karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Музей Авшалома Окаши в Старом Акко

#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире

МУЗЕЙ АВШАЛОМА ОКАШИ В СТАРОМ АККО

Милейший музей на туристических тропах, но, увы, далеко от центра, и поэтому или не поэтому, у музея Авшалома Окаши в Старом Акко рядом с Рыцарскими Залами – в старинном здании со сводчатым сводом, бывшим когда-то конюшней, датируемой османским периодом, напротив мечети Аль-Джазар – нет своего сайта, нет официальной страницы в фейсбуке, только вот такая – https://www.facebook.com/okashi.museum – весьма невнятная. Инстаграма нет, как нет и видео-канала. Но, зато на городском сайте, посвященном туризму в Акко, музею посвящена подробная страница, даже (!) переведенная на русский язык. Как я уже писала, страницы музейных сайтов в Израиле на русском языке сродни чуду в Сионе, и здесь чудо свершилось. Вот адрес этой страницы – http://www.akko.org.il/ru/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2-%D0%9E%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B8
Немного текста, немного фотографий, минимум необходимой информации – понадобится, когда можно будет в Акко приехать, посмотреть постоянную экспозицию работ Окаши и сменные выставки израильских современных художников.

Если уж вы окажетесь когда-нибудь в Акко, то почему бы не посвятить полчаса современной израильской живописи? Но Авшалом Окаши (1916 – 1980) достоин куда большего, чем пара абзацев на сайте. Потому расскажу о нем, воспользуюсь случаем.
Авшалом Окаши, один из основателей группы «Новые горизонты» – несомненно, был одним из значимых израильских художников второй половины 20-го века, оставивших свой след в израильском искусстве. Большую часть жизни он провел в Акко, основал свою собственную художественную мастерскую, студию, после его смерти в 1980-м году ставшей музеем его имени.
Окаши преподавал живопись в большинстве школ Акко. Он также преподавал на факультете искусств Хайфского университета в первые годы основания этого факультета. Темы его живописи были связаны с природой и с теми духовными ценностями, принципами, на которых он вырос в доме свое деда по имени Табиб Табиб  – раввина и ювелира из Йемена, который воспитывал его с полутрагодовалого возраста после смерти родителей Окаши.
Родился же Авшалом Окаши  в 1916 году в Ришон ле-Ционе в семье выходцев из Йемена. Образование с 10-летнего возраста получил в молодежной деревне Меир-Шфея около Зихрон-Яакова. Начал рисовать под руководством Арье Алвейля (того самого, чьи работы коллекционировал Моше Бар-Давид, собрание которого стало основой музея Бар-Давид в кибуце Барам – https://www.israelculture.info/muzej-evrejskogo-iskusstva-i-iudaiki-bar-david-v-kibuce-baram/). Прожив после окончания учебы три года в Тель-Авиве, Окаши переехал сначала в кибуц Наан около Реховота, затем в кибуц Айелет ха-Шахар в Галилее, где жил вплотб до 1944 года – был пастухом и рисовал. После конфликта, который разгорелся между ним и членами кибуца (он продал овец и на вырученные деньги приобрел краски и кисти), Окаши в 1944 году вернулся со своей женой Шуламит в Меир-Шфея, где работал инструктором по делам молодежи. Об это истории в рассказе «Овцы» писал Игаль Моссинзон: «Окаши не сдался, продал семь овец «на молоко» арабам из окрестных деревень, и на семь полученных фунтов купил книги по искусству, холсты и краски. После того, как обнаружили продажу овец, в 1944 году состоялось собрание кибуца, из которого его выгнали. Окаши вспоминал, что во время обсуждения члены кибуца забыли, что незадолго до того слушания кибуц получил 15 фунтов от человека, который купил две его картины. «По сей день кибуц не вернул мне разницу», – говорил Окаши».
Итак, то ли в 1944 , то ли в 1954-м году Авшалом и Шулмаит Окаши  переехали в Зихрон-Яаков. В 1948 году во время Войны за Независомсть Окаши был мобилизован в патрульный отряд. Во время Войны за Независимость бомба, уничтожившая дом, уничтожила и почти все его картины: его дом в Зихрон-Яакове сгорел – на него упала бомба  египетских ВВС. До этого, большинство его картин раннего периода, плод пятилетней работы, были полностью сожжены в результате пожара, произошедшего в кибуце Айелет ха-Шахар. После войны, в 1948-м году  он переехал со своей семьей в Акко, где основал студию в Старом городе, буквально на развалинах здания эпохи крестоносцев.
Окаши являлся также одним из основателей группы художников «Новые горизонты», также возникшей в 1948 году. Был одним из немногих художников, кто выставлялся на всех выставках, проводимых группой. Он стал одним из основателей школы художеств – Института художеств  Авни в Тель-Авиве, и несколько лет преподавал в нём: одно из зданий Института  Авни носит его имя, как и улица в Акко, почетным гражданином которого он стал в 1978 году.
Стиль Окаши – пасторальные пейзажи – поначалу походил на стиль еврейских художников Парижской школы, но с переездом в Акко он стал больше рисовать городские и морские пейзажи – яркие, текстурные, «восточные». В 1950-е годы обращался к библейским мотивам, варьируя их в абстрактном стиле (эти картины – отдельная тема для искусствоведов),  в 1960-е годы его живопись становится более таинственной – не абстрактной, но именно таинственной, метафоричной. Слои краски сгустились в кубизме, масляные краски сменились акриловыми и поливиниловыми, которые он смешивал с песком или базальтовым порошком, с землей Эрец-Исраэль, как он говорил.
Вот несколько выставок из длинного перечня тех, в которых он принимал участие:
В 1954 году Окаши представлял Израиль на международном бьеннале в Сан-Паулу, Бразилия.

1956 год – персональная выставка в Хайфском музее.

Международная выставка Карнеги, 1961, Питсбург, США

Выставка израильских художников, 1962, Токио, Япония

«Международная выставка современного искусства», 1963, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

Выставка в честь юбилея Рио-де-Жанейро, 1965 год, Рио-де-Жанейро, Бразилия

Центр израильского искусства, 1966, Нью-Йорк, США.
Это очень-очень вкратце об Авшаломе Окаши  – и  к тому, что у музея этого художника нет своего сайта, увы…
Потому просто привожу ссылку на поиск его картин в гугле  – здесь

Tags: #ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments