще из фантазий тех, кто не растерял детское любопытство и умеет взглянуть на мир по-новому, быть готовым к иному восприятию.

— У каждого чудища на этой выставке есть свой характер, свои свойства. Кто, как и почему наделил их присущими им чертами?
— Мы обратили внимание на те качества, которые дети приписывают возникающим в их фантазиях чудовищам. Скажем, если на ребенка кричит воспитательница в детском саду, то в его глазах она превращается в чудовище. Его обидчик, драчун или собака, которая норовит укусить – все они в его фантазиях превращаются в чудища, которые прячутся в душе ребенка, ночью под кроватью или в глубине шкафа, темноте чулана. Дети живут среди этих чудовищ-страшилок…

— А вы решили вывести чудовища на чистую воду, на белый свет из ночной тьмы? Ведь когда мы смотрим под кровать или в шкаф, то ничего там не находим.
— Мы не чувствуем, а ребенок-то видит их. Мы решили вытащить эти страшилища, облечь их в смешные формы, яркие одежки и сказать детям: вам нечего бояться. Давайте вместе посмеемся над вашими страхами и вашими личными чудовищами! Мы показываем детям странных, некрасивых, может, на первый взгляд, даже неприятных монстров. И вдруг, в какой-то момент, ребенок начинает смеяться вместе с ним, потому что понимает, что всего его страхи – это ЧЕПУХА! Я знаю это слово по-русски – мне объяснили его смысл — оно очень подходит… На нашей выставке все чудовища несут ЧЕПУХУ и дети веселятся вместе с ними. Я слышал, что русскоязычные родители считают, что это не очень педагогично — нести чепуху. Но я считаю, что ребенок должен больше смеяться. В нашей стране не так уж много поводов для смеха, а на выставке мы этот повод создаем. И не один, а сразу двадцать – по количеству монстров.

— Ваша идея — побольше смеха в «вытряхивании» страхов? Довольно смелый эксперимент для выставки и известный прием психиатрии. Вы консультировались со специалистами по детскому развитию?
— Моя дочь – психолог. Сейчас она работает в Англии. С ней я советовался и она подтвердила, что дети от 4 до 10 лет любят, чтобы их слегка «припугнули» — попугали для смеха. Дети – очень консервативны. Они любят читать одну и ту же книгу, слушать одну и ту же сказку, есть одно и тоже Они могут сотню раз смотреть один и тот же мультфильм — например, про Чебурашку. Я правильно произношу – Чебурашка? Мы же им предложили нечто невиданное раньше – их овеществленный страх. Я читал статьи детского художника-психолога  о том как он предложил детям нарисовать вместе с ним их страхи, их чудовища – те самые, что прячутся в сумерках под кроватью. На всех рисунках чудовища были аморфны, то есть бесформенны. Это не были драконы, бабы-яги или колдуны – это были пятна Роршаха из детских фантазий.

— Но ваши чудища не аморфны. Это вполне конкретные образы.
— Да, это определенные существа, но неопределенной формы, с глазами, руками, ногами, головой и характером. Это все-таки не совсем кляксы, а нечто одушевленное. Они не миниатюрны, но и не особые гиганты – метра три ростом. У каждого монстра есть свой монолог, свой голос и все поют песенки, каждый свою, специально для этой выставки написанные несколькими композиторами и записанные актерами под руководством известного режиссера дубляжа Шарона Коэна, придумавшего также и движения монстров.

— Вы готовили эту выставку около года…
— Только разработка эскизов и самой идее заняла около полугода. Втроем – Сидон, Абулафия и я – мы пытались сделать чудовищ с определенными качествами, присущими и нашим характерам и понятными детям: чудовищ сердитых, ревнивых, злючек, нудных… Йоси Абулафия сделали около 400 эскизов и в результате мы пришли к тем 20 страшилам, что представлены на выставке. А Эфраим Сидон придумал тексты описания, речей и песен уже для «готовых» образов чудовищ.

— Монолог Гамлета?
— Наоборот. Нарочито смешные, веселые и может в чем-то и дурацкие монологи и песенки им под стать. Мы не дидактичны, может не совсем педагогичны, а просто веселим детей. Песни страшил мы записали в студии звукозаписи — с музыкой, эффектами, микшированием, балансом – все как в настоящем вестерне.

— Вы рассказываете про это так зажигательно!
— Я люблю такие выставки! И уже организовывал в саду музея Эрец-Исраэль выставки китайских фонариков, три раза – выставки скульптур из песка. И понял, как развлечь детей статической скульптурой, как это бы на «песчаных» выставках. Скульптуры из песка не двигались, не звучали, но детям очень нравились именно потому, что они включили свою фантазию и скульптуры в их воображении оживали. Представьте себе театр: иногда декорации в спектаклях бывают очень реалистичны, иногда – условны, едва ли не абстрактны. И все равно все сидящие в зале точно представляют, о чем идет речь; что хотели сказать драматург и режиссер. Так и в саду страшилищ. Мы предлагаем детям пьесу с минимумом декораций, но с постановкой световых эффектов, загадочными образами, музыкой. Фантазия включается на полную мощность. Дети – самая важная и самая сложная публика. Они – непосредственны, их нельзя обмануть, и если что-то им не понравится, они не будут этого скрывать.

— От себя добавлю: фантазия включается в вечерние часы при также фантастическом волшебном освещении.
— Выставка работает вечером по естественным для нашего лета причинам: днем – жарко. Я рекомендую приходить в наш сад страшил, когда стемнеет и можно полностью оценить игру света, разработанную дизайнером по освещению. Наши чудища становятся еще…

— Страшнее?
— Нет, еще смешнее и забавнее. Всё, как я уже говорил, как в театре. Детские страхи – только завязка, на деле все смешно и забавно. И музыкально – ведь страшилы поют песенки в определенном порядке. Переходя от одного к другому можно услышать и увидеть музыкальный спектакль. Над выставкой работали десятки человек — у нас в стране хватает талантов, и когда мы этот сад страшил создавали, то все время «тестировали» его на наших детях и внуках. Наблюдали за их реакций, что–то исправляли.

— Каждый ребенок видит эти чудовища по своему…
— Конечно. И кстати, далеко не все чудища нравятся всем, и это нормально. Наши чудища – одна семья, а в семье бывают споры, бывает, что кто-то кому-то не по душе.

— А на мой взгляд, они все – милые.
— Да. Милые… Ведь если честно, мы все-таки не собирались никого пугать. Ну, разве совсем немного – слегка испугаться, в мизерной дозе, а потом много смеяться и долго веселиться. Испугаться понарошку, а смеяться по–настоящему.

Часы работы выставки: 18.30-23.00 (в пятницу выставка закрыта).

Заказ билетов в кассе «Ивентим» *9066 или на сайте eventim.co.il (дети до 2 лет – бесплатно. Начиная с возраста 2 года, каждому ребенку необходим билет).

Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=f-ZOmOa-Gho


Дополнительная информация на сайте: www.monstergarden.co.il

Tags: ЙОСИ АБУЛАФИЯ, МУЗЕЙ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ, МУЗЕЙ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ («МУЗА»), ЦАХИ БЕКЕР, ЭФРАИМ СИДОН
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments