karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Первый арабский фотограф не любил колониализм

Первый арабский фотограф, первая его выставка, впервые в Израиле и впервые в мире! Кто удостоился таких почестей? Арабский фотограф Халил Раад, который наравне с евреями, европейцами, американцами, японцами, бывшими и будущими колонизаторами, фотографировал – художественно, а иногда и по заказу в коммерческих и пропагандистских целях - и с любовью запечатлевал землю Израиля со второй половины 19 века и до образования государства Израиль в 1948 году.

Для увеличения нажми на меня!

 

Его выставка (ну почти что самая первая его экспозиция, возникшая из архивов, исследований и любопытства музейных кураторов. До этого часть фотографий показывались в 2008 году в Амстердаме в Tropenmuseum, куда они были переданы Институтом палестинских исследований Бейрута - Institute for Palestine Studies), открывается 4 июня в тель-авивском музее Нахума Гутмана - израильского художника, чьи картины стали живописным символом страны. Символом чего же стали фотографии Раада? 1230 сохранившихся стеклянных пластинок, десятки фото-открыток, хранящиеся в Оксфордском университете, частью еще не напечатанные фотопленки, негативы, на которых запечатлены политические события и повседневная жизнь в Сирии, Заиорданье, Ливане и Палестине 19 века. Символом трепетного отношения к фотографии и любви к своему делу.

На выставке в Музее Нахума Гутмана представлены работы Халила Раада с 1891 по 1948-год. Работы пяти десятилетий, но фотографировал Раад больше семидесяти лет, дожив до возраста в 103 года.

276dd85172bcbe629728114ebc9ca2ca_Arabic-traditional-Dress1920-Ramalla.jpg

975a755a627d0254ad69449ac0dc6cf7_raad555.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Раад родился в деревне Бхамбоам в Ливане в 1854 году. Его отец бежал из горной деревенской местности после того, как отошел от религии маронитов и перешел в протестантство. В 1860 во время межрелигиозной розни в горных районах, отец Раада был убит, а мать с ним и его сестрой Сарой перебрались к родственникам в Иерусалим. Мальчиком в 1869 году Раад был отдан учиться ремеслу - в подмастерья к Гарабеду Крикорьяну, фотографу Армянского кварталу, который в свое время обучался у самого Исайя Гаребедьяна, армянского патриарха Иерусалима, основавшим в 60-е годы 19-го века в Старом городе первую фотошколу. Свою собственную студию Халил Раад открыл в 1890-м году (по другим источникам – в 1898-м) на улице Яффо, уже вне стен старого города – напротив ателье своего бывшего учителя Крикорьяна (чья мастерская с 1870-х годов считалась первой профессиональной фотомастерской Иерусалима), став его прямым конкурентом, что часто случается между творческими людьми. Позже сын одного женился на племяннице другого и бывшие учитель и ученик на некоторое время перестали враждовать. Да и личная жизнь самого Раада была связана с фотографией – в 1919 году он женился на Ани Мюллер, ассистентке швейцарского фотографа Келлера, у которого Раад изучал современные на тогда фототехнологии во время пребывания в Швейцарии под конец Первой мировой войны (Раад был другом Джамаль-Паши, военного губернатора Сирии, который разрешил Рааду свободно пересекать линию Египетско-Палестинского фронта во время Первой мировой войны, в последний год которой Раад уехал в Швейцарию). По возвращении из Европы Раад и Мюллер поселились в Тальбие – тогда деревне около Иерусалима, и Раад был даже избран ее мэром, деревенским старшиной.

Раад был одним из самых известных и заметных своей манерой арабских фотографов, работавших в Иерусалиме и бродящих в поисках пейзажей и уличных сцен по всем Ближнему Востоку. В не меньшей мере его интересовали портреты. Газетные архивы не врут: в 1899 году он опубликовал объявление в газете "ха-Хавацелет", выходившей на иврите. "Для вашего сведения и для вашего комфорта, для вашего удобства и познания, публикую следующее послание – берусь делать фотографические изображения любого вида, элегантные и доступные по сравнению со всеми другими! Я, нижеподписавшийся, готов в любой момент удовлетворить всех любителей фотографии!". Так что он не только радел ради чистого искусства черно-белого снимка, но и был готов снимать все - платите!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Халил Раад документально (а иногда и постановочно-художественно, делая то, что в современных терминах обозначено "как стайлс-фото" или "фото-сессия") запечатлевал политические события и повседневную жизнь Эрец-Исраэль. . Большая часть его работ сохранились, хотя во время боев за Иерусалим в 1948 году его мастерская сильно пострадала. Некий итальянец, торговавшей книгами в магазинчике по соседству с ателье Раада, пересек несколько раз ночью ничейную территорию, и вывез весь архив Раада, который был переправлен в греческую епархию. Сам Раад в мае 1948 года, за несколько дней до объявления Независимости с семьей бежал в деревню к югу от Хеврона, затем – в Йерихо, через несколько месяцев уехал в Ливан в свою родную деревню Бхамбоам, но вскоре был приглашен епископом Илией Карамом поселиться в греческой православной патриархии, где Раад умер в 1957 году. Значительная часть его архива была передана в конечном итоге в Институт исследований Палестины.

На стыке веков Раад был назначен официальным фотографом тогдашних турецких домандатных властей, получив от них нечто вроде статуса дипломатической неприкосновенности, благодаря которому мог ездить и снимать практически свободно в Сирии, Ливане, Иордании, Эрец-Исраэль. Ему разрешалось практически все, вменялось в обязанность снимать политические события и уж точно не возбранялось фотографировать пейзажи, археологические раскопки (снимки Тель-Мегидо именно его), бытовые сценки, людей, города, развалины, остатки и останки, новые здания. Позже – еврейские поселения, хотя он, конечно, не стал в отличии от хлынувших в страну еврейских фотографов из Европы, певцом нового еврея и агитатором сионизма. Наоборот – его снимки использовались как иллюстративный материал пропалестинской пропагандой, хотя он сам не пытался найти решение конфликта через фотографию. Большинство арабских фотографов того времени работали по частным заказам, среди них практически не было фото-репортеров. Халил Раад был одним из немногих официальных фотографов-этнографом, но его снимки, как и работы Карима Абуд, Фадиль Саба, Хана Сифайя волей-неволей стали частью арабской пропаганды, хотя жизнь арабских рабочих и феллахов было достаточно живописна. История уже сама запуталась, а нам остались черно-белые снимки, интересные в любом случае.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В его фотографиях чувствовался антиколониальный настрой – Раад был настроен против европейских фотографов с их снисходительными снимками в колониальном духе, укреплявших сложившее клише об Эрец-Исраэль, как стране бедной, пыльной, далекой, сплошь покрытой колючками и населенный дикарями.

Халил занимался фотографией 70 лет, сумев не только собрать за эти десятилетия огромный архив, но и выработать классическую манеру "первого арабского фотографа Палестины", снимая столь ему знакомый и понятный Восток, старые города и еврейские поселения, армянских беженцев, уличных мальчишек, строящийся Тель-Авив – все, что тогда происходило в Эрец-Исраэль. В конце 19 – начале 20 века он был очень известен именно как антиколониальный фотограф, запечатлевавших жизнь страны изнутри, внутренним зрением, а не как досужий турист, случайный странник или дотошный исследователь, не видящий за педантизмом саму жизнь. В не меньшей мере его фотографии отличались уже в 30-е годы и от работ большинства еврейских фотографов-репатриантов, пропитавшихся идеей нового общества. Раад оставался верен себе – запутанным улицам Иерусалима, гомону рынка, древним камням.

В молодости он начал фотографировать страну, еще пропитанную колониальным духом, снисходительным отношением просвещенной Европы к нищей тогда Эрец-Исраэль. Европейские фотографы предпочитали уличные сцены, растиражированные святые места и клише холмистой линии. Раад - араб-христианин, прекрасно знавший ТАНАХ и Новый Завет, смотрел на мир иначе и потому и снимки его выглядят по-другому - без европейского лоска работы фотографа, бывшего частью мира, который он запечатлевал. Раад выстраивал некоторые свои фотографии как сцены на христианские сюжеты - например дева Мария с младенцом на руках в доме в Нацерете. Его фотографии опровергают утверждение о заброшенной стране, забытой и неразвитой, которую надо "спасать". Неслучайно, его выставка открывается в музее Нахума Гутман – художника, в картинах которого, как и на снимках Раада, отсутствует "взгляд сверху", а присутствует желание показать красоту и поэтичность того места на земле, где привелось жить.

К открытию выставку выпущена первая книга-альбом, посвященная жизни и работам Халила Раада.
Выставка продлится до 30 сентября.
Сайт музея Нахума Гутмана: gutmanmuseum
Адрес: Тель-Авив, Неве-Цедек, ул. Роках, 21, тел. 03-5161970.
Часы работы: с воскресенья по среду с 10.00 до 16.00, в четверг с 10.00 до 20.00, в пятницу – с 10.00 до 14.00, в субботу с 10.00 до 15.00.

При подготовке статьи использованы различные материалы на иврите и английском языке, даты в которых различных событий в жизни Халила Раада расходятся.

http://tarbut.ru/


 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments