karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Храмы для толпы

Новая выставка в Тель-Авивском музее искусств – «Лена Лив: московское метро».
Лена Лив – фотограф и художница. Настоящий фотохудожник, чьи работы посвящены не сиюминутному, репортерскому, а общечеловеческому гуманизму и ценностям. Не точечной культуре, а многоплановой, не одному дню, а времени вообще, не конкретному месту на глобусе, а месту как философскому понятию. Лена Лив родилась в Ленинграде в 1952 году, там же получила художественное образование. В Израиль репатриировалась в 1976 году, жила в Тель-Авиве и Эйн-Ходе. Последние 20 лет больше обитает в Италии – в Тоскане, в городке Пьетро-Санто.

Для увеличения нажми на меня!
Лена Лив

 

Первый раз в Россию Лена Лив вернулась в 1990-м году. Выставка в минорной тональности - «Храмы для толпы. Московское метро» - сделана уже не в первой ее поездке в прошлое.
Человеку, хоть раз в Москве побывавшему (не говоря уже о бывших и нынешних обитателях столицы) и пользовавшемуся московским метро, название «Храмы для толпы» уже объясняет экспозицию. Для тех, кто не любит спускаться под землю и не жил в имперской столице в эпоху ожидания конца предтечи коммунизма и во время, последующее за растаявшей в чаду частной инициативы мечты о светлом будущем, спущенной директивами сверху, фотографии Лены Лив – возможность понять, как идеология застывала в мраморе, как можно было заковать мысли масс и манипулировать толпой, состоящей из индивидуумов, каждый из которых – в толчее и спешке - стремился жить в новом прекрасном мире с небом в алмазах, с хрустальными люстрами под высокими сводами.

Выставка Лены Лив «Храмы для толпы: московское метро» откроется в Тель-Авивском музее искусств 8 июля и продлится до 9 октября. Куратором ее стал профессор Мордехай Омер, директор музея, что уже говорит о многом: не каждый раз начальство благосклонно снисходит в выставочные залы их своего офиса в башне из слоновой кости.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Живя попеременно в Италии и Израиле, Лена Лив возвращается в Россию, решив посмотреть, во что она превратилась, что собой представляет через много лет после репатриации. Результатом наблюдений и стала серия фотографий «Московское метро» – одна из красивых, зримых, осязаемых легенд советской власти. Это легенда не исчезла, не растворилась в годах. Своды арочных станций подпирают толщу московской земли, эскалаторы спускают и возносят каждый день миллионы людей. Миллионы пар ног топчут полы из гранита, миллионы пар глаз равнодушно взирают на социалистическую красоту, на несбывшуюся мечту о коммунизме, о том времени, когда всем будет хорошо и все будут жить в красивых мраморных дворцах – пусть общих и подземных.

Взгляд Лены Лив на эти красоты – придирчив, строг, не стандартен, да и вообще можно позавидовать ее умению увидеть замыленные картинки в непривычном ракурсе – не глянцевом и не остросоциальном, без критики сталинского строительства соборов пролетариата. Без критики и того, что происходит сейчас. Лив показывает монументальную красоту станций московского метро и простоту тех людей, сил которых хватает только на то, чтобы присесть на скамейке.

Фотографии серии «Храмы для толпы» она делала в ранние утренние часы, до наступления часа пик, до того, как подобно многоголовой гидре раздраженная наступающим рабочим днем толпа спускается в метро и, кажется, раздвигает стены и своды пролетарским плечом, сплоченным общей ненависть к серому утру. На снимках Лены Лив - - отдельные фигуры под арками, бродяги, старики, закутанные в неуклюжие толстые многослойные одежды. Скорее - это странники, кочующие по подземным залам в состоянии между дремой и бдительностью, в час «между волком и собакой». Их поклажа - рядом с ними, вернее, стала их частью. Они полулежат на широких каменных скамьях как рыбы, выброшенные на берег, после отчаянной и безнадежной борьбы со стихией.

Объектив фотокамеры Лены Лев обнажает парадокс между намерениями, целью и результатом. Между монументальными подземными храмами, соперничавшими с разрушенным храмом Христа Спасителя, залитого в сталинские времена водой и героизмом строителей, по колено в воде работавших. Метро – это удобное транспортное средство, позволяющее быстро добраться до дома, а с другой стороны - торжествующая в камне идеология центра мирового пролетариата, новой социалистической тех времен Москвы. Все это схвачено и передано в фотографиях Лены Лив. Старые газеты превратились в прах, имена архитекторов помнят только медные таблички. Снимки Лив – попытка вернуть им живое имя, разрушить стереотипы застывшей подземной каменной идеологии, ростки которой едва пробились, едва не завяли в толще земли. Хотя для нескольких поколений московское метро было священным алтарем, на который положили жизни строителей. Алтарем в храме, украшенным скульптурами и мозаиками, витражами и фресками. В храме советского атеиста.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Московское метро – сюрреалистический, мистический храм, порождение грубой реальности. Груды мрамора и гранита, золота и резьбы посреди развалин советской идеологии.

Фотографии Лены Лив – точно в середине книги, в одной половине которой изображены идеологические пространства, в другой – описана жизнь маленьких людей. И то и другое встречается в подземных залах. Чувств в них – почти нет, есть строгий взгляд, но не отстраненный, а сочувствующий. Есть желание понять, почему так сложилось, что значат эти люди и эти своды. Общие планы, отсутствие четких деталей – на этих снимках мелочи ни к чему. Они – иллюстрации к рассказу о коллективном труде тех, кого уже забыли, и о коллективном равнодушии тех, чьи имена никто не пытается узнать сегодня. Визуальная поэзия одерживает верх над ординарностью, широкий взгляд – над точечными фотографиями.

Это уже не первая выставка Лены Лив в Тель-Авивском музее. Было их множество – в Токио и Нью-Йорке, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях современного искусства в Хельсинки, Осло, Роттердаме, в Германии (в том числе и в знаменитом Ludwig Museum (Cologne), и десятки - в Италии.

Сайт Тель-Авивского музея: tamuseum
Сайты, где можно посмотреть работы Лены Лив: здесь и здесь .

 

 

 

 
Subscribe

  • Органная музыка – в центре программы

    Заглавное фото: Израильский Вокальный Ансамбль. Фото – © Нив Шимон Израильский Вокальный Ансамбль: начало сезона – через год…

  • «Большое желтое солнце»

    Тель-Авивский музей искусств вновь открывается для широкой публики во вторник, 23 февраля 2021 года – с соблюдением правил фиолетового…

  • Поколения рисующих людей

    Верхняя иллюстрация: Моисей Гамбурд. Призыв к битве. 1928 г. Рисование – это транс? Да, и способ двигаться вперед, способ воспринимать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments