В данном случае фотографии скажут куда больше и лучше слов. Мы с моей подругой – фотографом Габи Роз - побывали на тренировке сборной Израиля по бадминтону, сборной игроков-инвалидов, в тель-авивском "Бейт ха-Лохем», спортивном комплексе, куда приходят на занятия и процедуры, в бассейн и к физиотерапевтам инвалиды ЦАХАЛа и люди, ставшие инвалидами в результате аварий и травм. Место не для здорового человека, но работают тут здоровые люди, с ногами и руками - без них "Бейт ха-Лохем" не сможет существовать. Как не сможет существовать и без тех, у кого нет рук и ног, кто частично парализован, передвигается на инвалидном кресле, у кого есть приобретенные или врожденные увечья, но не сломившие дух.
Немного патетично? Постарайтесь встать в пятницу в 6 утра и приехать на тренировку сборной инвалидов по бадминтону. Тренеры: Владимир Фиш и Светлана Зильберман. Две категории игроков: те, кто играют сидя на креслах и те, кто играют стоя. Фиш занимается с первой категорией. Светлана Зильберман (семнадцатикратная чемпионка СССР, обладательница трех медалей чемпионата Европы, многократная чемпионка Израиля) - со второй, с теми, кто в буквальном смысле слова стоят и передвигаются на ногах без костылей. Первая категория означает игру сидя, на легком инвалидном кресле особой конструкции с наклонными колесами. Фиш и Зильберман – опытные тренеры, именитые игроки. Соревнования, чемпионаты, воспитанники, медали. Почему они занимаются тренировками инвалидов? Ответ – в их работе, в их действиях, в их тренировках.
Владимир Фиш тренирует игроков на креслах. Эти люди не могут играть стоя: оторванные или ампутированные ноги, ступни, голени. Паралич нижних конечностей или половины тела. Занятия идут безо всяких послаблений: окрики тренера, стук волана о струны, упражнения, повторения, замечания. Редко – похвала. Иногда берет верх зло, иногда – спортивный азарт. Вновь и вновь повторение броска, удара, движения ракетки, поворота запястья. "Следите за воланом! А вы, кстати, знаете, откуда произошел волан? - этим вопросом Фиш дает понять, что заметил и нас. – А знаете ли вы, что волан - конструкция очень сложной формы, и что Бадминтон - название города в Англии? А саму игру британские офицеры привезли из Индии".
В зале во время тренировок присутствуют массажист и физиотерапевт. Они же ездят с командой по миру. Все как у всех - выигрывать хотят все, а для этого надо тренироваться много часов в неделю. Те, кто может этого добиться, благодаря желанию и силе воли, помощи семьи и поддержке близких, вопреки бюрократии и денежным сложностям, когда все эти ингредиенты совпадают в правильном узоре – те приезжают в "Бейт ха-Лохем" и начинается игра.
Игра на равных, не выглядящая борьбой за выживание, милостью или жалостью. Это – обычная спортивная тренировка. Жесткая, подчас агрессивная. У входа в зал – ряд протезов. Левая нога, правая ступня, протез выше колена, пластмассовые конечности, короче или выше. Игроки отстегивают их – для игры сидя в колясках они не нужны. Протезы отставляются в сторону и начинается тренировка, 3 жестких часа. А потом все пьют кофе с пирогом, испеченным женой одного из спортсменов, и разъезжаются по домам.
То, что они играют, передвигаясь в инвалидных креслах – это дополнение к игре, эмоции и страсти которой такие же, как везде. Или не такие: влезть в душу человека, лишившегося ноги или руки - невозможно. Если это и удается кому-то - то только тренерам. Может эти спортсмены, ставшие спортсменами в результате травмы, - злее или добрее, жестче или мягче.
Нина Городецкая, 29 лет – первая ракетка мира в своей категории. Заниматься начала три года назад, пройдя за это время путь от нуля и отчаяния до чемпионства в своей категории и "нормальной" жизни (она учится в колледже). Категория в данном случае определяется степенью повреждения позвоночника, степенью обездвиженности. У Нины после аварии парализовано тело ниже грудной клетки. Спас ее – после того, как спасли врачи – тренер Владимир Фиш, человек, чье упрямство заставляет его подопечных добиваться побед, превозмогая немощь тела.
Амир Леви – 32 года. Многократный чемпион мира (с 2003 года) и Европы в одиночке и паре. Настоящий профессионал в лучшем смысле этого слова, истинный спортсмен. Играет более 10 лет, у него серьезная проблема с ногой, передвигаться он может только на костылях.
Первую медаль с чемпионата Европы подопечный Фиша привез уже в 2002-м году, через год после начала совместных тренировок. А всего его игроки привезли более 20 медалей с чемпионатов Мира и Европы
Фиш был известным тренером в России. В Израиле был играющим тренером команды-чемпиона Израиля и чемпионом Израиля в категории сеньоров, дает частные уроки и занимается с инвалидами, разработав особую систему подготовки игроков-кресельников и набор специальных ударов для этой категории и технику тренировок.
То, что он делает в "Бейт ха-Лохем" в Тель-Авиве – обычно для него, но эта обыденность достигнута таким напряжением, что представить его человеку, стоящему в буквальном смысле слова на двух ногах невозможно. Для тренировок спортсменов-инвалидов Фиш разработал особые схемы, приемы, системы. Он придумал, как убедить людей, не могущих двигаться, играть в бадминтон. Легко сбиться на дидактический тон, но дело не в дидактике и не в примерах героизма – дело в том, как человек, сидящий в инвалидном кресле, может подняться – в буквальном и переносном смысле - и начать играть в бадминтон, как он может "летать" по площадке.
Тренировки с игроками сборной в "Бейт ха-Лохем" проводятся индивидуальные и командные. Сборной по бадминтону среди спортсменов-инвалидов оказывает поддержку армия, объединение спортивных лотерей, организация инвалидов армии. Помимо "Бейт ха-Лохем" есть и обычные клубы. Но даже в этой столь деликатной области существует своя бюрократия и своя иерархия, с которой трудно смириться.
Фиш – человек с непростым характером, но тренировками инвалидов занимается уже 9 лет, начав в Хайфе в 2001 году. В далекой молодости, еще в СССР, в 1969-м, параллельно учебе в аспирантуре, он начал играть в бадминтон, потому что ему нравилась девушка из бадминтонной секции. К тому времени Фиш был призером Украины по штанге, но легкий волан перетянул тяжелую атлетику.
Был математиком, работавшим на космос - разрабатывал технические приборы для спутников, и все время играл в бадминтон. Играл и тренировал других, будучи уже зав. кафедрой математики в Пензенском политехническом университете. Был призером чемпионата России в смешанном разряде. В Израиль Фиш репатриировался в 1991 году, не взяв с собой бадминтонную ракетку: не верил, что сможет играть. Ему предложили место в Технионе - отказался, не согласившись с условиями. Пошел работать на мебельную фабрику, повредил палец и, чтобы разработать его, вновь взял в руки ракетку.
Научный подход к системе тренировок, математический анализ движений, траекторий полета волана, позволили ему разработать способ тренировки инвалидов. "В бадминтоне – около 5000 видов движений (ударов), в теннисе – 1500. Каждое из этих движений я должен был приспособить к состоянию спортсменов, учитывая их физические данные, координацию и заставить их работать головой, мгновенно продумывать каждое движение рук, траекторию скольжения кресла. Ведь они двумя руками и двигают коляску и играют. Могут крутить колесо и держать ракетку, которая благодаря нанотехнологиям, титановым сплавам и специальным струнам весит всего 80 грамм.
"Тренировки здесь проходят по-другому, потому что удары – другие. Но посмотрите, как красиво игроки ведут ракетку. Красиво – значит правильно. Ежедневно они должны "бросать" 5000 воланов и делать упражнения с булавой для разработки запястья. Я продолжаю разрабатывать и оптимизировать систему тренировок и пытаюсь свести игру и теорию в одну таблицу тактики игры".
Все это он рассказывает нам уже после окончания тренировок, за чаепитием с тем самым замеченным вначале пирогом, который испекла жена одного из спортсменов - Моше Бар-Хена, главы бадминтонной секции федерации спортсменов-инвалидов.
Моше Бар-Хен – один из создателей в 1995 году международной бадминтонной федерации спортсменов-инвалидов. С тех пор израильские спортсмены ежегодно принимали участие в международных соревнованиях и чемпионатах. В 1999 году Израиль впервые организовал международный турнир, в котором приняли участие сборные всех стран. Сейчас Бар-Хен - заместитель председателя федерации. Именно он добился того, что в этом виде спорта есть две категории – для тех, кто играет сидя и играет стоя (кресельники и игроки, передвигающиеся самостоятельно на ногах). До того, как начать играть в бадминтон, он 17 лет был в сборной инвалидов по баскетболу, 7 лет занимался теннисом - был первым игроком ЦАХАЛа по теннису на кресле.
Моше был ранен в 1982 году, во время операции "Мир Галилее", по дороге в Бейрут. "Я – спортсмен по крови, – рассказывает он. – Когда мы были молоды, спорт был для нас всем. Сейчас же молодежь стал капризной: в олимпийской сборной - 12 игроков, по Израилю - 50-60. Тренировки проходят 4 раза в неделю в разных клубах в разных городах, начиная с 6 утра. Мало кто хочет подчиняться этому жесткому графику. Но кроме желания и силы воли, необходимы поддержка семьи, клубов и финансирование. Необходимо выезжать за границу – от 2 до 5 раз в год, чтобы держать сборную в форме. Мы ездим с массажистом, физиотерапевтом, тренерами. Подсчитайте, какие это расходы и не забудьте, что бюрократы есть везде. Большая часть игроков сборной – уже не молоды, все работают, у всех есть семьи, а тренировки забирают массу энергии, так что без огромного стремления все это сложно осилить. Чтобы поддерживать себя, тренироваться надо весь год – молодым это не по душе".
Не знаю, так это или не так. Снова повторю – судить со стороны невозможно. И потому вновь вопрос к Фишу - "Почему вы начали тренировать инвалидов?".
- Я не называю их инвалидами. Для меня это игроки в креслах или те, кто играют стоя. А тренирую, потому что моя жизненная миссия – помогать людям раскрыть их возможности, научить их жить по-другому, освоить новый эффективный методы самоорганизации. Тренер – не профессия, а признание, я занимаюсь этим 24 часа в сутки и должен быть очень требовательным. А учить интересно тех людей, кто готов учиться. Тех, кто много потерял и потому готов ценить то, что осталось и совершенствоваться.
Тель-авивский "Бейт ха-Лохем" - bh-tla.inz
Фото – Габи Роз.