karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Автобиография как коллаж израильской мечты

«Израильская мечта» - новая выставка художника Реувена Резника в Тель-Авивском Доме художников, открывающаяся 22 июля. Название выставки не случайно взято в кавычки – без кавычек это выражение вызвало бы слишком много споров, уводящих в сторону от самого события – достаточного скромного, одного из многих, но для человека, персональная выставка которого открывается в Доме Художника, это превращается в СОБЫТИЕ, которое становится осуществлением его израильской мечты.

Для увеличения нажми на меня!

 

В отличии от клишированной американской, израильская мечта в живописном воплощении на холстах Реувена Резника – это не красотка на ложе , усыпанном красными розами, не бьюик и не дом с белыми резными колоннами, это даже не гонки на мустангах по просторам прерий. Это - дерганые мрачноватые обрывки мечтаний в виде коллажей, никакого развлечения для публики, никакой «завлекухи» в большой галерее Дома Художников. Странная, непростая выставка, и к ней прилагается увесистым кирпичом том монографии, книги уже не визуальных, а вербальных размышлений Резника на ту же тему - о том, что такое «израильская мечта» и как собрать ее ошметки хотя бы на холсте.

Реувен Резник не сомневается, что мечта отцов-основателей разлетелась в клочки. Почему? На эти вопросы он отвечает в книге и своими 57 картинами, сделанными в особой технике, напоминающей коллаж и книжные иллюстрации. Так себе мечта на первый взгляд - в серо-сизых тонах, неясная, затуманенная, без оптимистических просветов, подозрительная и едва ли не безумная. Чем была мечта, до того как распалась на осколки – не ясно. Но кое-где, на редких цветных работах просматриваются под кипарисами домики с красными черепичными крышами. Или вдруг из-за облака дыма (от взрыва?) – выглядывает красивое тонкое девичье лицо. А еще есть британские полицейские и какой-то подозрительный тип - наглядная иллюстрация к «теория прирожденного преступника» Ломброзо.

На деле, выставка неотделима от книги, текст от рисунков, и все вместе и дает зрителям некое представление о том, что же такое израильская мечта без кавычек в представлении художника Реувена Резника, знающего об идеалах не понаслышке.

b29cb1468e57e4022847acf82243d0c0_02.jpg

Для увеличения нажми на меня!

865cde4182475a3024ce71d4a12e6a78_01.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Резник родился в 1945 году в Петах-Тикве, до 23 лет занимался сельским хозяйством, реализую на земле свои идеологические (а именно - социалистические) воззрения. Когда идеология себя исчерпала, то Резник в 1969 год поехал изучать кино и фотографию в Лондон. А в Лондоне того времени – времени апогея движения хиппи, с выставками и музеями все было хорошо - как и сегодня в Тель-Авиве. Так что Резник без труда познакомился с творчеством американских современных художников-абстракционистов - Роберта Раушенберга, Ларри Риверса и Джима Дайна – одного из отцов основателей поп-арта. Работы Резника чем-то напоминают смесь Раушенберга и Дайна, поп-арта и абстрактного экспрессионизма. А еще, поскольку три этих художника стали уже частью истории, то сразу добавлю, что Ларри Риверса, почитаемого одним из предтеч американского поп-арта, звали Ицхок Лойза Гроссберг.

Собственно говоря, именно благодаря впечатлениям от американского поп-арта, Резник решил изучать не кино и фотографию, а живопись, в чем и преуспел, судя по послужному списку его выставок, первая персональная из которых прошла еще в 1972 году в Иерусалиме. Сейчас Реувен Резник живет и работает в Тель-Авиве.

Серию из 57 работ, представленных на выставке, Резник затеял еще в 1984 году. Часть картин были переделаны, превращены в своеобразный палимпсест слоев израильской мечты, визуального и текстуального документального свидетельства, в попытку показать ее главные недостижимые составляющие: немного спокойствия, немного условий для размышлений. С другой стороны, работы Резника и есть автобиографический коллаж его размышлений, рисованный дневник, в который, как в ловушке захлопнулись различные представления о мечте, большой частью абсурдные. А может израильская мечта Реувена Резника – это его ностальгия, поиски объективной реальности, найти которую невозможно, а можно только попытаться нарисовать. Мечта становится вычерченным на холсте планом реальности, и с другой стороны - попыткой от реальности сбежать. Его рисунки – это зарисовки представления о времени, а не реальных процессов концентрированной жизни.

В любом случае, вести такой дневник-коллаж - неплохое увлечение и времяпровождение. Вести репортаж о происходящем, где стенограммы превращаются в рисованный (а в сопровождающей выставку книге – записанный) рассказ с воспоминаниями и переживаниями, в опыт личных словесных заявлений с обрывками слов и картинок, напоминающих газетные снимки, напечатанные (нарисованные) в виде гравюры с грубой сеткой и отмеченные круглыми печатями с датами, оттиснутыми на сгустках краски пастельных цветов.

А может Резник вовсе и не абстракционист, а реалист, зарисовывающие мелочи, раскидывающий детали, те важные составляющие реальности, о которой
Герцль писал в эпилоге к «Альтнойланд», к своему роману «Новая земля», вышедшему в свет в 1902 году: «Мечта и действительность не так уж отличаются друг от друга, ибо в основе любой деятельности человека лежит мечта».

Интересно, какие мечты были у одного из отцов-основателей израильского абстракционизма, Йосефа Зарицкого, чьим имена назван Дом художников в Тель-Авиве (и чья прекрасная выставка проходит в галерее «Гордон» - Тель-Авив, ул. Бен-Йегуда, 95). По крайней мере, он говорил, что художник должен заниматься живописью, его должны волновать сугубо художественные задачи - холст и краски, линия и форма, фактура живописного или скульптурного производства. Что осталось от идеалов 20-х годов 20 века – смотрите на выставке «Израильская мечта».
Нелишне напомнить, что Зарицкий - известнейший израильский художник старшего поколения, один из создателей группы «Новые горизонты», украинский еврей, приплывший в Израиль из Одессы на корабле «Руслан» в 1919 году. Окончательно он репатриировался в 1923-м, поселился в Иерусалиме и в том же году вместе со скульптором Авраамом Мельниковым организовал первую выставку художников Эрец-Исраэль в Башне Давида.
Позже он обосновался в Галилее в Цфате и стал одним из самых знаменитых израильских абстракционистов, представителем лирического абстракционизма. В 1955-м году Зарицкий получил Премию Израиля.

Дом Художников был построен в Тель-Авиве на улице Альхаризи, 9, в 1945 году. И с тех пор в нем прошло невероятное количество выставок, лекций, семинаров мастер-классов и симпозиумов. Ну, а дальше - по Резнику, а не по Зарицкому: все разлетелось, мечта распалось. В 2002-м году Союз израильских художников и скульпторов, возникший еще в августе 1934 года (после объявления Независимости страны, название «тель-авивский» союз изменили на «израильский» союз, провозгласив его целью помощь художникам – и не только в творческих проблемах, но и общественных и социальных), распался на две организации: профессиональное объединение художников и городской Дом художников с 7 галереями, в которых в течение года проходит 70 выставок, и со студиями для занятий.

Выставка «Израильская мечта » продлится до 14 августа
Часы работы Тель-Авивского Дома художников: с понедельника по четверг с 10.00 до 13.00 и с 17.00 до 19.00, по пятницам – с10.00 до 13.00, по субботам – с 11.00 до 14.00, по воскресеньям – закрыто.
Адрес: Тель-Авив, ул. Альхаризи, дом 9
Сайт Тель-Авивского Дома художников - здесь.

tarbut.ru


 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments