karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

«Момикс»: лучшее от Пендлтона

Известная американская балетная труппа стала частым гостем Израиля – не таким частым, как в свое время госсекретарь Киссинджер, летавший в Тель-Авив каждый две недели, но почти: «Момикс» прилетает в Израиль каждые два года, подкупая израильтян красотой стиля, чистотой и лаконичностью танца, любопытными хореографическими сюжетами и раскованностью, заставляя публику не только затаить дыхание от акробатических трюков на сцене, но иногда и подпрыгивать от удовольствия ради солидарности с выделывающими невероятные па виртуозными кружащимися в танце исполнителями. Несмотря на возможную слабость вестибулярного аппарата головокружения за четверть века существования у «момиксовцев» нет, а у зрителей возможно голова закружится от удовольствия – «Момикс» снова в Израиле!

Для увеличения нажми на меня!


 

В нынешние краткие гастроли «Момикс» покажет лучшие работы своего художественного руководителя, хореографа Мозеса Пендлтона в рамках абонементной серии «Махоль бе-Мишкан» в Тель-Авивском центре сценических искусств с 1 по 3 июля, 5 июля в Иерусалиме, 7-го в Хайфе и 8 июля в Беэр-Шеве.

30 лет назад Мозес Пендлтон считался многообещающим современным реформатором американского современного балета. Через 30 лет он все еще радует своими идеями, атлетическими номерами в танцах, цирковыми вывертами в исполнении нежных балерин и отменным чувством юмора в подход к хореографии, что позволяет его танцовщикам совершать гигантские прыжки над сценой, презрев силу гравитации. Не смеясь над собой, от земли не оторваться, а так все получается шутя и легко. Благодаря своим новшествам и идеям в хореографии Пендлтон и его «Момикс» стали известны за пределами США. Эта американская группа современного танца во многом изменила представления о модерном балете, и не только изменила, но и перевернула с ног на голову или с головы на ноги, на 90, 180 и 270 градусов, поменяв представления о системе координат на сцене. Танцовщики труппы превращались то в кактусов, то в змей (очень похоже - могу засвидетельствовать), летали на сцене почти без трапеций, изображали звезды морские и небесные, сами светясь от удовольствия. что так хорошо получается. А еще они умеют станцевать эмоции, чувства, всех зверей и геометрические фигуры, творя на сцене почти невозможное легко, непринужденно, так изящно и слитно с музыкой, будто это присуще всем от рождения. Хотя не стоит сбрасывать со счетов сложности тренировок, годы репетиций и горы сброшенного веса, а также изобретательную помощь звукооператоров, постановщиков света, художников по костюмам и фантазии самого Мозеса Пендлтона.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

fbf8568271bee8c0e11929e63aca62da_momix3.JPG

Помимо волшебных декоративных балетных спектаклей, такой ансамбль не может не участвовать в особых проектах, во всех экспериментальных начинаниях, будь то в кино, театре или на телевидении. Ансамбль «Момикс», благодаря своей популярности, участвовал в телевизионном сериале о современном балете в Америке, в вечерах «Посвящение Пикассо» в Париже, был выбран представителем США на открытии культурного центра Европы в Дели. Труппа и сам Пендлтон снимались в фильме Роберта Алтмана «The Company» - как раз именно о балетной труппе. Диск с постановкой "Момикс" на музыку "Картинок с выставки" Мусоргского с участием Монреальского симфонического оркестра под правлением Шарля Дютуа получил премию "Эмми" в категории "Лучший специальный проект в области исполнительских искусств". Театр гастролировал в США, Канаде, Испании, Франции, Германии, Австралии и других странах. Постоянно базируется в Вашингтоне, штат Коннектикут.

В Израиле «Момикс» покажет программу «Лучшее» – работы Моше Пендлтона за 25 лет карьеры – чувственные, музыкальные, разнообразные на музыку Баха, Питера Габриэля и других композиторов. Подобная перспектива - хороший повод увидеть, как развивалась группа за четверть века. Скучно не будет – скучным «Момикс» быть не может.

А началось все уже давно: в 1971 году в колледже Дортмут в Нью-Хемпшире преподаватель танца Элисон Чейс дала задание четырем студентам придумать хореографический номер, который они назвали «Пилоболус». Джонатан Уоллкен, Мозес Пендлтон, Робби Барнетт и Ли Харис придумали танец, доказавший, что гравитацию можно преодолеть не только запустив ракету в космос или наевшись грибов по рецепту Кастанеды, но и с помощью танца, легко и изящно.

То, что был поначалу хореографическим упражнением, превратилось в стиль: скульптурно-акробатический, театральный и оригинальный, стало принципом в хореографии. Позже эта четверка образовала ансамбль «Пилоболус», также не раз бывавший в Израиле, а еще позже от «Пилобулоса» разноцветным мячиком-погремушкой откатился «Момикс» – «Смесь Мозеса» в расшифровке. Сам Франка Заппа приглашал этих танцовщиков открыть его концерт, они участвовали в показе мод у Кардена, а Карден спонсировал их выступления на Бродвее, снялись в десятках реклам.

В семидесятые не было такого хореографа-американца, который не пытался бы что-нибудь разрушить и переиначить. Пендлтон и Джонатан Уокен делали это забавнее всех. Их спектакли разрушали традиционные представления о том, как тело выглядит, сколько оно весит и как оно должно перемещаться в пространстве. Танцовщики в работах «Пилоболуса» вырастали до размеров двухэтажного дома, складывались в колоды и вытягивали руки из глубин сцены до рампы. Все эти фокусы и иллюзии Пендлтон сохранил и в «Момиксе»: мужчины превращались в женщин, танцоры - в акробатов, люди походят на диковинных животных.

Работать самостоятельно Пендлтон начал с 1979 года. Основные его спектакли: "Интеграле Эрика Сати" в Парижской опере (1979) и в "Сити Сентер Джоффри Балет" (1980), хореография в спектаклях "Петрушка" ("Балет де Нанси", 1985), "Молодожены Эйфелевой башни" ("Альянс Франсез", 1988).

Имя Моисея Пендлтона ассоциируется с американской хореографией уже более 30 лет, причем хореографией современной, которая за 30 лет успела постареть, измениться и возродиться, поэтому ныне многие работы Пендлтона называют устаревшими. Мол, это мы уже видели, но такова судьба каждого основоположника жанра: он придумал, другие развили, имя основателя постепенно забывается, а публика неблагодарна. Но у каждого именитого хореографа есть своя публика, остающаяся ему верной, и есть любители балета, старающиеся увидеть все.

Пендлтон еще 30 лет начал вводить в свои хореографические спектакли элементы цирка, физического театра, легкой атлетики, акробатики и комедии дель-арте. Изначально «Момиксом» Пендлтон назвал номер, поставленный им для церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Лейк-Плесиде. Сама же студия «Момикс» выросла из спортивно-танцевальной команды, учрежденной в начале 1970-х несколькими американцами - фанатами танца и спорта в том самом уже упоминавшемся колледже в Нью-Хемпшире. Они веселили публику, пародируя драматические спектакли, балеты и шоу и быстро завоевали популярность. К концу 1970-х из основателей компании остался один Моисей Пендлтон - изобретательный хореограф-режиссер, ставивший и балеты, в том числе и в Парижской опере. С тех пор Пендлтон привносит в свои спектакли трюки, фокусы, оптические обманы и немного танца. Потому его зачастую называют руководителем театра-шоу, хотя параллельно он поставил дюжину чисто балетных спектаклей, в том числе для труппы «Джоффри-балет» и «Петрушку» для балета города Нанси. "Момикс" - труппа танцоров-"иллюзионистов" под руководством Моисея Пендлтона, завоевала мировую известность именно за большую изобретательность и пластическую красоту, а не только за технику танца или красоту хореографии.

Пендлтон смело соединяет танец и цирк. Он не перегружают свои спектакли драматизмом, а придумывает сюрреалистичное и иллюзорное представление, используя свет, тени, оригинальные декорации и танец. Пендлтон собирает беспроигрышные эффекты в программу, напоминающий комикс или слайд-шоу. Но в фантазии ему не отказать, и его спектакли по-прежнему изобретательны и остроумны. В труппе «Момикс» нет солистов. Права на индивидуальное самовыражение лишена даже яркая и экспрессивная танцовщица Синтия Куин, жена Пендлтона. Главное для него - непосредственный визуальный эффект. Его сила - не в остроте танцевальной идеи, а в умении придумать конкретный жест, эффектную позу, трюк, и превращать свою выдумку в яркий номер.

Дополнительная информация на сайтах Израильской оперы и труппы "Момикс"

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments