karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

"Интими-Данс": об искусстве без снобизма

В этом году ежегодный камерный фестиваль современного танца "Интими-Данс" в тель-авивском театра "Тму-На" носит название "Орнамент и преступление". Фестиваль с таким обязывающим названием заставит хотя бы задуматься над тем, что означает такой - интимный - подход к танцу, что означает орнамент, украшательство и тяга человечества к грехам.

Для увеличения нажми на меня!

 

Художественные руководители "Интими-Данс" – Нава Цукерман и Ариэль Эфраим Эшбаль. Раз Нава Цукерман – жди подвоха, провокаций и внимательнейшего отношения к творчеству молодых. Да и название становится более понятным. Нава Цукерман всегда дает свом фестивалям (до театра "Тму-На", который она основала в 1981 году, и "Интими-Данс", придуманного ей в 2000-м году, она была художественным руководителем части молодежных фестивалей в балетном Центре Сузан Далаль) подзаголовки с литературной или
культурологической подоплекой, ясно намекая – читайте побольше, ищите и обрящите! При этом все должно быть прикрыто флером некой загадки, интимными тайнами движения и танца.

Для увеличения нажми на меня!

"Орнамент и преступление" завершает трилогию "Интими-Данс", посвященную общей теме украшательства, чистоте формы и модернизму. Предыдущие два фестиваля - в прошлом и позапрошлом годах - назывались соответственно "Уродливый" и "Салатно-розовый" (программка и сцена были выдержаны в этих двух цветах).

"Орнамент и преступление" – название программного эссе выдающегося австрийского и чехословацкого архитектора и теоретика архитектуры, культуролога, одного из зачинателей стиля модерн в европейской архитектуре XX века, Адольфа Лооса, которое была опубликовано более 100 лет назад – в 1908 году в журнале, который редактировал и издавал сам Лоос.
В той статье обсуждались насущные тому времени вопросы архитектуры и модернизма – вопросы украшательства и украшений.

Выступая против стиля модерн и его приверженности орнаментации, Адольф Лоос в "Орнаменте и преступлении" выражал уверенность в том, что использование орнамента и декорации вообще - особенность примитивных племен, а в развитом обществе это удел деклассированных элементов. Также ему принадлежит фраза "функция определяет форму", которая стала впоследствие лозунгом модернистов.

Итак, получается, что "Интими-Данс" в этом году - фестиваль деклассированных танцоров, увлекшихся формой вопреки функции и всех поголовно и потелесно татуированных. Ибо еще одна максима от Лооса: "Современный человек, покрывающий свое тело татуировками, – либо преступник, либо дегенерат". А молодые тель-авивцы, как нарочно, покрыты синими чернилами.

Пока неизвестно, все ли участники фестиваля выучили наизусть в процессе подготовки статью Лооса, но с тезисами наверняка ознакомились – Нава Цукерман достаточна взыскательна к своим подопечным.

ac1e7741e372b2b019924db93a55f6d5_268nava.jpg
Нава Цукерман

Рационалист и строгий ревнитель верности функциональным требованиям Адольф Лоос боролся против бессмысленного украшательства в искусстве. До конца своей жизни он проповедовал идею очищения искусства — теорию пуризма. Вот еще несколько афоризмов Лооса: «Чтобы быть заметным в хорошем обществе, надо обладать дурными манерами». «Культура людей раскрывается характером ритуала умывания и приведения себя в порядок». Достаточно цитат, чтобы определить характер фестиваля и придать направление движению молодых танцоров.

Но архитекторы, как и танцоры, также зависят от моды, к тому же модернизм переписал правила – как в строительстве, так и в хореографии. Лooс говорил, что горизонтали в искусстве символизируют естественность, а вертикали — насилие. С прискорбием он отмечал, что единственной архитектурной формой, имеющей хоть что-либо общее с творчеством, является… могила. Но и он - модернист - не устоял перед обаянием колонн. Хотя, по его мнению, любое украшение «преступно», в 30-е годы он возвел огромную декоративную колонну: здание газеты «Чикаго Трибюн».

Следствием отказа от модернистских норм в архитектуре стала безграничная свобода выбора. К чему она привела? К тому, что хрестоматийные постулаты Лооса через много лет перечитали в Тель-Авиве и сделали их лозунгом фестиваля "Интими-Данс", привязав к ним стратегию современного искусства, динамику модернистского танца. "Танец и современный балет, - считает Нава Цукерман, - как и любое искусство стоит перед серьезным экзаменом. Даже в творчестве нет полной свободы, а есть следования правилам и традициям, и вместе с тем ничто не является само собой разумеющимся и заранее определенным".

Но не принимайте все слишком серьезно. Тель-авивская легкость и непосредственность возьмут верх и на фестивале будет весело, будем много энтузиазма и музыки, молодых и целеустремленных творческих людей – как и в предыдущие годы. В программе "Интими-Данс" - короткие одноактные постановки, как экспериментальные, весьма специфические, понятные только их создателям, обучающих зрителей, так и стандартизированные, в духе мэйнстрима, уже освоенного публикой. Молодые танцоры, а также примкнувшие к ним актеры, певцы, видео-художники, саундмены стараются с одной стороны выглядеть независящими, с другой - плывущими по мэйнстриму и перемешивающими стили и жанры. С третьей – созидателями новой балетной эры, а с четвертой они просто дебютанты, решившие сделать что-то свое в области композиции, хореографии, сцены.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Семь работ основной программы - премьерные – "между скучным и прекрасным, между танцовщиками и публикой, на гране смешного и жестокого, колеблющегося от необходимого к малонужному". Расстояние между залом и площадкой – нулевое. Все – интимно.

В фестиваль также включены "гостевые" представления: "Цитирование и преступление" - вечер, придуманный известным хореографом Ренаной Раз–и Ариэлем Эфраимом Эшбалем, вдохновившимися балетными видео-отрывками из Yourtube, а также представление "Смерть дервиша" - работа Смадар Ирон, впервые показанная на фестивале на "Интими-Данс" в 2008 году – том самом, что был "салатно-розовый", где Смадар начала свой путь на профессиональную сцену в здании театра "Тму-На", перестроенного лет пятнадцать назад из комплекса авторемонтных мастерских в комплекс молодежно-творческий. Посему тут есть буфет, галерея, пара комнаток для общения и два театральных зальчика, в кулуарах которых художественный руководитель фестиваля, любительница всего нового и авангардного Нава Цукерман и посеяла семена и зародила идею «Интима-Данс» - фестиваля дебютных работ молодых, мало известных публике исполнителей, жаждущих предстать пред очи зрителей и обнародовать свои балетные размышления на животрепещущие темы.

Фестиваль «Интима-Данс» существует с 2000 года. В его рамках показываются премьеры камерных, как правило дебютных работ, рассчитанных на 30-35 минут внимания. Кредо фестиваля – полная свобода творчества, такова точка зрения Навы Цукерман, но свободой надо уметь учиться пользоваться. Это фестиваль самовыражения в балете, движении, хореографии и прочувствовать все это модно будет с 29 июля по 1 августа.

Премьерные показы фестиваля пройдут в четверг 29 июля с 20.00; в пятницу, 30 июля с 14.00; в субботу, 31 июля, в 18.00; в воскресенье, 1 августа с 20.00.
"Цитирование и преступление" (You make – Remake/YouTube) –в пятницу, 30 июля, в 21.00 и в субботу, 31 июля, в 20.00.
"Смерть дервиша" - в воскресенье, 1 августа, в 21.00.
Музыка, бар и хорошее настроение – все дни и часы фестиваля.

Адрес театра "Тму-На" - Тель-Авив, ул. Шонцино, 8.
Сайт театра - tmu-na
Расписание фестиваля – здесь

 tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments