karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

В честь Родена назван кратер на Меркурии

Если вы собрались прогуляться в Филадельфию – то знайте, что это город, рассказывая о котором, стоит употребить все расхожие штампы, как то: колыбель истории (здесь была подписана Декларация независимости Соединенных Штатов), город контрастов, собрание вопиющих богатств, бьющих по нервам, престижных бизнес-школ (всего в городе 88 университетов и колледжей), крепких банков, галантных официантов, высоких цен для туристов, преступности, ювелирных галерей, старинных разноцветных улочек, погрязших в серых отсветах уродливых жилых комплексов, площадей, занятых одинаковыми прилавками с одинаковыми работами молодых художников (половина – со славянскими фамилиями).

e08b14b26cf50a64ddd52782f97b00f8_IMG_1398automini.jpg

 

А также – знаменитый оркестр, театры, опера, балетная труппа, шестой по населению город США, Elfreth’s Alley - старейшая улица Америки, Акварама, первый в стране универсальный магазин «Уонамейкерс», итальянские и ирландские, восточноевропейские и азиатские общины («Филадельфия», первая столица США, основанная еще в 1682 году Уильямом Пенном, в переводе с греческого означает «город братской любви»), пивные и музей за музеем – столь же величавые, как американский доллар до рецессии. Огромные раскидистые здания занимают каждое по половине аллеи Бенджамина Франклина в центре Филадельфии. Музей искусств, музей Науки, где можно пройти сквозь гигантскую модель сердца человека, Библиотека, Портретная галерея, Зал Независимости, Музей археологии и антропологии, Музей медицинской истории. Каждой здание – длиной с километр, колоннада за колоннадой.

В тот день, когда мы собрались в Филадельфию, поняв, что времени мало, а дел много, и всего не успеть, в центре города круг за кругом мчались сотни велосипедистов. Что-то гоночное-международное, потому полиция отгоняла туристов на дальние стоянки. Толпа, каждые 10 минут при приближении первой измученной четверки в желтых майках, звонила в колокольчики, ну а мы пошли в Музей Родена – небольшой, на час-полтора восхищений.
В отдельном здании, напоминающем одновременно и храм, и галерею, и загородный павильон для любовных утех, подаренном городу театральным и кино-магнатом Жюлем Мастбаумом (имя свое он, бесспорно, увековечил) - 122 скульптуры Родена, крупнейшая коллекция его работ (больше – только в Париже), включая «Врата Ада», «Мыслителя», «Граждан города Кале», Бальзака всех видов, десятки рук и бюстов, работы из стекла, «Поцелуй» - в общем все. Роден обычно выполнял по несколько отливок из оригинальной формы. Музеи торжествуют: на следующий день «Граждане города Кале» - более гладкие и отполированные - встретили меня в вестибюле Бруклинского музея искусств.

6f0e8b169daeb8fedbeacb9d27f1420a_856501320_34381556bc.jpg

А здесь посетителей, вступивших в сад и поднявшихся потом к Роденовскому храму на десяток ступеней, встречают «Врата Ада». Но пока что мы – земляне - не готовы сквозь них пройти. «Врата» не открываются, потому что не закончены, хотя Роден работал над ними 40 лет. Так что посмотрев на наше будущее вместе с «Мыслителем», установленным во дворе и изучающим денно и нощно «Врата Ада» с изображением образов и грехов человеческих, которые наполняли «Божественную комедию» Данте (говорят, что на Родена повлияли еще произведения Бодлера и готические соборы), проходите налево, в обычную дверь. За ней - работы Родена, скульптуры со следами слез медной окиси, но насквозь жизненные, покрытые не патиной, а бьющей сквозь время энергией скульптора. «Мой Мыслитель думает каждой мышцей спины, всеми мускулами ног и рук, сцепленными пальцами и сжатым кулаком». Не только Мыслитель (по замыслу Родена, изображавший Данте): все работы Родена - думающие, говорящие, кричащие, заставляющие нас самих двигаться и мыслить.

Для увеличения нажми на меня!

Отдельный зал – свистопляска Бальзака. Бальзак всех видов - от скандального обнаженного до грубых слепков конечной модели, по которой был отлит памятник, заказанный Родену «Обществом литераторов». В результате Роден прикрыл Бальзака монашеской рясой, и скульптура эта - хоть и стоит на месте – но своей мощной поступью сотрясает Филадельфию, как шаги Командора литературу. Любые литературные ассоциации здесь приемлемы. Роден создавал портреты Гюго, Бернарда Шоу. «Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту». И еще – «Если истина должна умереть - последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели - я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь...».

Статуи шествуют по поднесенному им храму, зрители робко пытаются вступить в танец, сдерживаемые бронзовыми руками, ладонями. В одно углу - «Ладонь дьявола», в другом – наискось – «Десница Господня». Пальцы перетекают в творения. У дьявола – женщина, у Бога - мужчина. Посередине в пространстве зала – «Граждане Кале», «Поцелуй» и вьющаяся в воздухе женщина-кентавр. В другом отдельном зале – «Вечная весна». Хорошо, что не при входе – от эротики сбивает дыхание, так что не зря ее прикрыли прозрачным колпаком. А еще - то, что никогда не видела – скульптурные маски из битого и расплавленного стекла, одна из которых изображает японку Ханако, вторая – мадам Роден (не Камиллу Клодель, а законную мадам Роз Берёс) и третья - графиню Хелен фон Ностидж Гинденбург.

Как так у него получалось? Грубая лепка, едва ли не торопливая – и такая выразительность. Тщательная продуманность и кажущаяся случайность, Кажущаяся ли? Ведь его первая скульптура – «Человек со сломанным носом», представленная 23-летним скульптором в 1864 году академикам на «Парижском салоне» - случайность. В мастерской Родена было так холодно, что у гипсовой модели (натурщика, кстати, звали Биби) треснул нос и часть его отвалилась.

Для увеличения нажми на меня!

Но не забудем в этом скульптурном капище во время наших восторженной пляски между бронзой и гипсом того, кто был некоторое время истинным хозяином положения: не чуждый филантропии Жюль Мастбаум (1872–1926) начал коллекционировать работы Родена только в 1923 году, решив основать музей для добропорядочных горожан своей любимой Филадельфии. Всего за три года он создал собрание скульптур, больше которого – только парижское, в том числе бронзовые отливки, гипсовые работы, эскизы, рисунки, гравюры, письма и книги (среди прочего - уникальный, так называемый «Мастбаумовский» альбом с рисунками Родена).

В 1926 году Мастбаум обратился к французским архитекторам – Поль Крету и Жаку Греберу с просьбой спроектировать здание музея и спланировать прилегающий к нему парк. Мечта приобрела черты храма уже после смерти Мастбаума – благодаря настойчивости его вдовы музей был открыт 29 ноября 1929 года. А в честь Родена назван кратер на Меркурии. Два этих события не связаны напрямую, но посмотрите на «Ладонь Дьявола» и «Десницу Господню»: гений и прозорливость Родена связали все, а нам остается только любопытствовать.

Сайт музея - rodinmuseum

 tarbut.ru



 

 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments