karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Музыка стеклянных сфер

В тель-авивской галерее стекла "Литвак", расположенный рядом с тель-авивским же музеем искусств – новая выставка. На сей раз, контрастом к предыдущей – чересчур красочной, до излишней вычурности, - минималистская и строгая. Едва ли не монохромная экспозиция стекла Вацлава Циглера "Свет и пространство в саду размышлений".

Для увеличения нажми на меня!

 

Вацлав Циглер – знаменитый чешский художник по стеклу с мировым именем. Родился в 1929 году, возраст его как несложно подсчитать – 81 год. Он - один из наиболее заметных художников чешской сцены после Второй Мировой войны, работающий в духе минимализма, идеи которого пришли в 60-е годы из США, перескочив железный занавес. В стеклянном яйце коммунистическая власть крамолы не углядела, и потому Циглер мог творить относительно спокойно, без цензуры.

Его инсталляции показываются в Европе, по всей Америке, в Азии, включены в экспозиции 25 музеев стекла и музеев современного искусства в мире. Для музее "Кампа" в Праге он построил особый стеклянный мост, определив его архитектонику. При всех своих летах и регалиях Циглер необычайно бодр, энергичен и силен. Ор приезжал на открытие своей выставки в Тель-Авив в конце июня, следил за установкой работ, часть которых весят сотни килограмм и их соответствию параметрам пространства галереи, но главное – он продолжает фонтанировать идеями, основная из которых та, что стекло – лучший материал для творчества и лучший материал для того, чтобы примирить человека и природу, заставить людей всмотреться в окружающую среду.

Для увеличения нажми на меня!
Вацлав Циглер на открытие выставки

Его кредо – отражение, созерцание, прозрачность. Материалы – стекло, зеркало, сталь, вода, воздух, музыка. Он создавает неповторимые образы, помогающие людям взглянуть на обычные предметы по-другому. Циглер работает с простыми геометрическими формами: эллипс, шар, куб, пирамида, прямоугольник. Казалось бы, эти формы из стекла не несут никакой смысловой нагрузки. Но при взгляде на их шероховатые разноцветные или прозрачные бока настроение меняется – в зависимости от выбранного цвета, и от угла падения света - ведь каждая заключает в себе определенное настроение, является «световой фантазией». Циглер играет преломленными разбитыми лучами, осколками радуги, цветными тенями на стенах. Линии его работ, поражающих формой и цветом, настолько чисты и просты, что к ним хочется вернуться, едва заглянув в зал с постоянной экспозицией – слишком пышной, пестрой, как оперение павлина, хотя мастерства в эти изделия вложено не меньше.

В немалых размеров галерее "Литвак" - 40 произведений Вацлава Циглера: скульптур, инсталляций, архитектурных форм, сделанных из особо чистого оптического стекла – такого, из которого делают зеркала для телескопов и производят только на трех фабриках в мире (одна из заказанных ему галереей работ – "Маген-Давид" обошлась в полмиллиона долларов). Каждая работа – это месяцы и годы труда, тщательной шлифовки. Одна случайно попавшая песчинка или повреждение платинного слоя - и все идет насмарку. Главное в работах не только и не столько сама чистейшая форма, а отражения в поверхностях и от поверхностей, игра рефлексий, неизведанные грани и глубины стекла, показывающие то небо, то бездну. В них есть чувство завершенности, эссенция простоты, которые Циглер достигает с помощью знания законов оптики, материала и чувства предвидения. Они мерцают, горят ровным или пульсирующим светом. Каждая работа - то ли один объект в разных временных измерениях, то ли много разных форм в одновременно увиденных наложенных пространствах.

Для увеличения нажми на меня!

dc6aa0280c445c4bbf9f176b2eaedee8_mason11-16-09-10.jpg

3483853e91538fb1b93a62d6c37e7159_735c8a4feb276f0d-news-article-template.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

"Стекло – это память, емкость, оболочка. Стекло дает куда больший простор для творчества и фантазии, чем любой другой искусственный материал, сделанный человеком, - говорит Вацлав Циглер. - Стекло, помещенное в специфическое пространство определяет характер пустоты и поведение людей в ней. Для меня стекло – возможность донести до мира мое видение, мои чувства, а также инструмент, связывающий зрителей и природу на нескольких уровней. Уровень контура, материала, отражений, влияния природы и на природу, уровень охраны окружающей среды и экологических изменений, уровень влияния среды на сами скульптуры. Я не создаю искусство, мои работы являются средством для рассматривания и наблюдения природы, в которой я черпаю вдохновение. Мои партнеры – это и есть природа и движение, а стекло – это инструмент поглощения».

Циглер – художник, в галерее представлены также 8 его графических работ черно-белых работ, снова сферы, но наиболее полной выразительности он достигает в экспериментах со стеклом и в игре с пространством. Он – лидер в области художественного стекла в Чехии и в свое время основал в Братиславе в Академии художеств факультет архитектурного стекла, который возглавлял с 1965 по 1979 год. Сейчас Циглер живет в Праге и его работы постоянно выставляются в новом музее современного искусства "Кампа".

Циглер определил новые возможности для использования оптического стекла в искусстве, во многом повлияв на других художников и своими разработками и как педагог, постоянно возвращаясь к теме "человек – природа – дух", минималистское искусство, простота форм (вывод многих лет работы).
"Сад размышлений" – раздумья художника о цвете, форме, линии. О пейзаже и человеке в пейзаже. Его сад, его пейзаж - медитативный, философский, бесконечный, как сфера, в которой отражаются и пустоту которой заполняют наши мысли, заботы и печали. Переливающиеся скульптуры-скорлупы, меняющиеся в зависимости от освещения, угла зрения и даже от настроения тех, кто на них смотрит.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Освещение в галерее все время меняется - в зависимости от времени суток и благодаря игре десятков светильников на потолке. Оттого в глубине скульптур каждый раз вспыхивает новое пространство. Чем дольше всматриваешься в его работы, тем понятнее, что стекло для Циглера – точка отсчета для связи воды и рефлексии, которые он замыкает в круг, в скорлупу яйца. В скорлупе заключен целый мир, в сферическом стекле – иное пространство, в воде – жизнь.

Между внутренним пространством галереи и внешним – Тель-Авивом – висящий в окне огромный "Маген-Давид", шесть парящих в воздухе граней, каждая из которых иначе отражает свет. Рядом с ним – колодец с водой и зеркалами. Увидеть свое отражение в нем можно, только играя. Заглянуть в него - значит заглянуть в себя. Бассейн с водой - абсолютно черный. Гладь воды поднимается время от времени при помощи специального механизма – по задумке автора это метафорическое воплощение зла.

Потолочные зеркала, снова бассейны. В каждом по две сферы - Циглер любит дуальность. Таинственные блики, многогранные конструкции, оптические эффекты, потеря чувства расстояния. Наклонные ворота, каждая створка которых иначе отражает окружение. Другие ворота - мощные, как триумфальная арка и дышащие. Их подсветка меняется в ритме дыхания, импульсы поступают от компьютера. Если присмотреться, то ворота напоминают грудную клетку, сквозь стекло просвечивают ребры.

Посвящение Ротко – стеклянные картины с цветными струящимися полосами (Циглер рассказывал о влияние на него французских импрессионистов и Марка Ротко). Ниши-ловушки с разноцветными тенями, от которых кружится голова. Бассейны с глазами, следящими за вами. Стеклянные скамейки – не для отдыха, это тоже экспонаты. 4 угловые ниши со стеклянно-зеркальными трубами – "симфония" по словам художника. Семь работ поставлены на балконе - кубы и овалы, расщепляющие реальность города. Огромное наклонное зеркало, лежащее на полу, в котором отражаются небо, облака, птицы, летящие у нас под ногами - прекрасный образец "экологической" архитектонической скульптуры, меняющий ландшафт. Посетители могут пройтись по небу. Затемненная комната, где на черном бархатном пьедестале возлежат шесть разноцветных сфер, изнутри меняющие цвет в зависимости от "дышащего" освещения стен под музыку, написанную специально для этой скульптуры, предполагающей мистическое созерцание.

Часть работ Вацлав Циглер сделал специально для выставки в галерее "Литвак". В основном они – абстрактны, но есть и с точными названиями, как уже упомянутый "Маген-Давид" или "Лестница Яакова" - стеклянная лестница с гранями-перекладинами, уходящая ввысь. Каждая ступенька - сияние, мечта, стремление подняться. Одна работа сделана из металла, из стекла – только тонкий наконечник: спираль, запутавшаяся сама в себе, хаос, нарушающий порядок вещей и строгую логику геометрических объектов.

На работы Циглера можно смотреть трояко. Первое – принимать его искусство, как воплощение игры разума, формы и материала. Второе: пытаться понять, как Циглер строит иное пространство из рефлексий, игры света, цветных теней. Третье – увидеть, как его работы отражают мир и как мы сами отражаемся в его работах. Каждый видит в них свое пространство – ведь мир всеобъемлющ.

Прочитать интервью с Вацлавом Циглером можно здесь
Сайты галереи:
www.litvakgallery.co.il
www.litvak.com
Часы работы: с понедельника по четверг с 10.00 до 19.30, по пятницам - с 9.00 до 14.00, по субботам с 17.00 до 21.30, в воскресенье - закрыто. Телефон - 03-6959496 begin_of_the_skype_highlighting              03-6959496      end_of_the_skype_highlighting
Выставка продлится до 2 октября.

Галерея "Литвак" организует конкурс на лучшую фотографию стекла - работ Вацлава Циглера. Призеры конкурса будут определены ведущими кураторами и фотографами в области художественного стекла. Первый приз – 25.000 шекелей, второй – 10.000 шекелей, третий – 5000. Десять дополнительных призов по 1000 шекелей. Подробности – в галерее.

 tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments