karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Сеной, Сансеной и Самангелоф против хаоса

Сеной, Сансеной и Самангелоф – те самые три ангела, что были посланы к Красному морю вослед демонице Лилит, наводившей порчу на младенцев. И дабы воспрепятствовать ее оным деяниям ужасным со времен незапамятных и поныне, делаются амулеты-обереги. Прогоняется Лилит текстами – да и вообще тексты, буквы и звуки окружают нас в количествах куда больших, чем есть звезд на небе. Текстовые амулеты – это настолько интересно, что чем дальше они уходят в прошлое, тем больше о них выставок. И вот: наша чудесная израильская рэпперша – хип-хопщица Виктория Хана (https://www.youtube.com/channel/UCnNHbDDeN3pvesfhuptF5jg), перепевающая книгу Зоар и ТАНАХ на свой лад (напомню, что родилась она в Иерусалиме в строго ортодоксальной семье у отца – раввина) представляет саунд-видео-инсталляцию, состоящую из записей ее песен, записи звуков четырех стихий – земли, пламени, воды, ветра, и слайд-шоу фотографий старинных амулетов на выставке «В будущем я буду жить в этой комнате долго-долго». Название объясняется просто – в этой комнате в доме художника Пинхаса Литвиновского, на улице 29 ноября, в паре сотне метров от бывшего лепрозория Хансена и театра, столь позорного теснимого коробками дорогого жилого комплекса, во время «короны» был устроен hub – студия-резиденс для четырех художниц, среди которых оказалась и Виктория Хана.

Пинхас Литвиновский – то самый знаменитый художник, который приплыл в Израиль на корабле «Руслан» (второй раз приплыл) и известен, вообще и в целом, благодаря своему таланту и, в частности тем, что рисовал портреты лиц важных и известных. И одно из таких лиц – а именно Моше Даян – вытащил его из подвальной комнатки после 1948 года и отдал ему под студию и жилье второй этаж жилого дома, перешедшего во владения муниципалитета, но ранее принадлежавшего богатой арабо-христанской семье, сдававшей второй этаж важному чиновнику из британской администрации. Уфф… – почти что вся современная история Израиля в названии улицы и в одном предложении.

Литвиновский скончался в возрасте 91 года в 1985 году. В этом самом доме, на этом самом втором этаже, в помещении за прочной металлической дверью хранится архив и художественное наследие Литвиновского – 4000 рисунков. Когда-то его дочери (их уже нет в живых) хотели сделать в этом доме музей, сейчас архивом занимается внук – уже немолодой человек, а дом, бывший тридцать с лишним лет заброшенным, вновь отошел Иерусалимскому муниципалитету, передавшему его полтора года амуте помощи художницам из религиозного сектора. Амута, прежде ютившаяся в бомбоубежище, называется «Ее собственная студия – Центр женского искусства», но как сказала мне ее основательница и директор Ципи Мизрахи – «хватит помогать только религиозным женщинам, мы поддерживаем всех и делаем выставки всех и для всех». И так оно и есть , судя по нынешней «В будущем я буду жить в этой комнате долго-долго». Так что «Бейт ха-цаяр» – дом художника Литвиновского – стал пространством и сообществом для иерусалимских женщин-художниц (и художников тоже)

Нет описания фото.

А амулеты? А амулеты – они, в первую очередь, защищают от хаоса, от ненужных изменений, от пугающих метаморфоз. Метаморфозы страшат: очередь на бензоколонке, чудовищная пробка, радио в машине, из которого лились (Лилит, Лилит – не зря вспомнилось) самовосхваления политиков, перемежаемые рекламой, уровень дебилизма которой уходил гораздо ниже точки абсолютного нуля. Слова, слова, слова, тексты, звуки, буквы…

В сумерках я оказалась в этом все еще не отремонтированном доме с синими ставнями и дверьми, на выставке и на семинаре звуков и амулетов у Виктории Хана. И мы – собравшиеся – выдыхали, выстукивали, пропевали и протанцовывали «мем» и «алеф», «куф» и «шин» – группа легкомысленных безумцев  под звездами, хором читавшихе под музыку тексты амулетов. И было нам прекрасно с древнееврейскими оберегами в глубинах голоса, с талисманом тела, с магическими текстами в вокале…

В выставке «В будущем я буду жить в этой комнате долго-долго»  также принимают участие Аниса Ашкар,  Лени Дотан,  Михаль Хейман,  Эльхам Рокни,  Яэль Серлин,  Дафна Шалом и Михаль София Тобиас.  Сайт амуты и выставки – https://studioofherown.com/

Маша Хинич

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments