karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

«Видеть звуки» и рисовать музыку – по следам Чюрлениса

Все музы связаны – давно и крепко. На подсознательном уровне это знают все, сознательный требует зримых доказательств, которые будут представлены, начиная с ближайший субботы, 21 августа, в «Бейт Дундиков» в Реховоте на выставке «Видеть звуки» художника Нахшоли Барака.

Для увеличения нажми на меня!

 

Многие художники и музыканты веками пытаются найти общее в их искусствах, найти палитру или цветное отображение того или иного звука, а в музыке отразить произведения живописи. Чюрленис – хрестоматийный тому пример (один из музыкальных фестивалей назван его именем), а не хрестоматийных – сотни. Нахшоли Барака рисует абстрактные полотна – портреты композиторов через их симфонические произведения и самую музыку.

На выставке в Реховоте представлены две серим работ Нахшоли Барака последних лет – «Посвящение композиторам и «Видеть звуки». Куратор выставки – композитор, профессор Цви Авни.
У каждого художника свои привычки для работы – кому-то нужна абсолютная тишина, кому-то - обнаженная натура, кому-то бокал хорошего коньяка на пленэре, другие же рисует под музыку. Нахшоли Барак - под симфоническую, в основном композиторов-романтиков и современных классических композиторов 20 века. Таков его выбор, его музыкальные пристрастия. Музыка звучит в его мастерской постоянно. 4 года назад, делая эскизы пейзажей (которые он никогда не рисовал фотографически, а скорее отталкивался от реальных ландшафтов, видя в них источник для своей фантазии), Нахшоли Бракак, сам того не ожидая, увидел на холсте проявившуюся музыку. Не ноты, не скрипичный ключ, а игру пятен, красок, форм, линий, складывавшуюся в определенную мелодию - в музыку современного французо-американского композитора Эдгара Вареза, представителя современного музыкального авангардизма и дадаизма, одного из самых радикальных новаторов в музыке ХХ века Именно Эдгар Варез говорил, что «форма – это результат процесса». И такое определение можно полностью отнести к живописи Нахшоли Барака, форма живописных работ которого - результат процесса слушания музыки.

Эдгара Вареза (1883-1965) по праву называют «отцом электронной музыки», гуру новой "конкретной" музыки. Именно благодаря его работам электронная музыка обрела свой главный признак – использование нестандартных тембров музыкальных инструментов. Своей музыкой он доказал важнейший принцип всей современной музыки: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не менее мелодии. «Моей целью всегда было освобождение звука» - говорил Варез.
Окраска и освобождение звука – именно то, что удалось сделать Нахшоли Бараку, отразив в живописи результат воздействия авангардной музыки Вареза. Но сочинения Вареза (они, кстати, носят очень интересные - живописные - названия «Ионизация». «Экваториал», «Пустыни», «Электронная поэма». «Октандр») были только началом. С той самой минуты, с того самого дня, как вспоминает Нахшоли Баркак, он начал рисовать композитора за композитором, сделав 65 абстрактных картин-портретов, посвященных конкретным музыкальным деятелям.

Помимо 65 абстрактных портретов, Нахшоли Барак под влиянием симфонической музыки создал ряд полотен в попытке исследовать и понять специфику творчества неких композиторов. «Видеть звуки» - так называется этот цикл работ по строке והעם ראה את הקולות - «А весь народ видел голоса» из недельного раздела Итро книги Шмот, где речь идет о даровании Торы на горе Синай. Неожиданная связь с электронной музыкой, но Нахшоли Барак спокойно и свободно к ней относится.

Куратор выставки «Видеть звуки» композитор Цви Авни в статье, предваряющий каталог подчеркивает связь музыки и живописи и тот факт, что поколение за поколением художники пытались изображать звуки, а композиторы передавать в музыке палитру красок. В романтическую эпоху – в конце 19 века, эти попытки стали зримыми, а в начале 20 века найти общее в этих двух видах творчества пытались Кандинский, Шенберг, Чюрленис и многие другие вплоть до тех, кто в наши дни профессионально занимается арт-терапией.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

И возможно, что именно эти поиски привели к развитию абстрактной живописи, отказу от фигуративных изображений, свободной манере для того, чтобы рисовать не то, что видят глаза, а то чего хочет воображение. Короче, Нафтали Барак повел себя так, как те композиторы, которые сочиняли а-тональную музыку, а его работы цикла «Видеть звуки» уже показывались недавно на международном симпозиуме «Рисовать музыку», организованном Иерусалимской академией музыки.

Нахшоли Барак пришел к этому невольно, не ища специально этой дороги, а всего лишь слушаю ту музыку, которая отвечает его настроению – недаром большую часть своих работ он сам описывает как сочетание звука и фантазии, выраженное в красках и форме.

Нахшоли Барак начал заниматься искусством еще в детстве в Берлине, где в позже, в юности стал активным членом сионистской организации и бежал от нацизма в Эрец-Исраль в 15 лет. Он присоединился к движению Алият ха-Ноар и поселился в кибуце Эйн ха-Мифрац, где все свободное от работы время занимался живописью и скульптурой. В 1953 году перебрался в Иерусалим, изучал искусство в академии «Бецалель» у Марселя Янко, Мордехая Ардона и Михаэля Гросса, каждый из которых на свой манер повлиял на его живописную стилистику, ритм и чувства.

Рисование под музыку, как один из приемов арт-терапии, довольно широко распространен сегодня. Интересно, что характер рисунков, выполненных под классическую и медитативную музыку, различен. Медики заметили то, что музыканты, художник и просто здравомыслящие люди знали всегда. В рисунках, созданных под классическую музыку, прослеживается некоторая структура: отдельные линии, точки, образные элементы, картинка из воспоминаний, четко разделенные цветовые пятна. Рисунки, выполненные под медитативную музыку, представляют сложное переплетение красок, неожиданные образы, трансформации, спонтанные рисунки-состояния, абстрактные пятна различных цветов, невиданные конфигурации плавно переходящие одна в другую, подчиненные музыкальным правилам.

На выставке «Видеть звуки» в «Бейт-Дундиков» (Реховот, ул. Яаков, 32 ) демонстрируется фильм о художнике и его работах. Выставка открыта до 6 сентября по воскресеньям и четвергам с 17.00 до 19.00, по понедельникам и средам – с 10.00 до 13.00. В честь 120-летия Реховота планируется в помещении «Бейт-Дундиков» открыть музей города. Справки по телефону 08-9494721.

 tarbut.ru

 


 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments