karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Соло Отто Дикса в «Новой Галерее»

Могу поделиться патентом, как в Нью-Йорке беспрепятственно и даже без билета за 25 минут до закрытия попасть в музей. Вот так: забыв о том, что в этом большом городе главное – удобная обувь, надеть с утра туфли на каблуках и пойти шататься по Манхетену, заглядываясь на витрины. Затем, вспомнив, что The Neue Galerie (Музей австрийского и немецкого искусства) закрывается в 6 вечера, а там проходит выставка ценнейшего Отто Дикса, начать двигаться в сторону «Музейной мили», отвлекаясь на все, на что предлагает отвлечься Нью-Йорк. За час до закрытия понять, что опаздываешь, перепутать станции метро, промчаться на каблуках 10 блоков по Лексингтон, добежать по 86-й улице до Сентрал-Парка и влететь в музей австро-немецкого модернизма в состоянии близком к тому безумству, который столь любили изображать немецкие экспрессионисты, одним из которых и значительнейшим был Отто Дикс.

3af4f3537bc853d8edc062032593b9b9_10. Reclining Woman on a Leopard Skin, 1927.jpg
Отто Дикс. Женщина, лежащая на леопардовой шкуре. 1927-й год

 

Вид мой, пролетевший над Манхетеном, настолько соответствовал полотнам Дикса, что в музей меня впустили, вопреки всем инструкциям без билета и за 20 минут до закрытия и даже позволили задержаться, чтобы спокойно рассмотреть экспозицию Отто Дикса на третьем этаже The Neue Galerie (на втором – постоянный, загадочный и всегда прекрасный Климт).

Отто Дикс – немецкий художник и график, экспрессионист, дадаист, авангардист, представитель течения «Новой Вещестенности» - «Neue Sachlichkeit». Отто Дикс был одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, возникшем в Дрездене в 1919 году. Родился он в Тюрингии во времена древние – в 1891 году. Умер в Бадене во времена новые - в 1969-м. Ариец насквозь – и рисунки его и картины такие, что не ошибешься на них глядя – немецкий художник, злой, умный, несчастный. Потрясающий портретист, знаток характеров, брутальный, видящий людей насквозь. Портреты его кисти словно рентгеновские снимки – вся суть человеческая, начало дьявольское и божественное просвечиваются на поверхности холстов. Никакой сатиры или иронии, только цинизм и издевка, но все-таки не всегда – иногда Дикс отступал, пытался увидеть в человеке что-то хорошее.

b32e5f980632cdc7e36de97237a31c98_dix.jpg
Отто Дикс

Основатель коллекции The Neue Galerie Серж Сабарски писал об Отто Диксе так: «художник, которого я особо люблю... Он умел так изобразить банальность жизни, неприукрашенное лицо человечества, как никто другой». Вторю Сержу Сабарскому – я тоже нежно люблю работы Отто Дикса, хотя в них самих нежности никакой: жестокий гротеск, беспощадный взгляд, одни недостатки, подмеченные художником. Но если всмотреться в эти лица, в глаза старух, грубых натурщиц, полуобнаженных моделей – то подметишь тоску, последнюю надежду, просьбы о жалости и любви Что мог Дикс? Только передать эти просьбы в живописи и получалось у него это отменно хорошо.
Неожиданно оказалось, что нынешняя выставка в The Neue Galerie в Нью-Йорке – первая персональная музейная экспозиция Отто Дикса, когда-либо проходившая в Северной Америке. Как такое может быть в богатых Соединенных Штатах, где работы Дикса хранятся в различных музеях? Всякое бывает - потому эту ретроспективу организовал знаток творчества Отто Дикса, профессор искусствоведения Олаф Петерс из университета Галле-Витенберга, собрав более 100 шедевров художника по коллекциям музейным и частным в США, Канаде и Европе, и потому после The Neue Galerie выставка Дикса переедет в Монреальский музей искусств, немало посодействовавшему в деле знакомства нью-йоркцев с живописным духом Веймарской республики.

Работы Дикса проникнуты самим духом Веймарской республики, точнее - глубоким отрицанием ее духа, несмотря на то, что рисунки, графика и живопись Дикса ассоциируется с той эпохой, одновременно беспощадно и даже зло разоблачая ее нестабильность и противоречия того времени.

986b78366bad584ccf0eed69a07de0c8_1925berber.jpg

8e668c9083d41895166157a196b1e3a6_1922stadelmann.jpg

5880066c049f6d97234420b41edf60a2_DP143028.jpg

0cee0a18d55509437e02438a25626ab5_3i01507.jpg

Всего на выставке – четыре зала и четыре темы. Первый - травматические впечатления Дикса от Первой мировой войны. Второй – портреты, в них художник просто великолепен. Особенно хороши те, где он не жалеет яркой до неприличия красной краски. То есть портреты женские, среди которых главенствует танцовщица Анита Бербер - алый шедевр гениальности Дикса. Настолько вопиюще соблазнительно-неприлично алый, что музей при помощи компании «Эстер Лаудер» (Рональд Лаудер, сын Эстер, как раз и является владельцем и президентом The Neue Galerie) выпустил ограниченную серию тюбиков, напоминающих по форме гильзы, столь же безумно невозможной огненно-малиновой помады «Красный Берлин», как платье и помада звезды кабаре Аниты Бербер, известной тем, что она выпивала бутылку коньяка за сутки и танцевала обнаженной. Да – и еще компактное зеркальце, оформленное в стиле «Баухауз» в красно-черно-золотом корпусе. (Веймар не забыт – ведь школа Баухаза была основана именно в нем!). Господин Дикс безусловно бы оценил такой декаденс и воскликнул бы «Какой беззастенчивый гедонизм!» Он – любитель хулиганств и неприличий - смог бы оценить такой шаг музея и резкие звуки фокстрота в одном из залов, металлическую мелодию песенки « We Werde Ich Glucklich?» ««Как бы мне стать счастливым?»), настраивающей на правильную тональность зрителей, рассматривающих серии его рисунков о циркачах и матросах.

Отвлеклись на сувениры – и снова на третий этаж. Еще две темы: сексуальность, немало Дикса занимавшая, а может и донимавшая. Четвертая – неожиданные пейзажи и аллегории. Их немного, считанные полотна.
Временные рамки экспозиции – с ранних 20- годов до начала третьего Рейха. Точнее с 1919 года до 1939, двадцать лет живописи - свежей, релевантной и сегодня. Взгляды у большинства образов на картинах Дикса - столь же загнанные и растерянные как и у тех, кто на них взирает сегодня в комфортной тишине The Neue Galerie. Но есть один взгляд непримиримо дерзкий – на акварели 1924 года «Рахель». Рахель и ее жгучие глаза не забыть.

Для увеличения нажми на меня!

The Neue Galerie – небольшой музей, созданный двумя евреями и посвященный немецкому и австрийскому искусству и дизайну первой половины 20-го века, Вена начала века – художники Гюстав Климт, Эгон Шеле, Оскар Кокошка, Альфред Кубин, Рихард Герстль. Не забыты скульпторы и декораторы столицы вальса. Германия – Пауль Клее, Эрнст Людвиг Киршнер, Август Маске, Василий Кандинский, Макс Пехштейн, Макс Бекман, Жорж Грос, Лионель Фейнингер, представители Баухаза. Каким-то чудом дирекция музея ухитряется все выставлять и показывать в залах на двух этажах сравнительно небольшого (для музея) особняка на углу 5-й Авеню и 86-й улицы, построенного в 1914 году архитектором Хастингсом из компании Carrère & Hastings, что возвел и здание Публичной библиотеки в Нью-Йорке (благодаря такой глубокой связи книжный магазин музея чудо как хорош). Величественный дом был построен по заказу видного промышленника Миллера. Потом в нем обитала жена мультимиллионера Корнелиуса Вандербильта III, затем долгие годы - Институт исследования еврейской истории. А в 1994 году дом был куплен искусствоведом, коллекционером и арт-дилером Сержем Сабарским и бизнесменом, знатоком и собирателем лучших произведений австрийского искусства Рональдом Лаудером с единственной целью – создать музей нового немецкого и австрийского искусства и разместить там свои ценнейшие коллекции.

Сам музей был открыт для широкой публики только в 2001 году и основан на частной коллекции Сержа Сабарского («Кафе Сабарский» – так называется и знаменитый ресторан венской кухни при музее - приют богатых, плоских от искусственной худобы азиатских дам, навьюченных бумажными пакетами от «Шанель», арт-дилеров и манхэтеннских интеллектуалов). Серж Сабарски был любителем и торговцем искусством, куратором выставок, специалистом по немецкому и австрийскому искусству. Второй человек, стоящий за созданием The Neue Galerie – бизнесмен, филантроп и коллекционер Рональд Лаудер, владелец компании «Эстер Ладуер». Вдвоем они лет тридцать мечтали об открытии подобного музея в Нью-Йорке. В 1996 году Сабарски умер и The Neue Galerie посвящен его памяти. А назван музей так – «Новая галерея» - как напоминание о знаменитой Neue Galerie в Вене, основанной в 1923 году. Цели Neue Galerie Нью-Йорка – представить перспективу австрийского и немецкого искусства, а также вести исследовательскую работу, изучая творчество художников австрийского-немецкого модернизма.

Сын легендарной Эстер Лаудер, предприниматель-миллиардер, еврейский общественный и политический деятель, Рональд Лаудер, родился в 1944 году в Нью-Йорке. После окончания бизнес-школы в Пенсильвании, Рональд вместе с братом принял на себя управление гигантской корпорацией матери Эстер Лаудер, но, проработав председателем совета директоров «Лаудер Интернэшнл» в Лондоне в течение 4 лет, покинул компанию, чтобы приступить к работе в правительстве США. После нескольких лет работы в системе государственного управления Рональд решил открыть собственный бизнес, и сегодня его компания RSL Communications Ltd. со штаб-квартирой в Нью-Йорке является второй крупнейшей корпорацией международной телефонной связи.

С 1983 по 1986 год Рональд Лаудер занимал пост заместителя секретаря Совета безопасности США по Европе и НАТО, после чего был назначен послом США в Австрии, где проработал до 1987 года. Лаудер является председателем совета директоров Музея современного искусства Нью-Йорка, председателем Совета президентов Американских еврейских организаций, Международного общественного комитета Всемирной еврейской организации реконструкции и развития, а также президентом Национального еврейского фонда, директором финансовой палаты Всемирного еврейского конгресса, членом совета директоров Института управления и международных отношений в Пенсильванском университете и т. д.
В июне 2006 года Р. Лаудер приобрел для The Neue Galerie полотно Климта «Портрет Адели Блох Бауэр I» за 135 млн. долларов. Это стало абсолютным рекордом стоимости произведений искусства. В ноябре того же года Лаудер купил за 38,1 млн. долларов полотно Эрнста Киршнера «Уличная сцена в Берлине».

Серж Сабарски - сын русских евреев. Родился в Вене в 1912 году. В 1938 году он бежал из Вены от нацистов и оказался в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны служил в американской армии. После войны успешно продавал картины и собирал произведения искусства. Серж Сабарски был колоритным персонажем, воплощающим дух старой Вены, перемещенной волею истории в Нью-Йорк. В его долгую жизнь вместились все приключения ХХ века. Сабарски родился в буржуазной семье, но после ранней смерти отца он начал зарабатывал на жизнь в кабаре – декоратором и клоуном. Бежал от нацистов, сперва - во Францию, потом – в Америку. Во время войны три года служил в американской армии, потом стал торговать картинами. Открыл безмерно популярную «Галерею Сержа Сабарски» на Мэдисон авеню, встретился и подружился с Рональдом Лаудером. Музей практически всем обязан Сабарски, потому что именно он привил Нью-Йорку вкус к своему любимому искусству – венскому модерну. Постоянная экспозиция составлена из 230 работ, собранных Сабарски, идеально представляет эту изломанную эпоху. Серж Сабарски знал, чем соблазнить ньюйоркцев и музей продолжает его дело, заманивая на редкие по качеству и интересу выставки.

Сайт музея - http://www.neuegalerie.org/

tarbut.ru

 

 

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments