karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Политизированный диалог с черным квадратом

В Тель-Авивском музее искусств проходит выставка работ Ларри Абрамсона «Ретроспектива: 1976-2010» (куратор – Элен Гинатон). Абрамсону – одному из самых политизированных израильских художников и одному из ведущих художников среднего поколения, считающему, что главной темой искусства должна стать арабская «накба», не дает в равной мере покоя «Черный квадрат» Малевича 1915 года и известная фраза Меира Ариэля «В конце каждого предложения, который вы произносите на иврите, сидит араб с наргиллой».

Для увеличения нажми на меня!

 

Абрамсон начал заниматься живописью в эпоху расцвета минималистского концептуального искусства 1970-х годов, нео-авангарда. Он - «анти-академический» самоучка, всего лишь один год - 1973-й - проучившийся в колледже искусств в Челси в Лондоне. Несмотря на отсутствие формального образования и благодаря явному таланту и политической активности и «левизне», Абрамсон обласкан истеблишментом: в 1986 году он начал преподавать в «Бецалеле», возглавлял один из факультетов академии искусств с 1992 по 1999 год, а сейчас является профессором колледжа «Шенкар».

Свой путь в политике Абрамсон начал раньше, чем в живописи – еще в 1970-м году, 16-летним юношей, он подписал знаменитое «письмо выпускников» - «михтав ха-шминистим», обращение к недостаточно «мирной» тогда премьер-министру Голде Меир тех, кто отказывался от военной службы по идеологическим причинам. Возможно, как он сам считает, причиной его левизны послужила судьба его семьи. Абрамсон родился в 1954 году в Йоганесбурге в Южной Африке в семье врачей. Его родители организовали общинный медицинский центр для чернокожего населения, за что подвергались преследованиям властей апартеида. Поэтому, когда в 1961-м году отец Ларри Абрамсона получил предложение о работе от Медицинской школы «Хадасса» при Еврейском университете, семья переехала в Израиль и поселилась в Иерусалиме, где Абрамсон живет по сей день. Идиллия, по его словам, продолжалась шесть лет – до Шестидневной войны 1967 года. Позже поиски справедливости отразились в живописи и образе жизни.

76c61d9b4ac6aadbea3bf44fb6c1bdb6_250px-Larry_Abramson_2.jpg
Ларри Абрамсон

Но «Черный квадрат» супрематизма от 1915 года занимает Абрамсона не меньше израильской политики, реальностей и отражения этих реальностей в жизни и творчестве художника. Вернувшись в Израиль из-за границы, он более десяти лет – с 1975 по 1986-й – проработал в Иерусалимском семинаре печати, расположенном в конце улицы Шивтей Исраэль, почти у стен Старого города, перезнакомившись там со всеми значительными израильскими художниками и курируя множество выставок как в Израиле, так и за границей. Среди тех, кто оказал на него наибольшее влияние, Абрамсон называет Моше Гросса, Авиву Ури. Арье Ароха, Моше Купфермана (похожие линии и сиреново-серые оттенки краски, у Абрамсона есть даже серия «Сны Купфермана») и Йосефа Зарицкого, у которого в начале 80-х годов была студия в кибуце Цуба возле Иерусалима. Зарицкий часто рисовал древние развалины вблизи кибуца в свойственной ему лирическо-абстрактной манере. Абрамсон же не мог примириться с таким равнодушным отношением к развалинам арабской деревни и создал в середине 1990-х на гребне антогонизма свой известный цикл «Цуба», вызвавший в свое время не мал шума в художественном мире Израиля. На выставке в Тель-Авиве десяткам работам этого цикла - пейзажам, натюрмортам и графике – цветным отпечаткам на старых газетах – отведен отдельный уютный зал, и спокойные белые стены этого уюта позволяют за политической ангажированностью разглядеть талант Абрамсона и его абстрактную манеру живописи. Не менее хороши его натюрморты: сухие ветки, камни, листья, растения иерусалимских гор (все с двойной тенью) - так тонко вырисованные маслом на холсте, что поверить в то, что это не акварель, а масло, можно лишь проведя пальцем по холсту, спрятавшись от строгой смотрительницы в униформе.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

c914f8f1e010cf18bc4750e0b15a868d_09bEvX.jpg

Всего же 35 лет карьеры и политической эстетики середины пути – это сотни работ, развешанные в хронологическом порядке, начиная с середины 1970-х: графика, абстрактные полотна, натюрморты, циклы-серии, в том числе и те, где Абрамсон возвращается к «Черному квадрату» Малевича, о рамки которого он бьется в поисках справедливости и своей позиции - «Черные квадраты» 1987 года и «Возвращение черного квадрата» 1990-го. Черный квадрат и его повторения в качестве выхода из идеологического тупика часто можно увидеть на работах Абрамсона, хотя его любимые цвета иные – желтый, сиреневый, лиловый, серо-песочный, голубой. Именно крупноформатные полотна, залитые лиловыми пятнами, и нежные серовато-охристые натюрморты производят наибольшее впечатление – так, что забываешь смотреть на все это сквозь призму политической борьбы, а просто любуешься формой, цветом, линией, чистой абстракцией, забыв о критике властей. Хотя сам Абрамсон считает, что его живопись - это медия, а рисунки – часть средств массовой информации. Просто же зрители, забредшие в музей, не особо вникающие в идеологические распри, осмысление наследия Зарицкого и историческую подоплеку развалин Цубы, забыв о критике режима, могут вздыхать от удовольствия, рассматривая работы Абрамсона – нежные натюрморты, красивые абстракции, серии «Дом», «Оса», «Роза Йерихо» и даже мрачноватый «экологический» цикл «Груды», сделанный по фотографиям уродливых жилых кварталов-новостроек Иерусалима (уже выставлявшийся в музее в Эйн-Харод). Самая свежая серия – это «Йехиам» 2008-2009 года – цикл, сделанный опять таки по следам одноименного цикла работ Зарицкого. Ларри Абрамсон часто возвращается к прежним сериям и циклам, вновь и вновь препарируя тему.

Куратор музея Элен Гинатон попыталась на этой ретроспективе показать все этапы творчества художника. Тех, кто бывал на выставках Абрамсона раньше, мало что удивит, другие же углядят в хронологической развеске картин историю модернизма и то, как можно сделать арабо-израильский конфликт частью абстрактного искусства и «ботанических» рисунков, включив палестинскую проблему в гербарий засушенных иерусалимских растений. Под силу ли искусству изменить реальность? Этот вопрос волнует Ларри Абрамсона и абсолютно не волнует зрителей, видящих перед собой просто красивые не желто-лиловую переливчатые работы с неуловиво меняющимися тенями, а не политику.

Выставка «Ретроспектива: 1975-2010» Ларри Абрамсона продлится до 9 октября.
Сайт Тель-Авивского музея искусств - tamuseum

 tarbut.ru

 

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment