karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

А корабль плывет… "Проект Ноев Ковчег"

- Я себя художницей не считаю, не хочу, чтобы меня так называли - говорит Яна Фукс-Галицкая.
- А кто ты? Образование у тебя художественное. Проходят выставки, ты создала собственную художественную школу, преподаешь живопись.
- Я - человек в процессе поиска единомышленников, потому и устроила выставку "Проект Ноев Ковчег" на Кинерете в "Бейт-Габриэль" в Цемахе. Надеюсь, ее увидят те, кого я ищу – те, кто вместе со мной будут создавать лабораторию современного искусства. Те, кого, как и меня, интересует тема воды, экологии, живописи. Кто не равнодушен.

Для увеличения нажми на меня!

 

- Ноев Ковчег – это и вода, и дом, и спасение, груз воспоминаний и накопленное богатство. Что для тебя самое важное в этом проекте?
- Время. Течение времени. Вода – это тоже течение, в котором отражается реальный мир. Вода и Ноев Ковчег – очень емкие для меня понятия.

- Поэтому ты сначала показала этот проект на выставке водных технологий?
- В прошлом году на международной выставке Watec-2009, проходившей в "Ганей-Тааруха" в Тель-Авиве, я представила своей проект "Водяные линзы" и несколько работ из "Ноева Ковчега" – хотела понять, как на них будут реагировать. Мой проект был единственным художественным экспонатом на этой технологической экспозиции - сплошной нержавеющий металл, трубы, чертежи, компьютерные новшества

- Ты была единственным художником?
- Я бы сказала – единственным творческим началом. Меня давно интересует тема воды и водных технологий, а инженеров и программистов явно заинтересовала возможность художественного подхода к этому.

- Лирики и физики, то есть лирика и водные технологии?
- Я называю это поиском. Может мне это интересно потому, что мои родители были инженерами-химиками. Мама часто брала меня в лабораторию, где меня завораживал блеск воды в колбах и склянках. Вода меня гипнотизировала с детства. Я родилась в тургеневских местах - в Спасском-Лутовиново, где кругом - озера, пруды, река. С тех пор немало утекло и воды и времени. Я специально подчеркиваю в названии своей выставки слово "проект". Проект – это что-то непостоянное. Выставка на Кинерете в "Бейт-Габриэль" - часть творческого процесса, который течет, может измениться в любом другом пространстве.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

- Мне довелось даже походить по твоим работам. Это было сильное ощущение: пол комнаты устлан фотографиями, отпечатанными на особом пластике, и я по ним шлепала босыми ногами, как по лужам, в которых отражается время и небо. Время - потому что под водой на твоих картинах-фотографиях плавают старые репродукции, письма, не нашедшие адресата, листы с расплывшимися нотными записями, а над ними - невиданные замки и Ноев Ковчег.
- Именно так – только то, что ты назвала замком – это Церковь Благовещения над Кинеретом, Хар ха-Ошер. Я ищу для своего "Ноева Ковчега" альтернативное пространство, новое место для применения своих идей – не обязательно художественные галереи. Например, с удовольствием бы показала свой "Проект Ноев Ковчег" в информационных центрах компании "Мекорот". Я хочу разместить свои работы под водой или повесить их на стену так, чтобы по ним стекали струи водопада. Вода все смывает - смоет и отрицательные эмоции, изменит настрой зрителей.
Я хочу преодолеть стены галерей и музеев. Накопилось много разных вещей и идей – я бы собрала их все вместе и устроила "Музей Дома" – экспериментальную лабораторию, где решались бы вопросы взаимосвязи архитектуры, пространства, дизайна, экологии, живописи и того, как во всем этом чувствует себя современный человек, уставший от переизбытка вещей. Музей – лабораторию, в которой станут изучать, как происходит творческий процесс, исследовать вопросы взаимосвязи человеческой культуры и искусства.

Мое желание - развить в каждом человеке, в моих учениках – творческое начало. Я ставлю себе целью не воспитывать художников, а развивать творчество и делать это можно, как угодно – хотя бы и на примере водных технологий. Меня интересует не чистое искусство, а человеческая культура в целом, ремесла. Наука – это такое же проявление культуры, как и живопись, которая после промышленной революции 19 века ушла в сторону, а художники стали в некой степени отверженными личностями, оторванными от общества. Во времена Возрождения многие художники были учеными – к примеру, Леонардо. Мысль тогда была, как это не парадоксально, более инженерная. Это меня и привлекает. Мой диплом в институте не был чисто живописным – то было смесью дизайна, прикладного искусства, истории живописи. Меня интересовало влияние пространства готического собора на верующего человека. Это стало темой моей работы, из-за которой и из-за за того, что моя живопись была далеко от реализма, меня едва не выгнали из института.

Для увеличения нажми на меня!
Яна Фукс-Галицкая

Для увеличения нажми на меня!

- Готические соборы – вот на что похожи твои модели, которые ты изготовила для "Проекта Ноев Ковчег". Пространство храма на безграничности воды.
- Архитектура для меня – колоссальное удовольствие. Раньше я занималась ею на подсознательном уровне, а теперь вновь и вновь намеренно возвращаюсь к тому, что архитектура – это в первую очередь взаимосвязь пространства и коробочки, в которых человек создает себе жизнь, семью, дом. В каждом доме-коробочке концентрируется своя особая энергия. А еще мне через "Проект Ноев Ковчег" хочется вернуться в то время, когда наука и искусство были вместе. С одной стороны современные художники очень одиноки – они абсолютно не привязаны ни к чему. С другой стороны – они поднимают стяги непонятно чего. Художник - это ремесленник, он должен сам смешивать краски, быть ответственным за качество. И одновременно художник должен уметь переступить между "ничем" и "чем", сделать самый первый важный шаг. Когда я трогаю карандашом бумагу, то нахожусь уже не на ее поверхности, а внутри. Начинается работа, сумасшедшее напряжение и потрясающее удовольствие.

- А что такое дизайн?
- Дизайн это и есть связь технологий и художественного творчества. Но большая часть художников ушли в оторванное от жизни пространство. Я предпочитаю видеть искусство более простым и менее надуманным, без многостраничных описаний концепции.

- Твоя "не-оторванность", процесс для тебя важнее результата?
- Да, я даже готова к тому, чтобы вода размыла мои работы. Мои модели из бумажных волокон недолговечны. Я не хочу, чтобы мои картины оставались чисто декоративным неизменным элементом. Мне важно, чтобы они стали частью жизни и того самого архитектурного пространства – дома, влияющего на всех, в кто в нем находится.

- Какая бумага использована для моделей "Ноева Ковчега"?
- До бумаги была репатриация в Израиль, столь на меня повлиявшая: нехватка воды, ожидание дождя, долгожданный запах сырости с улицы, мечты о тумане. Человеку, как известно, надо лишиться чего-то, чтобы понять, как он этим дорожил. Меня лишили воды. А еще на меня повлияла поэзия Мандельштама и эссе Бродского о Венеции - "Набережная неисцелимых". Бродский возвращается к библейской фразе "И дух Божий носился над водою". Значит, Дух в ней отражался – и остался... Отражение бесконечного времени разлилось в изменчивой воде, течение которой не остановить. Работа в искусстве основана на парадоксах. Противоположные вещи порождают новые идеи. А потом к этому присоединилось ощущение коробочки – инстинктивное желание удержать в моем личном пространстве то, что мне важно. Я сделала свою коробочку из бумаги…

- ..и поплыла в ней по Кинерету в своем Ноевом Ковчеге - по воде аки по времени. По миру, полному опасностей, в том числе и экологических. В твоих работах проглядывает экологическая подоплека. Это так?
- Безусловно. Пресной воды становится все меньше и, одновременно, мир из-за таяния ледников погружается под воду. Я подхожу к кромке Кинерета и чтобы добраться до чистой воды, должна преодолеть полосу грязи и полиэтиленовых пакетов. Я делала снимки для "Ноева Ковчега" на Кинерете в течение трех лет. И каждый раз, когда мы приезжали в одно и то же место, носила свой фотоштатив все дальше и дальше – так отступала от берега вода. Та самая вода, которая нужна, чтобы изготовить бумагу.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

- Мы вернулись к моему вопросу – что это за материал?
- Это бумага, сделанная вручную из волокон растения козо – того самого из китайских легенд об изобретении бумаги. В Израиле ее умел делать единственный специалист – Натан Карен из кибуца Хамей-Йоав. Но он уехал в Италию и присылает мне теперь не саму бумагу, а волокна, сырье, из которого я формирую модели и скульптуры. Эти скульптуры я отвозила на Кинерет – вместе с нотами, репродукциями итальянской живописи, акварелями - все погружала в воду и фотографировала на рассвете в 5-6 утра. Остатки человеческой культуры плавали в воде, преобразовывавшей различные предметы. Картины из этих предметов существовали секунду – нахлынула волна, поднялся песок - и они исчезли. Вода отражала их бытие, после чего они растворялись. Я сделала около 600 снимков – на выставке в "Бейт-Габриэль" представлены 30. Сам творческий процесс сжимался до момента фотографирования, щелчка затвора.

- Эта выставка живописи, скульптуры, фотографии, дизайна?
- Ради официальных инстанций я назвала это экологическим искусством. Но мне не хотелось бы играть на чувствах зеленых или коммерциализировать свою идею. Я не предлагаю технологических патентов, а пытаюсь визуально влиять на эмоции, предостеречь. Пытаюсь через зрительные образы проникнуть в души. Может, кто-то после моей выставки станет плотнее закрывать водопроводные краны.

- Тебе интереснее влиять или выражать себя?
- Влиять. Потому я и хочу уйти от чистого искусства.

5053c7655b1e0da89b875582f0c86fee_yana2.JPG

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

- Нырнуть в действительность, чтобы ее изменить? Твои работы - нереальное существование реального видения. Отражение в воде неразрывно связано с миром. А ты, как кажется, теряешь в "Проекте Ноев Ковчег " ощущение времени.
- Когда я делала эти снимки, я была внутри своего водного мира. Я пытаюсь создать искусство, которое можно трогать руками - физически ощутимое, но не усиливающее художественными средствами ужасы современной жизни, как часто бывает на выставках модерна, а предостерегающее. Я не хочу пророчествовать, просто пытаюсь привлечь внимание к проблеме воды. Мне как раз кажется аномалией, что современное искусство вышло на стадию пророчества.

- Твои работы вызывают много вопросов – как ты на них ответишь?
- 8 и 9 октября я буду находиться в "Бейт-Габриэль". Мне важно, как люди реагируют, что они ищут и что спрашивают. Я хочу найти людей, с которыми можно идти дальше – энтузиастов, неравнодушных людей, тех, кого еще что-то волнует.

Выставка Яны Фукс-Галицкой «Проект Ноев Ковчег» проходит с 26 сентября по 24 октября в галерее «Бейт-Габриэль» в Цемахе на Кинерете. Вход свободный.

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments