karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Дерута – а в ней Карла Корна

Когда говорят городок на вершине холма, это о нём о – о Деруте. Но это даже и не городок, и не местечко, и до деревеньки Дерута не дотягивает. Это – обиталище на островершие холма. На острие нанизали бант, сплетенный из двух улиц. В середине узла – площадь, в середине площади – фонтан, от фонтана и отходят две лентами вьющиеся, косами заплетающиеся улицы. На месте каждого сплетения воткнута лавочка-булавочка. А в лавочках – керамики раздолье всех цветов, узоров, видов, сортов, обжигов, от всех мастеров и умельцев, всех поколений и возрастов. Тут с керамики не пьют и не едят, и не ставят в вазы цветы, и не кладут ничего в мисочки и шкатулочки. Тут керамику ценят в чистом виде – не в функциональном, а как вид искусства, который ничего не должно оскорбить: ни прикосновение лишнее, ни даже вздох излишний. Не дай бог разбить или не под тем углом взять в руки. Тут рядом с керамикой рождаются, и, наверное, умирают, хотя до смерти ведь надо добраться. Но в Деруте движения нет. Все застыло в узорах лиственных, в традициях потомственных, в музее, в мастерских, где по длинной цепочке передается в тишине видение и мнение, умение из глины сделать такой предмет искусства, что если все-таки дадут тебе его в руки, то уже не выпустишь, а уйдешь, прижимая к боку шуршащий сверток. Нет – не в шелковистой бумаге, здесь все поскромнее, так что чудо-рыба или чудо-блюдо или чудо-тарелка и чашка завернуты в старые сыроватые газеты, завалявшиеся по углам в Studio Italia и все еще бряцающие заголовками давних новостей, до которых не было никому дела ни тогда, ни сегодня.

Над входом в лавочки, нанизанных узелками на шнурки улиц – вывески без слов, огромные керамические панно желто-черные, сине-зеленые, бело-салатовые, охряные, оранжевые, карминные, голубые, красно-коричнево-золотистые в цветах диких-полевых или в розах садовых, или в турецких огурцах. Или просто разрисованные виноградом. В глубинах помещений затаились дамы и господа без возраста. Покупатели им явно мешают, отрывают от дел, от рабочего стола, печи для обжига. Но если задать вопрос, то ответят, а если ответят, то и расскажут, как здесь в середине Умбрии оказались их деды, каким тысячелетним традициям они следуют, что обозначает этот цвет и тот цветок. Расскажут, почему дети не хотят учиться мастерству майолики и терракоты, и как правильно прочертить в глине узор Terra @ Fuoco. Расскажут про температуру в печи, про минералы и пигменты, про старинные книги и новые патенты. Главное не расскажут, секрет не раскроют. За покупку поблагодарят, а если ничего не купите, то все равно поблагодарят – за любопытство и за то, что не поленились подняться на холм.

В мастерскую Карлы Корны меня привели друзья. Познакомились они с ней несколько лет назад абсолютно случайно, просто шли и пришли, и забрели к Карле. Она – доктор философии и мастер керамики, родом из Бриньяно на севере Италии, поначалу любила рисовать акварелью и маслом, училась в университете в Бергамо. И там же в Бергамо волею судьбы попала на курсы керамики. И с тех пор – а то было давно, керамика стала для Карлы всем. В 1979 года она переехала в Деруту в Умбрии, начала новую жизнь в колыбели. Понятно уже, что Деруту называют колыбелью керамики. «Я посвятила себя огню и глине – как то было в древние времена» – говорит Карла, организующая студии, семинары, фестивали – все, какие только есть, в том числе и в помощь жертвам землетрясений. Хрупкость керамики и разрушительность землетрясений  сосуществует.  Керамика Карлы напоминает роспись по шелку, батик. Не погладить рукой эти изысканные розово-серые и сиренево-серебряные керамические расписные доски просто нельзя – и они таки нежны, как тонкая ткань. Растительные узоры Карла Корна выдумывает, а «исторические» картины – герцогов и единорогов – находит в старых книгах, в прежних мифах Умбрии. «Фигуры, иногда нарочито корявые, нарочито искаженные, на иллюстрациях давным-давно живших художников в манускриптах, которое я нахожу в музейных хранилищах и библиотеках – так свежи и непосредственны. Они умели импровизировать, и я следую им, украшая глину цветами и узорами, приносящими нам удовольствие каждый день». Каждый день… Но чтобы это понять, надо   подняться на вершину холма.

Страница Карлы Корны в фейсбуке: https://www.facebook.com/terraefuococarlacorna/

Маша Хинич

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments