karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Меланхоличная «Нить» Ханс Оп де Бека

«Нить» - это 15-минутный анимационный фильм.
Ханс Оп де Бек - один из самых интересных современных художников последних лет.
«Нить» Ханс Оп де Бека показывается в Тель- Авивском музее искусств – странный, странный фильм. Я его посмотрела раз пять: приходила, смотрела, уходила, возвращалась, вглядывалась, погружаясь в настроение этого фильма - анимационного видео, первоначально созданного для Espace Louis Vuitton в Токио.

«Нить» - это история любви двух кукол-панков, изготовленных в натуральную величину в стиле японского театра Бунраку, ведомых кукловодами в черном. Предпосылка «Нити» - китайская пословица о невидимой нити, которая связывает воедино тех, кому суждено встретиться независимо от времени, места и обстоятельств. Простая метафора в основе рассказа о любви, старении, смерти и потере.

Взяв эту ясную метафору в качестве отправной точки, Ханс Оп де Бек и создал это гротескное видео - The Thread - визуальное любовное стихотворение о панк-девочке и панк-мальчике, о старике и старушке, которые стареют вместе и поддерживают друг друга иголками и нитками. Любовь и смерть здесь идут рука об руку. Фильм формально и тематически относится к традиционному японскому театру Бунраку, где мастера в черной одежде манипулируют большими марионетками, создавая трагическую, любовную историю. Здесь одинаково важны и черные фигуры, оживляющие и поддерживающие главных героев, подчеркивающие сущность структуры, и сами куклы.

Дома я нашла этот фильм в интернете и снова его просмотрела. И снова не подряд, а все время прокручивая назад, возвращаясь к просмотренным сценам, пытаясь разобраться в меланхоличной поэзии этого мистического puppet show на пленке. Сентиментального, горького, щемящего до слез фильма. Разумеется, о любви – ведь все хорошие фильмы, кем бы и как бы они не были поставлены, все они – о любви.

Он и она сделаны из пластика, разваливающегося на куски, распадающегося на фрагменты. Этими сочлененными фигурками и руководят черные тени - кукловоды, сливающиеся с черной водой пруда и черным рядом кустов в искусственном скверике, также сделанном из пластика. Ни намека на природу, на отточенность ремесла, на скрытность изнанки искусства – все швы на виду, все тайны явны. Он и она встречаются на скамейке у пруда, расстаются. Прошли годы. Он и она встречаются снова – старые, потрепанные жизнью, швы которой уже расходятся. Он достает из кармана иголку с нитью и пришивает ей отвалившейся рукав (саму руку – они же куклы). И она исчезает куда-то - между прошлым и будущим, между вымыслом и столь непривычно переосмысленной реконструкции реальности. И все-таки тайна есть – та, почему «Нить» так захватывает, «пришивает» внимание.

Что бы не делал Ханс Оп де Бек – в живописи, скульптуре, видео-инсталляциях, сценографии, фотографии, текстах, кино и музыке, он всегда творит мираж, волшебное зеркало, где каждый узнает себя – так же, как мы отождествляем себя с героями пьес, с фантазией постановки, утопией театра.

Ханс Оп де Бек - лауреат множества европейских премий - родился в 1969 году, живет и работает в Брюсселе, участник многочисленных выставок по всему миру. Завершив учебу в институте изобразительных искусств Синт-Лукас в Брюсселе в 1996 году, он разработал мультидисциплинарный (и на тогда беспрецедентный) способ творчества: смешивает все существующие жанры материалы и масштабы – от миниатюрных минималистичных вещей до огромных трехмерных объектов. Размах его произведений может варьироваться от небольшой акварели до впечатляющих инсталляций в 300 кв.м. В последние годы Оп де Бек занимался также театральными и оперными постановками, сценографией и дизайном костюмов. А студия Ханса находится на бывшей фабрики игрушек в Брюсселе, что уже само по себе символично.

Его эстетика – это детали, тишина и отстраненность – взгляд художника со стороны на созданный им мир утопии. Его темы - беспроигрышны: жизнь и смерть, любовь и вечность, уродство и красота. Постмодерн, ирония, слегка наигранная «усталость» разочарования, объяснение чему дано в самих работах. Персональные выставки Ханс Оп де Бека регулярно проходят в Европе и Америке. Он участвовал в Венецианской, Шанхайской и Сингапурской биеннале, а также в десятках групповых выставок, в том числе в «Тейт Модерн» в Лондоне, в Центре Помпиду в Париже, в Доме искусства в Мюнхене и в других музеях.

Оп де Бек иногда называет свои работы «предложения». Эти «предложения» - вымышлены. Зрители сразу попадают в параллельное пространство – зачастую серое и монохромное, ведь прославился Ханс Оп де Бек именно своими замкнутыми пространствами-инсталляциями, в которые помещает созданные им скульптуры в натуральную величину. Сам интерьер, предметы в нем, фигуры, книги, картины – все покрыто пеплом, пепельно-серой пылью. Ассоциации с Хиросимой неизбежны. В 2016 году в своей работе «Дом коллекционера» Ханс Оп де Бек заполнил монохромное пространство площадью 242 квадратных метра скульптурами людей в натуральную величину, стелами с книгами, поставил серый рояль, серый диван, раскидал вокруг овала серого бассейна кресла и посуду – всё серое. Для того, как сказал Ханс Оп де Бек, чтобы «создать форму визуальной фантастики, которая обеспечивает мгновение удивления, молчания и самоанализа».

И если целью Ханса Оп де Бека было удержать и заинтриговать зрителей, то в видео «Нить» ему это прекрасно удалось, создав подобную сну видео-инсталляцию - головоломку на грани реальности и воображения.

Выставка «Нить» - показ анимационного фильма-видео  Ханса Оп де Бека «The Thread» - продлится в Тель-Авивском музее искусств до 4 ноября 2019 года.

Сайт Ханс Оп де Бека - http://www.hansopdebeeck.com/

Сайт Тель-Авивского музея искусств - http://www.tamuseum.org.il/

Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой музея.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments