karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Музыка мира в Опере – исключение из правил

Двенадцать лет назад в Израильской опере существовала популярнейшая серия музыки мира, которую вел знаток этого жанра Дуби Ленц. Музыка мира тогда была еще в новинку в Израиле, несмотря на то, что само понятие world music насчитывает уже несколько десятков лет. Сезария Эвора, Мерседес Соса, «Буэно Виста Сошиал Клаб» благодаря серии «Музыка мира» стали неимоверно популярны в Израиле, а сам жанр «музыка мира» вознесся на необыкновенные высоты вместе с теми, кто в буквально смысле слова висел на люстрах на концертах кубинских и португальских знаменитостей.

Для увеличения нажми на меня!
Ричард Бона

 

Но та музыкальная серия прервалась – по соображениям коммерческим, и сейчас возрождается вновь благодаря руководству Израильской Оперы, решившему, что в очередной раз настали новые времена и вновь пора искать новую молодую публику. Каждый новый музыкальный цикл – это очередная попытка заново что-то изобрести в искусстве. На сей раз для покорения сердца молодых выбрано ультимативное средство – сам Идан Райхель, обладающий нужными связями и знакомствами, постоянно выступающий на международных фестивалях world music и уже работавший над своим «Проектом» с Израильской оперой.

Музыка мира – это хорошо всегда, в музыке мира публика ищет всегда что-то новое, и потому художественное руководство серии «Музыка мира в Опере» поручено именно Идану Райхелю, чье имя безошибочно ассоциируется с лучшими образами «world music» и кто является одним из наиболее ярких представителей израильского направления того, что сам Идан Райхель на пресс-конференции в Израильской опере назвал «музыкой улицы». Музыкой тех улиц и тех стран, где мы еще не были, с которыми еще не знакомы. Тех, кто впервые приезжает в Израиль. Каждый из приглашенных исполнителей - это и имя, и бренд, и музыкальное явление особого стиля из определенных стран. А сам Идан Райхель задумал сделать в Тель-Авиве фестиваль наподобие знаменитого кочующего WOMAD Питера Габриэля.

Само понятие музыки мира за прошедшее время изменилось, как и изменился сам жанр. Сегодня музыка мира рассматривается как музыка из другой страны, что-то доселе незнакомое, как музыка тех исполнителей, чьи имена связываются с определенным языком, с фолком, с аутентичными музыкальными инструментами, но позже их имена становятся настолько популярными, что превращаются в отдельное явление. Когда любая группа или музыкант становится знаменитыми, они перестают быть частью музыки мира, а становятся просто сами собой – как Bueno Vista Social Club. Новые определения меняют сам стиль, музыка развивается и в какой-то момент уже определения не успевают за изменениями.

Хотя на деле израильтяне давным-давно начали интересоваться world music: Шошана Дамари пела на идиш, а еще раньше - в 20-е годы - песни на идиш исполняла йеменитка Браха Цфира. Офра Хаза, Ахиноам Нини, Ясмин Леви, группа «Шотей ха-Навуа», Муш Бен-Ари, фестивали этнической музыки – такие, как Иерусалимский фестиваль уда, местные поп-группы - все внесли свой вклад в израильскую world music, в это сочетание корней, харизмы, профессионализма и универсальности музыки ежедневной борьбы за выживание.

Музыканты это направления хорошо знаком друг с другом, постоянно пересекаясь на различных фестивалях. Так, с лучшим исполнителем малийского блюза, гитаристом Вьё Фарка Туре Идан Райхель встретился на фестивале в Испании, потом они столкнулись в аэропорту в Германии, а затем уже в Париже записали совместный сингл. Неудивительно, что как раз Фарка Туре (сын знаменитого Али Фарка Туре) из Мали откроет в конце ноября пока что скромно составленную из четырех концертов серию «Музыка мира в Опере», все участники которой впервые приезжают в Израиль.

Следующей – в феврале уже 2011 года - в Тель-Авиве выступит знаменитая Конча Буйка – исполнительница фламенко с Майорки, которую называют «100 процентов чувств» или «смуглая Эдит Пиаф».

В апреле 2011 года состоится концерт джазового гитариста, композитора, поэта и вокалиста Ричарда Бона из Камеруна, одного из лучшего басистов мира, давно уже живущего в США, а перед этим 7 лет проведшего в Париже. Говорят, что от Ричарда Бона исходит такая энергетика, что на его выступлениях теряют сознание, а его музыка меняется от альбома к альбому, от африканского пения а’капелла до симфонических оркестровых фрагментов.

Заключит серию этого сезона в июле 2011 года легендарная группа «Ladysmith Black Mambazo» – мужской хор а’капелла из Южной Африки, не раз удостаивавшийся премий «Грэмми» (и еще танцующих мужской африканский канкан).

Африканская музыка –это нынешний европейский мэйнстрим, от африканских ритмов отталкиваются многие исполнители музыки мира, хотя для участия в следующих сезонах «Музыки мира в опере» получены заявки от ансамблей из Бразилии, Китая, Финляндии, Норвегии и Исландии. Важно подчеркнуть, что ни один из приглашенных артистов не отказался от участия в «Музыке мира в Опере», и по словам Идана Райхеля, отказ от гастролей в Израиле обычно исходит не от музыкантов, а от их продюсеров или маркетинговых отделов звукозаписывающих фирм.

ac1631a076dd8d768a7b6bfe9dc0d97c_vieux_farka_toure_-_thomas_arnbo.jpg

29-летний Вьё Фарка Туре (Vieux Farka Toure)– вокалист и гитарист из Мали, сочетающей в своей игре африканские мелодии и рок-н-ролле, рэгай, поп и сальсу. Но на самом деле он играет блюз – настоящий блюз в сердце Западной Африки. Его отец – знаменитейший Али Фарка Туре – так что у Вьё был хороший учитель, недаром его самого называют «Джимми Хендриксом из Сахары». Несмотря на молодость Вьё Фарка Туре успел выпустить четыре альбома. На первом - 2006 года - часть композиций он играет с отцом, над последнем - «Fondo» - работал вместе с израильским гитаристом Йоси Файном. В рамках серии «Музыка мира в Опере» он выступит со своим ансамблем из 5 музыкантов, среди которых и исполнитель на традиционных африканских ударных инструментах.

efb9043744af3996b85f38d806174620_concha buika 20.jpg

Конча Буйка (Concha Buika) - виртуозная исполнительница джаза, соула и фанка, но подлинную славу ей принесли песни фламенко. Дебютный альбом она выпустила в 2005 году, но уже признана испанской дивой, а в 2008 году ее альбом "Niña de Fuego" был номинирован на "Latin Grammy Award". Ее история из тех, благодаря которым устанавливаются новые правила. Сама певица говорит, что своими песнями она противостоит "эмоциональным диктатурам", выжигающим сердца и воображение, "Бог создал нас свободными, чтобы выбирать, кем быть" – представьте себе эту фразу, спетой в духе фламенко.
Конча Буйка - испанка в первом поколении. Ее родители - выходцы из Экваториальной Гвинеи, получившие в Испании статус политических беженцев (отец был поэтом, писателем и придерживался либеральных убеждений). Певица росла в бедном цыганском квартале Пальмы де Майорка (Балеарские острова), с детства занималась музыкой, поражая знакомых удивительной пластичностью голоса. В школе она была единственной темнокожей ученицей. Она стала первой афро-испанской артисткой, которую испанцы готовы наградить титулом «королевы фламенко» - музыки, которая, по общему убеждению, отражает тайны национального сердца и истории.

Ричард Бона (Richard Bona), один из наиболее оригинальных представителей современной импровизационной музыки, играющий практически в любом стиле современного джаза - от мэйнстрима до джаз-рока, - родом из восточного Камеруна. Его дед был певцом и сказителем, и именно он преподал мальчику самый первый урок - в музыке должно содержаться повествование. В его доме не смолкала музыка, почти все его родные были музыкантами. Первый инструмент, на котором научился играть Ричард Бона, был балафон - аналог европейского ксилофона, который он сам же и смастерил, а выступать с концертами начал с пяти лет в церкви с матерью и сестрами. Большинство инструментов он делал для себя сам, включая флейты, барабаны и 12-струнную гитару, используя в качестве струн тормозные ремни от велосипеда.
В 1980 году некий француз открыл клуб при гостинице города Дуалу. Этот человек привез с собой в Камерун 500 джазовых альбомов, и Бона прослушал их все, самостоятельно учась читать и писать музыку. Он уехал в Париж зимой в майке и шортах, мечтая стать великим джазменом, но, выйдя из аэропорта понял, что ему холодно и страшно. Но уже спустя два месяца Бона играл с Дидье Локвудом и Марком Дюкрэ. Бона провел в Париже семь лет, серьезно учился музыке. В 1995 году он уехал в Америку и стал играть с Гарри Белафонте и Джо Завинудом. В конце 1998 года Richard записал свой первый альбом ''Scenes from My Life''. Бона работал с такими джазовыми гигантами, как Майк Стерн, Чик Кориа, Ларри Корайелл, Херби Хенкок, Майкл, Руди Брекер, Пэта Мэтени и Боб МакФеррин.

Ladysmith Black Mambazo
Ladysmith - название южно-африканского городка, в котором когда-то собралась эта группа. Black Mambazo - черный Зулусский топор, который согласно поверьям побеждает противников на соревнованиях. В 1960-х годах в этом городке Джозефом Шабалалой был организован детский Зулусский коллектив "песни и пляски", позже преобразованный в мужской хор, восстановивший традиции зулусского хорового пения, иначе ISCATHAMIYA, в переводе с языка Зулу означающий военный термин "шаг крадущейся походкой". Этот стиль возник на шахтах Южной Африки, когда чернокожим рабочим после шестидневной рабочей недели хотелось развлечь себя ночным пением и танцами “на кончиках пальцев”, чтобы не привлекать внимания охранников. Фестивали ISCATHAMIYA проходят в больших городах ЮАР, и именно на этих фестивалях прославился поначалу Ladysmith Black Mambazo. Первый свой альбом "Amabutho" хор записал еще в 1973 г. Этот первый африканский диск, получивший звание "золотой" по количеству продаж, стал самой продаваемой записью ЮАР. С тех пор хор выпустил еще 40 альбомов. Стоит отметить, что за пределами Африки «Ladysmith Black Mambazo» стал знаменит благодаря совместной работе с Полом Саймоном над диском "Graceland".

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments