karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

«Чайка» в форме рэпа


Фото © Даниэль Каминский

И это было прекрасно… Монолог Нины Заречной в стиле рэпа. В развевающихся прозрачных белых (белых – это и у Чехова указано) одеждах и в четком ритме. Это берет за душу. Пропойте, простучите, прорезонируйте в ритмах, в темпе рэпа «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно. Мой голос звучит в этой пустоте уныло, и никто не слышит». Проговорите и  поймете, в каком ключе и как развивается новый спектакль «Чайка» в театре «Гешер» – быстро, четко ритмично, ни одно слово не ускользает, ни одна ремарка не пропадает, ни одна мизансцена не проходит втуне.

Музыка, цитаты с соответствующим прононсом из популярных лет 20 назад английских песенок (дань тому, что Чехов обозначил «Чайку» комедией), новый перевод на иврит – такой прозрачный, такой настоящий, такой сегодняшний и такой талантливый, что слушая диалоги, монологи и общий разговор, наблюдая за сценами, мизансценами, общими выходами, еще больше убеждаешься в универсальности и вневременности Чехова.
Спектакль на сцене театра в Тель-Авиве 21-го века. Как далеко это от усадьбы Сорина, и в то же время так близко, ведь и тогда и там, и сегодня и здесь, речь идет о любви и безумии во всех вариантах, во всех возрастах, во всех отношениях: безумства любви, любовь безумна, безумие от любви, любовь без безумия (не бывает), безумен от любви, влюблен в безумие - как вам такой речитатив для рэпа? Кто сказал, что любовь это просто? Вокруг этих двух составляющих – безумства и любви - и выстроен этот сложный спектакль, со сложными декорациями, с массой кино-цитат (чего только стоит первый выход Аркадиной и Тригорина!), с родством с «Гамлетом» - прямая связь, с прекрасной музыкой Эфрат Бен-Цур (о, она еще и музыку пишет!)
Все имена будут перечислены в конце, главное – что все молоды (даже те, кто не очень), что это спектакль поставил молодой режиссер для молодой публики, и она – публика – смотрит на сцену, затаив дыхание.
Молодость – то состояние, то время, когда тело и души слитны и неразлучны; когда еще далеко до болезней и ворчаний, когда уже пора философствовать, когда можно начинать в меру страдать и обобщать, когда можно и нужно умнеть, но не забывать, что ты – это пуп земли, ты –  пуп земли, ты – это пуп земли, и все это в темпе рэпа, и каждый занят собою, и нет ему дела до других, даже если другой – это сын, мать, любимая, возлюбленный, муж, брат, ребенок. Ведь ты – это пуп земли, ты - пуп земли. А потом придет разлука и смерть.


Фото © Даниэль Каминский

То, что Чехова поставили в такой форме, в таком формате, только подчёркивает его предвидения. О любви можно говорить и на лужайке и на голубых лежанках, за столом для игры в лото и в узком коридоре, в ожидании, когда подадут лошадей, при долгожданной встрече, уже понимая, что финал неизбежен, уже предчувствуя выстрел «от взорвавшейся склянки эфира».
Герои «Чайки» - такие мягкие (как то самое чучело), зависящие от оценки других, болезненно стремящиеся к выдуманным идеалам и страдающие от недостижимости их достичь - они не всегда понятны, но они близки. Мы же все – «мировая душа» из домашней декламации.
А конфликт поколений, а искренность и фальшь, а муки творчества, искусство, борьба с консервативностью, поиски новых форм, ответственность таланта перед требованиями жизни, мятущиеся молодые писатели и самодовольное старшее поколение, жестко и жадно хватающееся за завоеванные позиции? Все это есть в этой написанной в маленьком мелиховском флигеле пьесе. И все это осталось в новом спектакле, но приобрело иной ритм. Этот спектакль - составной и прозрачный (как уже упоминавшейся перевод), честный и актерский, гротескный и простой, декадентский и нежный. Осталась ли эта пьеса в данном воплощении русской классикой? Конечно, нет – и это тоже восхищает. Но Чехов остался сам собой, и все, что он писал, верно во все времена.


Фото © Даниэль Каминский

Театр «Гешер» «Чайка, режиссер - Яир Шерманом, перевод –Рои Хен. В спектакле заняты ведущие актеры театра Гешер: Эфрат Бен-Цур (Аркадина), Шломи Бертонов (Треплев), Александр Сендерович (Сорин), Джой Ригер (Заречная), Дорон Тавори (Шамраев), Светлана Демидова (Полина Андреевна), Тали Осадчи (Маша), Мики Леон (Тригорин), Саша Демидов (Дорн), Паоло Э. Моура (Яков), Эли Менаше (Медведенко).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments