karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Как могила праведника играла с нами в прятки, и к чему это привело

Верхняя Галилея красива божественно. Это банальная истина верна извечно, предки хорошо сие понимали и видно, не в последнюю очередь именно поэтому, хоронили на вершинах заслуженных современников, именитых раввинов, голубые купола над могилами которых ныне устремляются в небесные выси. Каждая могила славна не только именем праведника и связанным с ним деяниями, но и теми чудесами, которыми будет вознагражден каждый, пришедший сюда с чистым сердцем.

Для увеличения нажми на меня!

 

У каждого холма и могилы на нем своя причудливая сказка, которая при внимательном изучении и погружении в факты оказывается чистой правдой.
В поисках святости и фактов мы и гуляем по Галилее, где история впиталась в землю, и на этой плодородной почве произрастает множество новых начинаний, но о них - после. А пока мы вертимся вокруг мошава Дальтон – странного места, основанного выходцами из Триполи в Ливии в 1950-м году, по всей видимости, очень любивших свой родной город, потому что Дальтон выглядит точно, каким представляется Триполи в стародавние времена: дома-кубы с окошками-бойницами, ни капли зелени, все сидят по домам. А раньше здесь бурлила жизнь. На месте нового Дальтона был старый - еврейское поселение Средневековья, потом город крестоносцев, затем арабская деревня, а сейчас – мошав, промзона, угодья, поля, виноградники и, как было сказано, места захоронения праведников. История повторяется и круги ее подробно отражены в Викепедии. Нам же, переварившим ее факты, остаются только эмоции, размышления и вдохновение от красоты вокруг - красоты, от которой захватывает дух. Не оценить линии окрестных холмов невозможно, а на самом высоком холме над мошавом Дальтон похоронен рабби Йосей Галилейский – праведник времен танаев. Местоположение могилы - дань уважения ему (могила его сына рабби Ишмаэля находится у подножия холма – его ученость нельзя была сравнить отцовской).

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Попытки сфотографировать красоты были зряшными: ни один фотоаппарат с самым хитроумным объективом не передаст ту особую выпуклость, которую приобретает панорама, сверкающая вокруг, благодаря чистоте воздухе и томлению, в нем разлитому. Но удержаться невозможно, палец жмет на кнопку, а через несколько кадров, углубившись в путеводитель по могилам праведников (только на иврите их не менее пяти разных изданий - у меня путеводитель Цви Гилата издательства «Мапа»), мы узнаем, что Йосей Галилейский – великий танай, живший во втором веке нашей эры. Дружил с рабби Акивой, рабби Тарфоном и рабби Эльазаром Бен-Азарья. Вместе с рабби Акивой рабби Йосей возглавлял йешиву в Явне – первый духовный центр Эрец-Исраэль, возникший после разрушения Второго Храма. Что заставило его переехать туда из Галилеи? Плохие отношения с женой! Йосей – единственный цадик, который был разведен. Если вы думаете, что, разведясь, он прервал свои отношения с женой - вовсе нет. Он продолжал содержать ее и ее нового мужа, бывшего силача – стража города, который ослеп волею обстоятельств и заставлял жену попрошайничать. Йосей Галилейский упоминается в Пасхальной Агаде: именно рабби Иосей сказал: «Откуда следует, что в Египте египтяне были поражены десятью казнями, а на море они были поражены пятьдесятью казнями?”. Но самая цитируемая история, с ним связанная, описывает его встречу с мудрой Брурией, женой рабби Меира, жившего во II веке - ироничной и язвительной и присказку «Не говори много женщине». Когда раби Йосей Галилейский спросил Брурию: «Какой дорогой нужно идти в Лод?», она высмеяла его: «Глупый ты галилеянин! Разве мудрецы не учат «не говорить много женщине»? Ты должен был спросить: «В Лод как?» Притча эта - занимательная, толкованиями ее как раз тут на холме рядом с мавзолеем Йосея Галилейского мы и займемся. Соответствующая литература хранится в особых шкафчиках в здании на вершине холма.

Для увеличения нажми на меня!

Рассказывать о рабби Йосее можно долго – как и о других праведниках, к примеру о Йегуде Бен-Тейма, могила которого расположена на другом холме, недалеко от Дальтона. Тут и начались наши приключения, которые потом пришлось заесть и запить, о чем пойдет речь ниже.

Вы въезжаете в мошав Дальтон через одни ворота, выезжаете - в противоположные. Один указатель точно показывает на мавзолей Йосея Галилейского, другой – не новый, кривоватый и подозрительный – должен вывести к могиле Йегуды Бен-Тейма. Ухабистая дорога, НЕ следуя стрелкам «к могиле Бен-Тейма» постепенно теряет асфальтовое покрытие, переходит в проселочную, потом - после пары ворот, защищающих виноградники от коров, и вовсе в земляную, а через сотню метров упирается в проволочный забор, который приходится перелезать, а некоторым дамам – подлезать под него в яму, вырытую пастушьими собаками. За проволокой зазывно светлеет очередной указатель – такой же кривоватый и подозрительный. Следуя в большей степени интуиции, двигаемся перебежками. Указателей много, все они показывают в разные стороны, стрелки на них нарисованы с продуманным мазохизмом, но интуиция велит им верить. Металлические столбики со светлыми табличками в безумном танце прыгают от дороги и обратно - к дороге, заманивая нас на разбегающиеся тропки. Солнце уже начинает садиться, шакалы выть, коровы тревожно мотать огромными головами, отгоняя бегущих от играющих телят, а могила Йегуды Бен-Тейма все еще играет в прятки, скрываясь между холмами. Указатели показываются из-за деревьев, тут же исчезают, растворяясь воздухе, и каждые 100 метров меняют направление нашей прогулки-пробежки на противоположное. Подустав, но не потеряв надежды, мы все таки выскочили на каменистое плато, косо устремленное к дальнему высокому холму, над которым уже промелькнул синий купол.

И тут уже никакая очередная табличка не могла нас смутить. Ускорив бег, летя над закатом, прибежали мы к ней - к могиле рабби Йегуды Бен-Тейма, таная-мудреца, жившего в конце первого - начале второго века нашей эры. Почему мы там все-таки оказались, знает только судьба и путеводитель, соблазнившей фразой «место близкое к небесам». И вот что написано на стене у мавзолея: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». Рабби Йегуда Бен-Тейма дал на многие поколения вперед четкий жизненный распорядок: «В 5 лет - Писание; в 10 - Мишна; в 13 - заповеди; в 15 - Талмуд; в 18 - хупа, в 20 - преследование (добывание средств к существованию); в 30 - сила; в 40 - постижение; в 50 - советы; в 60 - старость; в 70 - седина; в 80 - крепость; в 90 - согбенность, а когда человеку 100 - как бы смерть, уход из мира». Что значит «как бы»? Толкований – много, почти как путеводных знаков на дороге, приведшей к этому красивейшему месту, где уже не было никаких попыток вытащить из рюкзака фотоаппарат. Захотите его увидеть – тогда и найдете. А мы пока продолжим путешествие вкруг мошава Дальтон, обдумывая, почему же после посещения цадиков всегда хочется есть.

Вокруг мошава Дальтон чего только нет, если отнестись к нему как к центру небольшой прогулочной Вселенной: Цфат, Бирия, Рейхания, Мером, а еще и винодельни – «Майлс», «Римон», «Бен-Зимра», «Дальтон» и «Адир» – то самое место, куда мы спешим, чтобы как-то отряхнуться от святости и хлебнуть земных впечатлений, сиречь выпить красного вина, закусывая козьими сырами.

bc2e44a00de9918ce3889657e355f25e_100_0143_l.jpg

Винодельня и молочное хозяйство «Адир» – то ли это место, которое надо посетить после могил праведников? О да! Ибо сказано «Нет хлеба – нет Торы». Но оставим цитаты в стороне и перейдем делам сугубо прозаическим, начало которым было положено в 1950-е годы, когда две семьи приехали в Израиль: одна из Турции по фамилии Ашкенази, другая - из Румынии, по фамилии Розенберг. Поселились они в заброшенной арабской деревне на голом тогда склоне, позже превратившейся в процветающий мошав Керем Бен-Зимра. Ашкенази еще в Турции делали сыры, Розенберги в Румынии занимались сельским хозяйством. Развив крестьянскую жизнь Израиля, в конце 70-х годов они завезли 30 коз из Швейцарии. Сейчас их – 2000 только молочных, а сыры делаются по французским рецептам и на французской же закваске, привезенной в 90-х годах теми отпрысками семейств, кто отправились учиться сыроварению во Францию. Всего в Израиле за год производится около 9 миллионов литров козьего молока в год. Свыше миллиона – продукция молочного хозяйства «Адир».

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Эти же два семейства давно выращивают виноград. Прежде они продавали и молоко и грозди, а сравнительно недавно решили выйти на рынок под своей маркой «Адир», научившись делать вино, козьи сыры, йогурты и даже мороженое из козьего молока. Все в сыроварне и на винодельне делается своими руками - от ручной сборки винограда до закваски сыров. Тем и уникален центр для посетителей «Адир» - «свое» вино и «свои» сыр под своим же контролем.

Делать сыры Ашкенази – Розенберги начали в 1995 году, но продавать под маркой «Адир» - только 8 месяцев назад. Первое вино «Адир» они разлили по бутылкам два года назад, хотя лозы выращивали с конца 80-х. Об этом подробно рассказывается в 9-минутном фильме в центре для посетителей «Адир» в промзоне Дальтон. И чем дальше смотришь этот ролик, тем явственнее ощущаешь запах козьих сыров из помещения слева и аромат красного вина из помещения справа, оттуда, где вина и сыры дегустируют и покупают.

eb6fbaf15ff69dbe57beffbb881fd665_adir1.JPG

Винодельня «Адир» возникла в 2003 году, когда уже третье поколение двух семей основательно изучило правила ведения бизнеса и современного сельского хозяйства, и заправляло огромным козьим стадом и многими дунами виноградников. Вино марки «Адир» производится только из винограда, растущего здесь же, на землях мошава Керем Бен-Зимра, на высоте 870 метров над уровнем моря. Оставим специалистам слова «терруар» и «кислотность почв» - это их игры. Наши же – дегустировать вино: Каберне-Савиньён под названием «Kerem Ben-Zimra» и «Plato» из шираза, которое же в первый же год появления на рынке – 2008-м - получило 4 медали на конкурсе «Best wine of Israel» и «Terravino». «Plato» выдерживается в бочках 12 месяцев, «Kerem Ben-Zimra» – 2 года. Заведует напитками семейный винодел – Ави Розенберг из третьего поколения. Его брат – Йоси Розенберг – занимается маркетингом, и именно он решил объединить сырный и винный центры для посетителей под одной крышей, что и сделал немногим более полугода назад. Так что пока все еще новое, красивое, радушное, со свежей лужайкой, сидя на которой хорошо попивать вино, закусывая сырами. Взгляд налево – сыры, взгляд направо - вина, вперед - виноградники, назад - могилы праведников.

Вино – прекрасно, бокал с вином на просвет – еще прекраснее, бокал с вином на просвет в одной руке, а в другой – плата с сырами – еще прекраснее. Но хорошо бы знать, чем закусываем? Сырами «Адир» (марка, повторю, существует на рынке немногим более полугода) - шестью сортами козьих сыров, йогуртами, лабэне с оливковым маслом из того же мошава и даже мороженым пяти сортов из козьего молока (ванильное, с финиками, гранатовое) и другими производными из козьего молока, которое, как известно, куда полезнее, чем коровье, лучше усваивается, реже, дороже и содержит больше кальция. Идея делать мороженое из козьего молока долго витала в воздухе, потом дотошно проверялась в лаборатории и, наконец, превратилась в мороженое пяти видов. Сыры следующие: фета, твердые сорта «Лорд» и «Адмон», цфатит и мягкий сыр, который так отрадно под звуки французского шансона (недаром закваску привезли из Франции) намазывать на подсушенный хлеб никелированной блестящей лопаточкой, на поверхности которой отражается красноватый отблеск винных бутылок. Опять-таки оставим слово «ферменты» химикам, и, помня, что здоровье становится модным брендом вкупе с хорошими винами, шоколадом, оливковым маслом, сырами, пивоварением и изучением кабалы, будем просто наслаждаться жизнью

Далее следуйте торжественному, но не помпезному списку, приведенному на сайтах Центра для посетителей «Адир» - adir-dairy или adir-winery. «Адир» – единственное подобное место в Израиле, где не только продают, но и производят вино и сыры. Производят сами, то есть ответственны за все - от дойки коз до рисунка на этикетках, за тысячи параметров, определяющих качества вина и сыров.

Здесь все продумано, все удобно и усовершенствовано и согласно сегодняшним экологическим веяниям на крышах винодельни и сыроварни установлены 750 солнечных электробатарей, энергии которых хватает и для производства козьих сыров и для винодельни, разливающей уже 30.000 бутылок красного вина в год.
Винодельня – кошерна, поэтому Центр для посетителей закрыт по субботам. О часах работы в будние дни и возможностях совместить визит в «Адир» с экскурсиями по другим винодельням или прогулками на тракторонах и пэйнтболом, лучше всего узнать по телефону 04-6991039. «Адир» постепенно становится остановкой на маршрутах различных фестивалей и туристических услад или, как в нашем случае – десертом после посещения могил праведников.



 

 
Tags: Маршруты прогульщика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments