karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

«Отец фоторепортажа» - ретроспектива Анри Картье-Брессона в МОМА

Всем хорош МOМА - Museum of Modern Art, Нью-Йоркский Музей Современного Искусства, знаменитейший и популярнейший. Не прийти в него – ну это просто как по Пятой авеню не пройтись, тем более, что как раз на углу 53-й улицы и 5-й авеню он и расположен, занимая практически целый блок вместе с прилегающим к нему музеем Американского народного искусства. Одно плохо: Пятое авеню – дорогое место, так что и вход в музей, дабы не терять чувства локализации и ориентировки на местности, стоит 20 долларов. Иногда со скидкой - искусство, паче современное, должно быть доступно всем. Оно и доступно в пятницу во второй половине дня: в это время в MOMA пускают бесплатно и длинный хвост оборачивает всю улицу, растрепанным широким концом заметаясь, в ожидании встречи с прекрасным, в близлежащие бутики высокой моды.

4a4e12526db22c06a67d9471d6f0de7b_hcb_portrait.jpg

 

Любители современного искусства коротают время, рассматривая фешенебельный квартал Нью-Йорка – кирпич, стены, стекло, небо с растрепанными облаками, изыски архитектуры. А потом - ныряем в музей и сразу бегом по эскалаторам на верхний этаж, где до 28 июня царит Анри Картье-Брессон. Первая ретроспектива в США за последние 30 лет и первая посмертная, ставшая возможной благодаря помощи Парижского фонда Анри Картье-Брессона . Кстати, первая музейная экспозиция Картье-Брессона также проходила в MOMA в 1947 году (а в Лувре – в 1954-м году).

А дальше - одни эмоции и вопросы. Почему нынешние фотографы так не могут? Почему у него было все так просто и так величаво? Почему именно Картье-Брессон стал первым фотографом, поднявшим репортерскую съемку на уровень искусства, как он умел разглядеть в уличных сценах художественные кадры? Как у него – великого путешественника, объездившего весь мир, – хватало любопытства и свежести восприятия?

Самое яркое впечатления у меня – портреты Баланчина и Коко Шанель, фото России 50-х и 70-х годов, посеревшие от времени развороты журналов с репортажами Картье-Брессона и статьями с его иллюстрациями, старый мятый выпуск «Harper's Bazaar» - эссе Трумэна Капотэ с фотографиями Картье-Брессона.

3f8d0b42e2733a1184bb453ebbadadf3_besson1.jpg

Выставка – огромная, более 300 снимков. Нужен не час и не два, чтобы ее осмотреть. Когда внимание притупляется - тогда нас спасают каталоги, книги и сайт музея, где эта экспозиция подробно описана и где выложены сотни фотографий. Всезнающ Интернет, но не всемогущ: увиденные «живьем» фотографии Картье-Брессона - сильное впечатление, с экранным не сравнимое. Второе по силе с этой выставки – карты его путешествий, занимающие отдельный зал. Даже «Эль-Аль» не может похвастаться таким количеством стрелок, флажков и линий на глобусе.
Анри Картье-Брессон начал путешествовать в 1930-м году, когда ему было всего 22 года. После начала обучения живописи и графики, он отправился в путешествие в Африку, а, вернувшись оттуда, решил посвятить себя фотографии. В 1952-м он написал следующую фразу «благодаря интересу к жизни, который мы открываем в себе, мы познаем мир вокруг нас». Может поэтому, снимки Картье-Брессона – столь объективны, познавательны и столь личные. Более полувека большую часть времени он проводил в поездках, география которых поразительна. Поразительна и широта тематика – просто всё. От древностей до технологических новинок, от портретов до проспектов, от проституток до королей, от китайцев в отдаленных провинциях до американцев в Техасе. Общее одно - любовь к людям и великое терпение. Не будь этого – не было бы великого Картье-Брессона, определившего что такое современная репортерская фотография, фотожурнализм и его художественные традиции, а также и то, каков должен быть уровень журнальных статей.

Анри Картье-Брессон (1908-2004) был ведущей фигурой фотожурнализма, сформулировав принципы фотомодернизма еще в 1930-е годы, используя портативную незаметную камеру, «выхватывая» привлекательные мимолетные картинки из повседневной жизни. «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно. Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю». После Второй мировой войны, большую часть которой он провел в качестве военнопленного (после начала войны, в 1939 году, Картье-Брессон вступил во французскую армию в должности капрала армейского кинофотоподразделения. Когда нацисты захватили Францию, фотограф попал в плен, откуда с третьей попытки, после тридцати шести месяцев заточения, бежал, чтобы вернуться в Париж и стать участником Сопротивления), он обратился к чистой фотожурналистике, считая, что Вторая мировая война полностью изменила мир и потому волшебные и тайные его ранние работы должны уступить место более ясным, понятым и всеохватывающим снимкам. Все это случилось еще в дотелевизионную эпоху, когда большинство людей «видело» мир благодаря иллюстрированным журналам м Картье-Брессон считал себя ответсвенным за объективное видение.
Картье-Брессон был и величайшим наблюдателем глобального театра-муравейника и величайшим портретистом. В начале карьеры и Картье-Брессон был не чужд журналистского скупа – таковы его редчайшие снимки с похорон Ганди и сцены коммунистической революции в Китае. Но большая часть его фотографий - это описание рутины, того, что существенно каждый день для общества и культуры.

Фотографии на выставке в MOMA разделены по хронологии, географии и по темам: ранние работы, до войны и после войны. Старый мир – Запад и Восток. Новый мир – СССР и США. Фото-эссе, портреты. Индия и Индонезия, Советский Союз после смерти Сталина, Соединенные Штаты во время послевоенного бума. Современные времена - Азия, Северная Америка, Япония, Европа, Африка. Смотреть и не пересмотреть работы одного из самых любимых, влиятельных и оригинальных фотографов в истории фотографии, уникального тем, что еще в 30-е годы он сформулировал свой знаменитый принцип «решающего момента» - так же называлась и его первая книга 1952 года, а всего Картье-Брессон издал свыше 35 авторских книг-альбомов (в качестве названия Картье-Брессон взял фразу кардинала Ретца, жившего в XVII веке: «В этом мире нет ничего, что не имело бы своего решающего момента». Это понятие стало ключевым в его теории фотографии, практически синонимом его имени). «Думать следует до и после съемки, никогда во время ее» - другое его знаменитое высказывание, взятое на вооружение Робертом Каппа и другими фотографами из основанного ими в 1947-м году агентства «Magnum».

Выставка путешествует по США и после Нью-Йорка будет показана в Художественном институте Чикаго - The Art Institute of Chicago, в Музее современного искусства в Сан-Франциско - SFMOMA, в Музее искусств в Атланте - The High Museum of Art, Atlanta.

Просмотреть фото с выставки можно здесь.

tarbut.ru


 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments